Фомина Ю.В.
учитель начальных классов
МАОУ-СОШ №4
г. Армавира, Краснодарского края
Тема урока: Приставка как часть слова.
Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью слова- приставкой.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания детей о частях слова.
2. Охарактеризовать приставки: место в слове, роль и значение.
3. Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся).
4. Способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез).
5.Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность.
6.Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.
7.Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: индивидуальная, работа в паре.
Ход урока:
Работа учителя
Работа учеников | |
Вот опять звенит звонок, Он зовет нас на урок. (Создание благоприятной положительной атмосферы, представление гостей). 2. Минутка чистописания. ( ес) — Ребята, откройте тетради и запишите в них слова «14 ноября. Классная работа». -Посмотрите на следующую строчку и назовите буквы, из которых составлено соединение для чистописания? («е», «с») -Какой вид соединения используется? -Обратите внимание на безотрывное соединение букв. (прописав букву «е» продолжаем соединительный штрих до верхней линии рабочей строки. закругляем, касаемся верхней линии, снова закругляем и опускаемся ниже верхней линии до точки начала написания буквы «эс», возвращаемся назад по написанной линии прописывая левый полуовал, букву «эс») -Прописываем соединение целую строку. (Обращается внимание на посадку: тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу, ноги ставлю прямо, за осанкою слежу, на отлично напишу.) -Во второй строке пропишите слова, в которых встречается это соединение. (лес, лесной, ) 3.Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока. А) Актуализация знаний.
Выделите корень в этих словах. -давайте вспомним, что такое корень?
-А что такое «ой» в слове «лесной?» -Что такое окончание?
(Б) Прием «Инсерт» (введение нового знания). — Чтобы нам еще больше узнать о частях слова, я предлагаю вам познакомиться с текстом «Части слова». Он разделен на части. Найдите его на ваших партах. Но вы не просто должны прочитать текст. Ваши задачи:
— Проверим, что у вас получилось. Проверка будет осуществляться по абзацам текста. (^ Слайд 3; Первый абзац , второй абзац, третий абзац, четвертый абзац – +, пятый абзац — ?, шестой абзац – +,?) — Итак, подведем итог. Выскажите свои мнения после работы с текстом. .
— Сделайте вывод: как называется тема сегодняшнего урока?
В) Сообщение темы и цели урока. — Все верно. Тема нашего урока: Приставка как часть слова. Наша цель: познакомиться с приставками как можно подробнее Г) Постановка проблем (прием «Таблица зелёных и синих вопросов») — Ребята, попробуйте сформулировать по нашей новой теме зелёные вопросики: Напомню, что можно воспользоваться табличкой- помощницей при формулировке вопросов (см. Приложение). Каждая пара у кого на столах вопросы формулирует вопрос, остальные думают глядя на экран. — Проверим.
— Молодцы. Попробуйте теперь составить по одному «синему » вопросу. Работаем, вам 2 минуты. — Проверим.
— Молодцы, Очень хорошие вопросы у вас получились. Мне кажется, самое время начать на них отвечать. В этом нам будет помогать учебник, ваши светлые головы. Готовы? Тогда начнем. 4. Физминутка. (Мы устали , засиделись) 5. Осмысление А)Получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации, выдвижение гипотез. — В начале урока мы разобрали слова. Напомните их.
— Я добавляю к этим словам еще одно слово: перелесок. Попробуйте его разобрать по составу на основе своих знаний
-Давайте попробуем ее описать по нашим вопросам. — Что такое приставка? — Где стоит приставка? — Для чего она появилась в слове?
-А что обозначает слово «перелесок»
Б) Подтверждение гипотез научными знаниями. — Почему приставку назвали «приставкой»?
— Что случиться, если мы приставку пере поставим не перед корнем, а после него? В) Закрепление нового знания. Игра. (Фронтальная работа,1 ученик у доски) -. Давайте сыграем в игру. Участники: вы, два человечка, два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге мостик через речку и большая лужа. -А ещё в игре будут участвовать слово шли и разные приставки: вы-, по-, про-, обо-, пере-, подо-, при-, во-. Ваша задача в игре – описать действия весёлых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками
Используется картинка из приложения.
-Какое значение имеет слово «вышли»?
а слово «пришли»? -Какая часть придала слову новое значение?
Какой сделаем вывод?
—Давайте перечислим, какие бывают приставки:
В русском языке есть ещё много приставок. Слайд (Приставка) Г) Индивидуальная работа, (работа по учебнику) Упр. 156 стр.86 8.Рефлексия: А) Выведение знания на уровень применения и понимания. Прием «Зелёные и синие вопросы» — Ребята, мы славно потрудились. Мы ответили на многие вопросы. Давайте вернемся к нашей табличке с зелёными и синими вопросами. Пометим, на какие вопросы мы знаем теперь ответы, а что нам еще предстоит узнать. Отметьте галочкой, что вам уже известно. — Проверим, что вы выбрали.
Б) Итог. Прием «Кластер» фронтальная работа. — Ну что ж, подведем итоги нашего урока. Вспомните тему нашего урока. — Попробуем собрать все, что теперь знаем по этой теме в кластер. Вы мне помогаете, я записываю данные на доске. Полистайте тетради, посоветуйтесь друг с другом.
— Замечательно. Молодцы. Вспомнили все, что мы изучили. Выставление отметок. Спасибо за урок.
|
верхнее соединение
Дети пишут соединения.
Это слова родственные, однокоренные, корень «лес».
Это главная, значимая часть слова.
Окончание. Ответы детей
Каждая пара детей работает с текстом ( Приложение1.)
— Мы много уже знаем о частях слова. Но в тексте нам встретилось новое слово «приставка» и новые сведения об этой части слова. — Мы пока не можем сказать, что такое приставка, ее место в слове, ее значение. У нас возникают вопросы о приставке.
ПРИСТАВКА
— Что такое приставка? — Где стоит приставка? — Для чего служит приставка? — Какой значок приставки? — Много ли приставок в русском языке? — Есть ли трудные для написания приставки?
— Почему приставка называется «приставкой»? — В чем разница между приставкой и корнем? — Что случится, если приставки исчезнут из русского языка?
(лес, лесной.)
— Окончание нулевое, корень лес, суффикс ок. У нас осталась еще одна часть пере. Мы думаем, что это приставка
часть слова
перед корнем
образовалось новое слово
Перелесок – это молодой редкий лес: лес, отделенный полянами от большого леса
ее приставили
начало действия
конец действия
приставка.
приставка имеет значение
вы,пере,об,до,за
— Много ли приставок в русском языке? .— В чем разница между приставкой и корнем? — Что случится, если приставки исчезнут из русского языка?
(Учащиеся вспоминают все, что знают по данной теме)
|
Приложение1
Части слова
Слова состоят из частей.
Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так ..
Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так .
———Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так .
зелёные вопросы
|
|
|
|
|
|
|
4.Каким значком________________________________?
5.Много ли_________________________________? |
|
синие вопросы | ||
|
|
|
| ||
| 2.Что будет,если ________________________________из русского языка?
3.Может ли ____________________________________место в слове? |
|
Таблица сравнения
|
| |
что это |
|
|
где стоит |
|
|
для чего служит |
|
|
как обозначается |
|
|
много ли в русском языке |
|
|
имеют ли значения |
|
|