Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №85

имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»

Конспект урока русского языка

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ

6 класс

Подготовила

Баженова Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Ведущая технология урока: игровая

Оборудование: карта путешествия по замку, карточки с тестовыми заданиями, индивидуальные карточки «Клятва друзей».

Технические средства обучения: магнитофон, мультимедиа-проектор.

Цель:

Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе овладения лексическими и грамматическими нормами русского языка.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их и доказывать переходность или непереходность глагола.

2. Развивать речевую культуру обучающихся.

3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство товарищества.

ХОД УРОКА:

Звучит музыка.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвали на урок книги Джоан Ролинг о Гарри Поттере. Мы отправимся в удивительное путешествие: из города Тайшета перенесемся в замок Хогвартс, из реального мира в волшебный, в мир книги. И во время этого путешествия мы узнаем новое о глаголе. Поможет нам в путешествии по стране русского языка карта замка Хогвартс.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Книга прочитана, а ты как будто живешь в окружении ее героев, радуешься и печалишься вместе с ними.

Действительно, интересная книга не оставляет нас равнодушными, мы вспоминаем ее героев, ждем с нетерпением продолжения и радуемся, когда экранизируют понравившееся нам произведение. И сегодня книга у нас в гостях.

Выпишите из предложения глаголы живешь и радуешься.

Обозначьте орфограммы в глаголах.

— Определите вид глаголов. Несовершенный вид.

— Давайте вспомним, чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать? Глаголы несовершенного вида на вопрос Что делать?

— Поставьте глаголы живешь и радуешься в неопределенную форму. Жить, радоваться.

— Образуйте видовую пару, т.е. подберите однокоренной глагол совершенного вида. Прожить, порадоваться.

— Подберите к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. ( Показываю книгу) Радоваться книге.

— Прожить вместе с ее героями… жизнь.

— Глаголы, как вы видите, управляют существительными.

— В каком словосочетании глагол обозначает действие, которое прямо направлено, переходит на предмет? Прожить жизнь.

— Обратите внимание, зависимое существительное в этом словосочетании в форме какого падежа? Зависимое существительное в форме винительного падежа.

— Каким членом предложения является зависимое слово? Дополнением.

— Есть ли предлог в этом словосочетании? Нет.

— Глагол в таком словосочетании называется переходным.

— А в словосочетании радоваться жизни глагол непереходный. Как вы думаете, почему? Зависимое существительное в форме дательного падежа.

3. Сообщение темы урока.

— Тема нашего урока – переходные и непереходные глаголы. Запись темы в тетрадях.

— Сегодня мы научимся находить в тексте переходные и непереходные глаголы. Обратим внимание на их лексическое и синтаксическое значение. Эти умения помогут вам выполнить домашнюю работу.

3. Изучение и закрепление нового материала.

— Какой волшебный предмет всегда был у Гарри Поттера.

— Да, Гарри Поттер с помощью волшебной палочки творил чудеса. А мы с вами можем творить чудеса не с помощью волшебной палочки, а благодаря нашей сообразительности, любознательности, памяти, смекалке.

— Кто попробует себя в роли волшебника? Вспомните, какие глаголы называются переходными?

— Перенесемся на площадку для игры в квиддич. Играют два факультета: Гриффиндор и Когтевран. Ребята 1 варианта учатся на факультете Когтевран, и они знают очень хорошо переходные глаголы. Ребята 2 варианта учатся на факультете Гриффиндор и хорошо знают непереходные глаголы.

— А кто же будет ловить снитч, мяч за 150 очков? В библиотеке замка Хогвартс есть все книги Джоан Ролинг. В них встречаются такие названия глав:

«Добби предупреждает об опасности»

«Распределяющая шляпа поет песню»

— Определите, переходный или непереходный глагол в названиях глав.

Ловцы работают с обратной стороны доски.

— Работаем с текстом. Каждый факультет выписывает по 2 словосочетания.

Звучит музыка.

В Хогвартсе Гарри узнаёт о мире волшебников. После потрясающе успешного первого полёта на метле Гарри зачисляют в факультетскую команду по

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here