Урок русского языка по системе Л.В. Занкова во 2 классе
Тема: «Синонимы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель:
— расширение активного словарного запаса детей, создание условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме, формирование коммуникативных умений.
Задачи:
Образовательные
-
Познакомить учащихся с новым понятием «синонимы»
-
Формировать умение подбирать синонимы к словам
-
Формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи
Развивающие:
— развивать грамотность учащихся;
— развивать орфографическую зоркость;
— развивать диалогическую и монологическую речь;
— развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия;
— развивать аналитическое, творческое, образное мышление;
— развивать творческое воображение;
— развивать познавательный интерес к предмету;
— развивать память.
Воспитательные:
— формировать у учащихся научное мировоззрение;
— формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
— воспитывать чувство толерантности посредством развития способности к самоанализу;
— воспитывать аккуратность, трудолюбие и дисциплинированность;
— воспитывать уважение к одноклассникам;
— прививать устойчивый интерес к русскому языку
Здоровьесберегающая:
— предупреждать утомление и переутомление детей.
Ход урока:
1. Орг момент
— Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Планета Знаний ждёт нас всех.
Пусть вам сопутствует успех!
— Как много материков на этой планете!
Закройте глазки. Открываем. (Глобус) Мы на материке «Русский язык» в стране «Лексика». Это большая страна, где живут слова. В ней много городов. Один из них мы сегодня посетим. Я буду вашим экскурсоводом.
— Перед вами карта этого города Карта города (на доске)
— Название города, узнаем, выполнив задание. Внимание на экран.
— Составьте из букв название города.
СИНОНИМЫ – (на карту)
— Назовите орфограммы в этом слове.
2.Минутка каллиграфии
— Пропишем в воздухе по экрану некоторые буквы из этого слова.
Буква, обозначающая:
— парный, глухой, мягкий согласный. Назовите букву. Приготовились. Прописываем.
— непарный, звонкий, твёрдый согласный. Назовите букву. Какая из двух? Докажи. Прописываем.
— гласный ударный. Назовите букву. Прописываем.
3.Новая тема
Тема нашей экскурсии «Синонимы» (кластер)
— Посмотрите на экран. Используя опорные слова, сформулируйте цели нашей экскурсии.
Узнать, о …синонимах
Учиться использовать… их в речи
Развивать …речь, мышление.
Воспитывать любовь… к русскому языку
— Что вы знаете о синонимах?
-Мы узнаем о них больше в ходе нашей экскурсии.
— Что же обозначает это слово в переводе с греческого языка?
Внимание на экран.
Синонимы (от греч. одноимённый – одно имя, название) – на экране
4. Путешествие по городу «Синонимы»
А теперь я приглашаю вас в МУЗЕЙ СИНОНИМОВ. (Карта)
— Перед нами 3 зала.
— Разделимся на 3 группы по рядам. (символ).
Правила работы в группе перед вами на экране.
-
Называть друг друга по имени;
-
Внимательно слушать товарищей;
-
Выражать своё мнение;
-
Уважать чужое мнение;
Организатор в 1 группе будет … . Во второй…. В третьей…
Расположите и наклейте на лист слова в порядке возрастания их смыслового и эмоционального значения.
1 ряд: Удача, успех, победа;
2 ряд: Светить, сверкать, сиять;
3 ряд: Красивый, прекрасный, роскошный.
Представьте свою работу.(по рядам)
Приготовьте сигнальные карточки.
— Все согласны?Проверка сигнальными карточками (маркер для исправления)
— Что объединяет данные слова?
( БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ, ОДИНАКОВЫЙ ВОПРОС, ОДИНАКОВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ)
(заполняем кластер)
— Почему эти слова находятся в разных залах? (сущ., прил., глаг.)
— Синонимы можно подобрать к любым самостоятельным частям речи.
— Спишите слова в тетрадь и выделите орфограммы. Вспомним правила списывания. Памятка у вас на столах. Прочитайте.
— Представитель 1 группы выйдет к доске и объяснит все орфограммы в словах (объясняет и выделяет орфограммы маркером). 2 и 3 группа слушает и проверяет.
5. Физминутка для глаз
— Отправляемся в Картинную галерею.
— Встаньте. Проследим глазками дорогу к ней.
— Внимание на экран.
6. – Перед нами КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Мы на выставке картин известного художника И. И. Шишкина. (Портрет И. Шишкина на экране).
— Рассмотрите картины. (На слайде четыре картины И. Шишкина).
— Что общего в этих картинах? (изображён лес)
— Прочитаем их название. (Дубрава, пуща, роща, лес)
— Почему они по-разному называются?
— Обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова. (словарь) У вас на столах словарные статьи. I ряд знакомится со словом дубрава, II ряд – со словом пуща, III ряд – со словом лес. Работаем в парах. (символ) А Дима найдёт значение слова роща в электронном словаре.
Проверка по рядам.
— Озвучь значение слова дубрава и рассматриваем ещё раз картину с таким же названием.
— Слушаем значение слова пуща, лес, роща.
— Совпали ли ваши предположения со словарём? Докажите.
Продолжим работать с этими словами по учебнику.
7. Работа с учебником.
Стр.60 Упр. 322, по заданию (а).
1 вариант — назовите группу родственных слов.
2 вариант – назовите группу слов — синонимов.
— Что общего между синонимами и родственными словами?
— Чем отличаются?
Вывод: синонимы звучат и пишутся по-разному.
(кластер)
Опираясь на кластер, сформулируйте, что такое синонимы. Обсудите в группах — четвёрках.
— Сверим наше определение с учебником (стр. 60). (прочитать вслух, прочитать так, как прочитал бы экскурсовод, чтобы все запомнили ( у доски))
В учебнике дана словарная статья из словаря синонимов русского языка. Познакомимся с ней. (стр.61)
— Прочитайте синонимы к слову «говорить»
— Прочитайте синонимы к слову «сообразительный»?
Когда возникают трудности с подбором синонимов, вы можете обратиться к словарю синонимов (показ), а так же к электронному словарю.
8. Физминутка:
– Предлагаю прогуляться по ПАРКУ СИНОНИМОВ
— Встаньте, пожалуйста. Покажите, как можно: идти, шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать. — — Садитесь.
— Как называются слова, которые я произнесла? Докажите, опираясь на кластер.
(слова-синонимы)
9. На выходе из парка перед нами распахнула свои двери БИБЛИОТЕКА.
— Прочитайте текст, лежащий у вас на столах. Работайте в паре.
Вот и пришла весна. Вышло из-за туч ясное
солнышко. Дети выбежали на улицу. Дети рады звонкой капели. Побежали по дорожкам первые ручьи. Дети пускают бумажные кораблики. Хорошо весной!
— Прочитаем вслух.
— Что делает этот текст невыразительным? (Повторяющиеся слова)
— Найдите и подчеркните повторы в тексте. (символ пары)
— Какие слова вы подчеркнули? (Дети)
— Как избежать подобных повторов?
На столах у вас лежат листы с текстом,
Самостоятельно впишите подходящие по смыслу слова. Кому трудно, могут воспользоваться словами для справок.
— Выделим орфограммы в этих словах. (по цепочке)
Слова для справок: ребята, малыши, мальчики и девочки, дети.
— Заполните пропуски.
— Прочитайте полученный вариант текста (у доски).
Как изменился текст? Синонимы позволяют сделать нашу речь яркой и выразительной.
10. Соотнесение схемы и предложения
— Найдите в тексте предложение, подходящее к схеме:
____ -. -. -. -. ~~~~~ _____ . (Побежали по дорожкам первые ручьи).
— У кого другое мнение? Докажи. (разбор синтаксический в тексте)
— Разберём предложение орфографически. ( в тексте)
— Переверните листы с текстом и запишите это предложение по памяти в тетрадь, выделяя орфограммы.
— Откройте текст. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку по образцу.
11. Обобщение по кластеру.
— В завершении нашей экскурсии предлагаю вам игру «ДА-НЕТ».
— Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете сигнальную карточку «+», если не согласны «-».
— Синонимы – это слова разные по смыслу? (НЕТ)
— Синонимы относятся к одной части речи? (ДА)
— Синонимы звучат одинаково? (НЕТ)
— Синонимы отвечают на одинаковый вопрос? (ДА)
— Синонимы пишутся по-разному? (ДА)
15. Рефлексия
—Во время нашей экскурсии вы успешно справились со всеми заданиями. Поблагодарите друг друга за работу, подобрав синоним к слову «хорошо».
Я тоже хочу поблагодарить вас за работу. Вы работали отлично!
16. Оценки за урок.
17. Прослушивание песни
— А сейчас — вам в подарок звучит песня «Синонимы».
18. Итог
— На ПЛАНЕТЕ ЗНАНИЙ много ещё мест, где мы не были, но обязательно их посетим.
На память о нашей экскурсии я хочу подарить вам Буклет, который вам поможет при выполнении Д/З.
— Д/З вы выполните из учебника по выбору упр. 324 или 325 – работа с текстом, правило на стр. 60. А кто-то, может быть, ещё найдёт пословицы, в которых встречаются синонимы.
— Спасибо за работу. Урок окончен.