Урок русского языка по системе Л.В. Занкова во 2 классе

Тема: «Синонимы»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель:

— расширение активного словарного запаса детей, создание условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме, формирование коммуникативных умений.

Задачи:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с новым понятием «синонимы»

  2. Формировать умение подбирать синонимы к словам

  3. Формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи

Развивающие:

— развивать грамотность учащихся;

— развивать орфографическую зоркость;

— развивать диалогическую и монологическую речь;

— развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия;

— развивать аналитическое, творческое, образное мышление;

— развивать творческое воображение;

— развивать познавательный интерес к предмету;

— развивать память.

Воспитательные:

— формировать у учащихся научное мировоззрение;

— формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

— воспитывать чувство толерантности посредством развития способности к самоанализу;

— воспитывать аккуратность, трудолюбие и дисциплинированность;

— воспитывать уважение к одноклассникам;

— прививать устойчивый интерес к русскому языку

Здоровьесберегающая:

предупреждать утомление и переутомление детей.

Ход урока:

1. Орг момент

— Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного.

Планета Знаний ждёт нас всех.

Пусть вам сопутствует успех!

— Как много материков на этой планете!

Закройте глазки. Открываем. (Глобус) Мы на материке «Русский язык» в стране «Лексика». Это большая страна, где живут слова. В ней много городов. Один из них мы сегодня посетим. Я буду вашим экскурсоводом.

— Перед вами карта этого города Карта города (на доске)

— Название города, узнаем, выполнив задание. Внимание на экран.

— Составьте из букв название города.

СИНОНИМЫ – (на карту)

— Назовите орфограммы в этом слове.

2.Минутка каллиграфии

— Пропишем в воздухе по экрану некоторые буквы из этого слова.

Буква, обозначающая:

— парный, глухой, мягкий согласный. Назовите букву. Приготовились. Прописываем.

— непарный, звонкий, твёрдый согласный. Назовите букву. Какая из двух? Докажи. Прописываем.

— гласный ударный. Назовите букву. Прописываем.

3.Новая тема

Тема нашей экскурсии «Синонимы» (кластер)

— Посмотрите на экран. Используя опорные слова, сформулируйте цели нашей экскурсии.

Узнать, о …синонимах

Учиться использовать… их в речи

Развивать …речь, мышление.

Воспитывать любовь… к русскому языку

— Что вы знаете о синонимах?

-Мы узнаем о них больше в ходе нашей экскурсии.

— Что же обозначает это слово в переводе с греческого языка?

Внимание на экран.

Синонимы (от греч. одноимённый – одно имя, название) – на экране

4. Путешествие по городу «Синонимы»

А теперь я приглашаю вас в МУЗЕЙ СИНОНИМОВ. (Карта)

— Перед нами 3 зала.

— Разделимся на 3 группы по рядам. (символ).

Правила работы в группе перед вами на экране.

  • Называть друг друга по имени;

  • Внимательно слушать товарищей;

  • Выражать своё мнение;

  • Уважать чужое мнение;

Организатор в 1 группе будет … . Во второй…. В третьей…

Расположите и наклейте на лист слова в порядке возрастания их смыслового и эмоционального значения.

1 ряд: Удача, успех, победа;

2 ряд: Светить, сверкать, сиять;

3 ряд: Красивый, прекрасный, роскошный.

Представьте свою работу.(по рядам)

Приготовьте сигнальные карточки.

— Все согласны?Проверка сигнальными карточками (маркер для исправления)

— Что объединяет данные слова?

( БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ, ОДИНАКОВЫЙ ВОПРОС, ОДИНАКОВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ)

(заполняем кластер)

— Почему эти слова находятся в разных залах? (сущ., прил., глаг.)

— Синонимы можно подобрать к любым самостоятельным частям речи.

— Спишите слова в тетрадь и выделите орфограммы. Вспомним правила списывания. Памятка у вас на столах. Прочитайте.

— Представитель 1 группы выйдет к доске и объяснит все орфограммы в словах (объясняет и выделяет орфограммы маркером). 2 и 3 группа слушает и проверяет.

5. Физминутка для глаз

— Отправляемся в Картинную галерею.

— Встаньте. Проследим глазками дорогу к ней.

— Внимание на экран.

6. – Перед нами КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Мы на выставке картин известного художника И. И. Шишкина. (Портрет И. Шишкина на экране).

— Рассмотрите картины. (На слайде четыре картины И. Шишкина).

— Что общего в этих картинах? (изображён лес)

— Прочитаем их название. (Дубрава, пуща, роща, лес)

— Почему они по-разному называются?

— Обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова. (словарь) У вас на столах словарные статьи. I ряд знакомится со словом дубрава, II ряд – со словом пуща, III ряд – со словом лес. Работаем в парах. (символ) А Дима найдёт значение слова роща в электронном словаре.

Проверка по рядам.

— Озвучь значение слова дубрава и рассматриваем ещё раз картину с таким же названием.

— Слушаем значение слова пуща, лес, роща.

— Совпали ли ваши предположения со словарём? Докажите.

Продолжим работать с этими словами по учебнику.

7. Работа с учебником.

Стр.60 Упр. 322, по заданию (а).

1 вариант — назовите группу родственных слов.

2 вариант – назовите группу слов — синонимов.

— Что общего между синонимами и родственными словами?

— Чем отличаются?

Вывод: синонимы звучат и пишутся по-разному.

(кластер)

Опираясь на кластер, сформулируйте, что такое синонимы. Обсудите в группах — четвёрках.

— Сверим наше определение с учебником (стр. 60). (прочитать вслух, прочитать так, как прочитал бы экскурсовод, чтобы все запомнили ( у доски))

В учебнике дана словарная статья из словаря синонимов русского языка. Познакомимся с ней. (стр.61)

— Прочитайте синонимы к слову «говорить»

— Прочитайте синонимы к слову «сообразительный»?

Когда возникают трудности с подбором синонимов, вы можете обратиться к словарю синонимов (показ), а так же к электронному словарю.

8. Физминутка:

– Предлагаю прогуляться по ПАРКУ СИНОНИМОВ

— Встаньте, пожалуйста. Покажите, как можно: идти, шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать. — — Садитесь.

— Как называются слова, которые я произнесла? Докажите, опираясь на кластер.

(слова-синонимы)

9. На выходе из парка перед нами распахнула свои двери БИБЛИОТЕКА.

— Прочитайте текст, лежащий у вас на столах. Работайте в паре.

Вот и пришла весна. Вышло из-за туч ясное

солнышко. Дети выбежали на улицу. Дети рады звонкой капели. Побежали по дорожкам первые ручьи. Дети пускают бумажные кораблики. Хорошо весной!

— Прочитаем вслух.

— Что делает этот текст невыразительным? (Повторяющиеся слова)

— Найдите и подчеркните повторы в тексте. (символ пары)

— Какие слова вы подчеркнули? (Дети)

— Как избежать подобных повторов?

На столах у вас лежат листы с текстом,

Самостоятельно впишите подходящие по смыслу слова. Кому трудно, могут воспользоваться словами для справок.

Выделим орфограммы в этих словах. (по цепочке)

Слова для справок: ребята, малыши, мальчики и девочки, дети.

— Заполните пропуски.

— Прочитайте полученный вариант текста (у доски).

Как изменился текст? Синонимы позволяют сделать нашу речь яркой и выразительной.

10. Соотнесение схемы и предложения

— Найдите в тексте предложение, подходящее к схеме:

____ -. -. -. -. ~~~~~ _____ . (Побежали по дорожкам первые ручьи).

— У кого другое мнение? Докажи. (разбор синтаксический в тексте)

— Разберём предложение орфографически. ( в тексте)

— Переверните листы с текстом и запишите это предложение по памяти в тетрадь, выделяя орфограммы.

— Откройте текст. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку по образцу.

11. Обобщение по кластеру.

— В завершении нашей экскурсии предлагаю вам игру «ДА-НЕТ».

— Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете сигнальную карточку «+», если не согласны «-».

— Синонимы – это слова разные по смыслу? (НЕТ)

— Синонимы относятся к одной части речи? (ДА)

— Синонимы звучат одинаково? (НЕТ)

— Синонимы отвечают на одинаковый вопрос? (ДА)

— Синонимы пишутся по-разному? (ДА)

15. Рефлексия

Во время нашей экскурсии вы успешно справились со всеми заданиями. Поблагодарите друг друга за работу, подобрав синоним к слову «хорошо».

Я тоже хочу поблагодарить вас за работу. Вы работали отлично!

16. Оценки за урок.

17. Прослушивание песни

А сейчас — вам в подарок звучит песня «Синонимы».

18. Итог

На ПЛАНЕТЕ ЗНАНИЙ много ещё мест, где мы не были, но обязательно их посетим.

На память о нашей экскурсии я хочу подарить вам Буклет, который вам поможет при выполнении Д/З.

— Д/З вы выполните из учебника по выбору упр. 324 или 325 – работа с текстом, правило на стр. 60. А кто-то, может быть, ещё найдёт пословицы, в которых встречаются синонимы.

— Спасибо за работу. Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here