Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85
имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»
Конспект урока русского языка
ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
6 класс
Подготовила
Баженова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие
Ведущая технология урока: игровая
Оборудование: карта путешествия по замку, карточки с тестовыми заданиями, индивидуальные карточки «Клятва друзей».
Технические средства обучения: магнитофон, мультимедиа-проектор.
Цель:
Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе овладения лексическими и грамматическими нормами русского языка.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их и доказывать переходность или непереходность глагола.
2. Развивать речевую культуру обучающихся.
3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство товарищества.
ХОД УРОКА:
Звучит музыка.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвали на урок книги Джоан Ролинг о Гарри Поттере. Мы отправимся в удивительное путешествие: из города Тайшета перенесемся в замок Хогвартс, из реального мира в волшебный, в мир книги. И во время этого путешествия мы узнаем новое о глаголе. Поможет нам в путешествии по стране русского языка карта замка Хогвартс.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Книга прочитана, а ты как будто живешь в окружении ее героев, радуешься и печалишься вместе с ними.
— Действительно, интересная книга не оставляет нас равнодушными, мы вспоминаем ее героев, ждем с нетерпением продолжения и радуемся, когда экранизируют понравившееся нам произведение. И сегодня книга у нас в гостях.
— Выпишите из предложения глаголы живешь и радуешься.
— Обозначьте орфограммы в глаголах.
— Определите вид глаголов. Несовершенный вид.
— Давайте вспомним, чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать? Глаголы несовершенного вида на вопрос Что делать?
— Поставьте глаголы живешь и радуешься в неопределенную форму. Жить, радоваться.
— Образуйте видовую пару, т.е. подберите однокоренной глагол совершенного вида. Прожить, порадоваться.
— Подберите к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. ( Показываю книгу) Радоваться книге.
— Прожить вместе с ее героями… жизнь.
— Глаголы, как вы видите, управляют существительными.
— В каком словосочетании глагол обозначает действие, которое прямо направлено, переходит на предмет? Прожить жизнь.
— Обратите внимание, зависимое существительное в этом словосочетании в форме какого падежа? Зависимое существительное в форме винительного падежа.
— Каким членом предложения является зависимое слово? Дополнением.
— Есть ли предлог в этом словосочетании? Нет.
— Глагол в таком словосочетании называется переходным.
— А в словосочетании радоваться жизни глагол непереходный. Как вы думаете, почему? Зависимое существительное в форме дательного падежа.
3. Сообщение темы урока.
— Тема нашего урока – переходные и непереходные глаголы. Запись темы в тетрадях.
— Сегодня мы научимся находить в тексте переходные и непереходные глаголы. Обратим внимание на их лексическое и синтаксическое значение. Эти умения помогут вам выполнить домашнюю работу.
3. Изучение и закрепление нового материала.
— Какой волшебный предмет всегда был у Гарри Поттера.
— Да, Гарри Поттер с помощью волшебной палочки творил чудеса. А мы с вами можем творить чудеса не с помощью волшебной палочки, а благодаря нашей сообразительности, любознательности, памяти, смекалке.
— Кто попробует себя в роли волшебника? Вспомните, какие глаголы называются переходными?
— Перенесемся на площадку для игры в квиддич. Играют два факультета: Гриффиндор и Когтевран. Ребята 1 варианта учатся на факультете Когтевран, и они знают очень хорошо переходные глаголы. Ребята 2 варианта учатся на факультете Гриффиндор и хорошо знают непереходные глаголы.
— А кто же будет ловить снитч, мяч за 150 очков? В библиотеке замка Хогвартс есть все книги Джоан Ролинг. В них встречаются такие названия глав:
«Добби предупреждает об опасности»
«Распределяющая шляпа поет песню»
— Определите, переходный или непереходный глагол в названиях глав.
Ловцы работают с обратной стороны доски.
— Работаем с текстом. Каждый факультет выписывает по 2 словосочетания.
Звучит музыка.
В Хогвартсе Гарри узнаёт о мире волшебников. После потрясающе успешного первого полёта на метле Гарри зачисляют в факультетскую команду по