3 класс
Предмет: русский язык
Учитель: Сибилева Наталья Николаевна
Тема урока:Местоимение
Обучающие цели:
-
Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
-
Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
-
Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
Развивающая цель:
Развитие внимания, памяти, культуры общения.
Цели воспитательные:
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.
Задачи:
1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.
Оборудование:
-
БУНЕЕВ“Русский язык” 3 класс, 2 часть;
-
карточки для исследовательской работы;
-
сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
-
загадки на карточках;
-
компьютер;
-
проектор.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.Настрой детей на работу.(2 мин)
Здравствуйте, ребята!
Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться — этот урок для вас
Представьте ,что у вас в руках чаша добра и счастья, осторожно перелейте часть доброты другу. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.
Сегодня мы познакомимся с вами с профессией— корректора
.(ТАБЛИЧКА СО СЛОВОМ)
-Кому знакомо значение этого слова??
Корректор — работник издательства, газеты или типографии, который вносит исправления в тексты.
Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать
человек данной профессии?
Дети: Внимательность, аккуратность.
Учитель: Правильно. А также ответственность
Работать вы будете в парах, группах,
Вспомните основное правило работы в группе и паре.
Дети: Помощь друг другу, доброта, поддержка.
Сегодняшняя ваша работа на уроке будет оцениваться вами и мной таким образом: все верно-2 балла, в чем-то сомневаетесь-1 балл, ошиблись -0 баллов. Премия -1 балл.
Каждый верный устный ответ 1 балл.
Вид деятельности | оценка | что не получилось | |
1. | Работа с предложениями в группе |
|
|
2. | Составление исследовательской карточки |
|
|
3. | Чистописание |
|
|
4. | Словарная работа |
|
|
5. | Работа по учебнику. |
|
|
6. | Устные ответы на вопросы |
|
|
7. | Оценка учителя |
|
|
8. | Средняя оценка |
|
|
Актуализация знаний.
-Не смотря на то, что корректор очень грамотный человек ,ему часто приходится работать со словарями . Поэтому начнем трудовой день со словарной работы и минутки чистописания.
Отрабатываем навыки письма, а писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».
яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)
Д/З и что узнали об этих словах?
корректор ,реклама,издательство,журналист,редактор
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
-Что объединяет эти слова?
-Что вы знаете о существительном?
(Дети перечисляют все признаки существительных)
ДЕРЕВО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ПАСПОРТ
-Укажите род.
-_Какие слова я могу употребить вместо существительных?(он,она,оно,они)
-А как они называются?
— Вот сейчас посмотрите на начало минутки чистописания и прочтите только прописные буквы.
МЕСТОИМЕНИЕ
3.Стадия вызова
Как вы думаете, о чём же мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?
Краткие сведения о местоимении:
Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.
Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.(БАЛЛ)
4. Стадия осмысления. Новый материал.
– Начнем наше исследование.
Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.
Исследовательская карточка
-
Местоимение –
-
Употребляется вместо
-
Местоимения отвечают на вопросы
-
Не называют предмет, а
-
Личные местоимения
Молодой журналист издательства написал статью. Редактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте и скажите, почему редактор остался недоволен статьей? Как исправить текст , чтобы избежать повторов?
СОВА.
Сова — хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные копи и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны.
(Дети читают текст и замечают повтор слова сова)
_
— Как исправить текст , чтобы избежать повторов?
Заменим существит. другим словом или другой частью речи
ЗАПИСАТЬ ОНА,У НЕЕ, ОНИ
.
-Какие части речи встречаются в тексте?
– Закончите фразы
Наши предложения состоят из …слов.
Каждое слово – это часть… речи.
Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.
– Какой напрашивается вывод?
Исследовательская карточка
-
Местоимение – это часть речи
-
Употребляется вместо
-
Местоимения отвечают на вопросы
-
Не называют предмет, а
-
Личные местоимения
Запишем в исследовательскую карточку.
Задание №2 Постановка и решение проблемы.
Текст на слайде и на карточках.
Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.
Вопрос: О ком или о чем речь?
Ответ:велосипед,брат…
Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
Ответ: Слово «он» не называет предмета . УКАЗЫВАЕТ НА предмет.
На какой предмет?
Далее следует продолжение текста:
РИСУНОК Щенка
( слово о дружбе)
Далее учитель напоминает, что слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка.). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени» с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.
Исследовательская карточка
-
Местоимение – это часть речи
-
Употребляется вместо
-
Местоимения отвечают на вопросы
-
Не называют предмет, а указывает на предметы
-
Личные местоимения
(БАЛЛЫ)
Часто в газетах мы встречаем рубрику « Мы и приода»
Предлагаю вам такую
ФИЗМИНУТКу
– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. /Т.Собакина/
Главная мысль стихотворения? (беречь природу)
Задание № 3 Работа по учебнику в группах)(устная работа)
УПР.290 стр.61-62
1-4 –1группа
5-8- 2 группа
-СФОРМУЛИРУЙТЕ ВЫВОДЫ:
Сравним свой вывод с авторским.
Мы можем добавить в исследовательскую карточку что-нибудь?
Исследовательская карточка
-
Местоимение – это часть речи
-
Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
-
Местоимения отвечают на вопросы
-
Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
-
Личные местоимения
А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные ?
Запишем в исследовательскую карточку.
Исследовательская карточка
-
Местоимение – это часть речи
-
Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
-
Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?
-
Не называют предмет, а указывает на предметы
-
Личные местоимения
( БАЛЛЫ ЗА РАБОТУ В УЧЕБНИКЕ)
Задание № 4.
Заполни таблицу.
Ед. число | Мн. число | |
1 лицо |
|
|
2 лицо |
|
|
3 лицо |
|
|
Ответьте на мои вопросы.
-Что вы любите делать?
— Какое слово вы употребили, назвав себя? Запишите это слово в таблицу.
Ед. число | Мн. число | |
1 лицо | я |
|
2 лицо |
|
|
3 лицо |
|
|
— Что мы изготовили на уроках труда?
— Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.
Ед. число | Мн. число | |
1 лицо | я | мы |
2 лицо |
|
|
3 лицо |
|
|
— Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.
-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.
Ед. число | Мн. число | |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты |
|
3 лицо |
|
|
— А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?
Ед. число | Мн. число | |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо |
|
|
— Когда мы используем слово вы?
Прочитайте те слова, которые мы записали.
Продолжим.
Задание №5..
Моя загадка-стихотворение –
Про местоимения…
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет — ОН придет.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
Срок прошел — плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
— Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)
Ед. число | Мн. число | |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
ДИАЛОГ ПО ТЕЛЕФОНУ
-
Алло! Это я. Ты меня слышишь?
-
Да, конечно.
-
Мне нужна Маша. Она дома?
-
Нет, её нет.
-
А Саша? Где он?
Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют личными.
Я И МЫ,ТЫ И ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО,ОНИ,
ВСЕ СЛОВА ОТЛИЧНЫЕ ,
ВАЖНЫЕ И ЛИЧНЫЕ,
ЭТО,БЕЗ СОМНЕНИЯ ВСЕ- МЕСТОИМЕНИЯ.
Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят,
ОН – на того, кто не участвует в разговоре,
Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.
— Если о лицах, тогда и назвали их личными.
Какие личные местоимения мы узнали?
Запишем в исследовательскую карточку
Исследовательская карточка
-
Местоимение – это часть речи
-
Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они;
-
Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?
-
Не называют предмет, а указывает на предметы
-
Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
(БАЛЛЫ ЗА ТАБЛИЦУ)
Задание № 6. Ситуация. Посетим отдел рекламы.
Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение — «Я, всё своё ношу с собой».
-Как вы понимаете это выражение?
-Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?
(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
-Обозначьте части речи в этом предложении.
(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.
Стадия рефлексии
ВЫ справились с заданием. Рабочий день скоро закончится. Подсчитайте баллы
– Предлагаю обобщить наше исследование.
– Что узнали о местоимении? Что для вас было откртием?
– В чем загадка местоимения как части речи? Что вызвало интерес?
-Кто хорошо работал?
-А как работал ты?( Я сам смог…) (Мы вместе…)
ВЫ справились с заданием. Рабочий день скоро закончится. Подсчитайте баллы в оценочных листах.
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими корректорами, исследователями. Вы себя оценивали, а проверив тетради, я оценю вас . Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.
Одному или одной трудно справиться с бедой,
Слово мы сильней,чем я.
Мы –семья и мы –друзья.
Домашнее задание ): продолжите работу корректора по индивидуальным карточкам и выучить правила по памятке..