Конспект урока русского языка для 6 класса «Указательные местоимения»
Тема урока: Указательные местоимения.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
1) сформировать понятие об указательных местоимениях;
2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;
3) расширить лексический запас учащихся;
4) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
— развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
— вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос-беседа. — Что называется местоимением?
— Какие разряды местоимений вы знаете?
— Каким членом предложения может быть местоимение?
— Какие личные местоимения вы знаете?
— Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?
— Как изменяются личные местоимения?
— Что вы знаете о возвратном местоимении себя?
— Какова особенность возвратного местоимения?
— Назовите притяжательные местоимения.
— На что указывают эти местоимения?
| Отвечают на вопросы.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.
Подлежащим, дополнением, определением.
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Потому что обозначают лицо, человека, животное.
Они изменяются по падежам. Местоимение он изменяется по родам.
Возвратное местоимение себя указывает на то лицо, о котором говорят.
Оно не имеет именительного падежа и форм рода и числа.
Мой, твой, наш, ваш, свой.
Они указывают какому лицу принадлежит предмет.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. |
| |
3. Работа по теме урока. Беседа. — Перечислите указательные местоимения. — Для чего служат указательные местоимения?
— Прочитаем в учебнике на стр. 26-29 значения указательных местоимений.
— Работа с рубрикой «Знаете ли вы, что…» на стр. 27, 28.
4.Работа со стихотворением А.Фета. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий небосвод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы Эта ночь без сна, Это все – весна! — Какое указательное местоимение повторяется в стихотворении в разных формах? — Каково значение этого местоимения? — Со словами какой части речи оно согласуется? — Сделайте вывод о том, как изменяется это местоимение.
|
Тот, этот, такой, таков, столько. Они служат для выделения среди других какого-либо определенного предмета, признака, количества.
Работают с информацией рубрики в парах.
Анализируют стихотворение А.Фета на раздаточных листах в парах.
Определяют роль и значение указательного местоимения.
Делают вывод об изменении указательного местоимения. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
5. Работа по вариантам. — Образовать все возможные формы местоимений. Вариант 1: такой, этот, таков Вариант 2: тот, столько, такая.
6. Коллективная работа. — Найдите указательные местоимения, подчеркните как член предложения. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов). Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (А.Грибоедов) Природа – мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни (Н.Некрасов) Кто живет не для кого, тот не живет и ради себя (Сенека) Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.Ключевский) Добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему (Б.Шоу)
7. Диктант с заданием. — Запишите словосочетания, определите разряд местоимений. Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, никогда не говори никогда, никто не услышит, ты да я, да мы с тобой, который час, сколько стоит, произошло нечто интересное, несколько раз, мы приедем. (Устная проверка.)
8. Выполнение упр. 31
|
Выполняют задания самостоятельно, при проверке оценивают друг друга.
Учащиеся работают на раздаточных листах, находят указательные местоимения, подчеркивают как член предложения, объясняют свой выбор, оценивают друг друга.
Работают самостоятельно, определяют разряд местоимений, при устной проверке оценивают друг друга.
Выполняют задания и анализируют текст по вопросам. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Исследование какой темы вели на уроке? — Перечислите указательные местоимения. — Каковы особенности указательных местоимений? — Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
— Домашнее задание. § 5 упр. 32(употребление указательного местоимения в нужной форме в предложениях). | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |