Урок русского языка по теме

«Предложения с прямой речью, разорванной словами автора»

8 класс

Содержание

  1. Комментарий к уроку стр. 2-4

  2. Конспект урока стр. 5-16

  3. Приложение 1 (раздаточный материал для учащихся) стр. 17-18

  4. Приложение 2 (презентация)

Комментарий к уроку

Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью, разорванной словами автора» адресован учащимся 8класса и разработан в рамках технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС. На уроке ставятся и диагностируются две цели:

  • Предметная цель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, объяснять условия их выбора.

  • Метапредметная цель: формировать представление об этапах учебной деятельности на уроке.

В ходе урока применяется индивидуальная и групповая форма работы (4 группы).

На занятии формируются универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: целеполагание; планирование пути достижения цели; контроль, самооценка и корректировка действий и результата;

  • Коммуникативные: работа в группе (установление эффективного сотрудничества);

  • Познавательные: умение создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи.

Изучение материала на уроке осуществляется поэтапно (по шагам):

  1. Мотивация учебной деятельности.

На данном этапе происходит включение учеников в работу.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии. Я предлагаю ребятам поработать с текстом «Урок мужества», который посвящён событию из их внеурочной деятельности. Думаю, что подобный приём способствует повышению интереса к содержанию урока. Работая с первой частью текста, ученики вспоминают известные им правила пунктуации в предложениях с прямой речью, где слова автора стоят до или после прямой речи. Они в группах фиксируют промежуточный результат (схемы) на листах бумаги. Затем мы обращаемся ко второй части текста. Ученики пытаются расставить знаки препинания и озвучивают результат. Получаются разные варианты.

  2. Выявление места и причины затруднения.

Учитель спрашивает ребят, почему возникло затруднение. Ребята приходят к выводу, что они не знают правила постановки знаков препинания в новой учебной ситуации, когда слова автора разрывают прямую речь.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Деятельность предыдущих этапов позволяет детям самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель. Далее мы строим проект выхода из затруднения: составляем алгоритм действий, который поможет правильно ставить знаки препинания при прямой речи.

5. Реализация построенного проекта.

На этом этапе ученики снова работают в группах, анализируют предложения на карточке 2, оформляют схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора. На данной стадии дети работают с предложениями, где знаки препинания расставлены. В целях оптимизации процесса каждой группе предлагается для анализа одно предложение. Варианты полученных схем вывешиваются на доску. Важно, чтобы при комментировании отвечающий от группы ученик использовал шаги алгоритма. По итогам работы мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора. Оптимально записать его в тетрадь в виде схемы.

6. Первичное закрепление.

Следующий шаг — применение нового правила. Снова работаем в группах. Ученики анализируют предложения из карточки 3, которые даны без знаков препинания, находят соответствующую предложению схему.

7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Эффективность усвоения материала по теме проверяется самостоятельной работой ученика. Учитель предлагает вернуться к пробному действию, в котором испытали затруднение. Ученики корректируют предложения из текста «Урок мужества», в которых слова автора разрывают прямую речь. Результат сравнивается с эталоном, производится самооценка предметного результата урока.

8.Рефлексия учебной деятельности.

На этапе рефлексии ученики вспоминают цель, поставленную в начале урока, оценивают степень её достижения. Отдельной рефлексии подвергается деятельность на уроке (достижение метапредметной цели). Ребятам предлагается восстановить последовательность действий (шагов), проделанных в ходе занятия.

9. Домашнее задание.

Дома ученики закрепляют теоретический материал по параграфу учебника. Письменное задание предполагает два варианта по выбору учащегося. Вариант 1 усложнённый: дети должны воспользоваться ресурсами сети Интернет, найти уже известные им жанровые картины Ф.П.Решетникова, составить и записать предложения с прямой речью, используя разные схемы постановки знаков препинания. Вариант 2 более простой: ученики работают с карточкой для домашнего задания (приложение 1), записывают предложения и ставят знаки препинания.

На всех этапах деятельности ученики работают с индивидуальными распечатками (приложение 1), вписывают туда свои решения. Это позволяет значительно сократить время работы с каждым заданием. В тетрадях они записывают тему урока, алгоритм действий по решению пунктуационных задач, правило-схему.

На уроке используется компьютерная презентация, позволяющая детям осуществлять проверку правильности выполнения заданий.

Тема «Прямая речь» изучается по всем образовательным программам по русскому языку. Разрабатывая материал, я старалась сделать его универсальным, приемлемым для работы по любому учебнику. Я надеюсь, что этот материал будет полезен коллегам-словесникам.

Тема урока

Предложения с прямой речью, разорванной словами автора.

Цели урока

Предметная:

  • сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения

Метапредметная:

  • формировать представление об этапах учебной деятельности

Педагогическая технология

Деятельностный метод

Формы работы

Групповая (4 группы) и индивидуальная

Оборудование урока

Информационно – коммуникативные технологии:

ноутбук; проектор, экран; электронный носитель с презентацией, созданной программой MS Power Point.

Магниты для доски, таблички с номерами групп учащихся.

На партах распечатки с заданиями для каждого ученика (приложение 1), листы бумаги формата А4, цветные маркеры.

У учеников тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока

Этап 1

  • Мотивация учебной деятельности

Учитель

Деятельность

Слайд

Учитель

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Откройте тетради, запишите число.

Скажите, с каким разделом языкознания мы продолжаем работу? (Синтаксис и пунктуация)

Какие темы мы изучили на уроках? (Обособленные члены предложения, обособление вводных слов и обращений)

Этап 2

  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Уитель

Действительно, мы изучали правила пунктуации. И сегодня я хочу обратиться к вам с просьбой. Дело в том, что редактор гимназической газеты «Навигатор» попросил меня написать заметку об интересном событии из жизни нашего класса. Я попрошу вас тоже поучаствовать: пожалуйста, прочитайте вслух текст «Урок мужества».

Ученик

Звучит текст «Урок мужества»

(приложение 1)

Урок мужества

23 февраля ученики 8г класса поздравили участника Великой Отечественной войны Иванова Валентина Павловича с Днём защитника Отечества.

Ветеран рассказал гимназистам о некоторых событиях из своей военной биографии. Валентин Павлович в каком возрасте вы ушли на фронт поинтересовались ребята. Мне было 20лет ответил он. Потом фронтовик вспоминал боевых товарищей, военные операции и обычные солдатские будни. Конечно дети спросили Какие награды Вы получили за годы войны? Валентин Павлович показал форму с множеством медалей. Расскажите о самом памятном событии попросили восьмиклассники.

***

Самое памятное событие ответил фронтовик это конечно День победы!

Спасибо за интересный и поучительный рассказ поблагодарили ребята Желаем Вам здоровья и благополучия.

Учитель

Какой недостаток у этого текста? (Нет знаков препинания)

Расставьте знаки препинания в выделенных предложениях первой части текста (до ***)

Ученики

Читают выделенные предложения со знаками препинания, проверяют себя по слайдам на экране (презентация)

1

2

3

4

Учитель

Какие пунктограммы встретились в тексте? (Вводное слово, обращение, прямая речь)

Что такое прямая речь? (Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал).

Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора)

От каких условий зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (От места прямой речи по отношению к словам автора; от характеристики прямой речи по цели высказывания, по эмоциональной окраске).

Пожалуйста, в группах изобразите схемы предложений с прямой речью на листах бумаги. Пишите разборчиво, крупно. В случае затруднения обращайтесь к примерам на карточке 1(приложение 1)

Карточка 1

Группа 1,2

Прямая речь перед словами автора

1. «Хорошая книга – просто праздник», – писал М. Горький.

2. «Удивительное это дело – книга!» – сказал Л.Кассиль.

3. «Какие книги вы любите?» – спросила учительница.

Группа 3,4

Прямая речь после слов автора

1. М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».

2. Л. Кассиль сказал: «Удивительное это дело – книга!»

3. Учительница спросила: «Какие книги вы любите?»

Ученики

В группах оформляют схемы предложений с прямой речью на листах, вывешивают на доску при помощи магнитов

Учитель

Какой шаг нашей деятельности мы сделали? (Повторили изученный материал)

Почему нам нужно повторение?

Итак, сделаем следующий шаг, чтобы определить, чего мы не знаем, и поставить цель.

Вернёмся к тексту для газеты «Навигатор».

Прочтите вторую часть текста (после***)

Ученик

Читает предложения текста

5

Учитель

Расставьте знаки препинания в этих предложениях.

Ученики

Выполняют задание, зачитывают свои варианты со знаками препинания

Этап 3

  • Выявление места и причины затруднения

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Учитель

Как вы выполнили задание?

Почему возникло затруднение, ведь в предыдущих похожих случаях вы с таким заданием справились? (Здесь слова автора разрывают прямую речь, мы не умеем ставить знаки препинания в таких случаях).

Ученики

Указывают место и причину затруднения в учебной ситуации.

Этап 4

  • Построение проекта выхода из затруднения

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Учитель

Какова же цель нашей работы на уроке?аучиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора).

Сформулируйте тему урока.

Ученики

Ученики формулируют тему, записывают её в тетрадь. Тема проецируется на экране (презентация).

6

Учитель

Подумайте, что нужно сделать, чтобы научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора? (Определить условия постановки знаков).

Давайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Какие будут шаги?

Ученики

Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетради:

  • Определить границы ПР и СА

  • Определить, сколько предложений включает ПР

  • Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске

  • Сделать вывод, нарисовать схемы

Этап 5

  • Реализация построенного проекта

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Учитель

В группах проанализируйте предложения из карточки 2 (приложение1) по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА.

Номер группы соответствует номеру предложения для работы.

Карточка2

  1. «И вам не страшно, — продолжал я, обращаясь к капитанше, — оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?»

  2. «Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. – Иван Кузмич может это засвидетельствовать».

  3. «Что это, мой батюшка? – сказала ему жена. – Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовёшься».

  4. «Пустяки! – сказал комендант. – У нас давно ничего не слыхать».

Ученики

Анализируют предложение в группе, оформляют схему на листе.

Учитель

Из какого произведения фразы, с которыми вы работали?

Представьте результат вашей деятельности, прокомментируйте по шагам.

Ученики

Один ученик от группы вывешивает схему на доску, зачитывает предложение, комментирует знаки препинания по алгоритму. Предложения проецируются на экран (презентация)

7

8

9

10

Учитель

Итак, ребята, мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.

Как нам удобнее оформить правило? (В виде схемы).

Ученики

Записывают схемы в тетрадь; схемы проецируются на экране (презентация).

11

Этап 6

  • Первичное закрепление

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Учитель

Каким будет следующий шаг нашей работы? (Потренируемся в применении нового правила).

В группах проанализируйте предложения из карточки 3 (приложение1), расставьте знаки препинания, найдите соответствующую схему. Запишите ответ, например, 1а, 2б.

Карточка 3

Предложение с прямой речью

Схема

1. Конечно отвечал Швабрин вы своею кровью

будете отвечать мне за вашу дерзость

а. «П, — а, — п».

2. Вот я вас закричал Иван Кузмич Ребята стреляй

б. «П, — а. – П.»

3. Не говори с ним много Савельич сказала она

Он ещё слаб

г. «П! – а. – П!»

4. Твоя невеста закричал Пугачёв Что ж ты прежде

не сказал

д. «П! – а. – П?»

Озвучьте результаты: какая схема соответствует предложению 1(2,3.4)? У кого другой вариант?

Ученики

Выполняют задание по карточке 3, проверяют решение по слайдам (презентация), исправляют ошибки. и

12

13

14

15

16




Этап 7

  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Учитель

Как проверить, усвоили мы новый материал или нет? (Нужно поработать самостоятельно)

Вернёмся к заданию по тексту «Урок мужества». Откорректируйте вторую часть текста, проверьте постановку знаков с позиции нового знания.

Озвучьте предложения со знаками препинания, сравните с эталоном.

Оцените себя: кто справился без ошибок? (с ошибками?)

Ученики

Редактируют знаки препинания в тексте «Урок мужества» (предложения с прямой речью, разорванной словами автора), осуществляют самопроверку (по презентации), самооценку.

17

18

Этап 8

  • Рефлексия учебной деятельности

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Учитель

Заканчивается урок. Что нужно сделать? (Подвести итог)

Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли её? Докажите. (Мы поставили цель, сами составили алгоритм и сформулировали правило, тренировались в его применении)

Учитель

Что вам помогло преодолеть затруднения? (Групповая работа, алгоритм, учитель…)

Оцените свою деятельность на уроке: на обратной стороне листа с заданиями обозначены шаги нашей деятельности; пронумеруйте их в порядке прохождения этапов деятельности.

Рефлексия

Применили алгоритм в групповой работе,

цели.

сформулировали правило.

Составили алгоритм действий по достижению Применили правило в самостоятельной работе, проверили себя по эталону, дали самооценку.

Попробовали расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора; испытали затруднения.

Вспомнили известное, расставили знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора.

Сформулировали тему урока, поставили цель.

Ученики

В группах восстанавливают последовательность шагов учебной деятельности, озвучивают результат рефлексии

Результат рефлексии

Вспомнили известное, расставили знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора.

Попробовали расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора; испытали затруднения.

Сформулировали тему урока, поставили цель.

Составили алгоритм действий по достижению цели.

Применили алгоритм в групповой работе, сформулировали правило.

Применили правило в самостоятельной работе, проверили себя по эталону, дали самооценку.

Учитель

Какой шаг был самым интересным?

Какой шаг был самым простым?

Какой шаг был самым трудным?

Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание)

Этап 9

  • Домашнее задание

Учитель/

Ученик

Деятельность

Слайд

Учитель

  • Выучить теоретический материал учебника.

  • Вариант 1. Найдите в интернет-галерее известные нам картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». Составьте и запишите по сюжету этих картин предложения с прямой речью, разорванной словами автора. Используйте разные варианты схем.

  • Вариант 2. Выполните упражнение на карточке 4 (приложение 1):запишите, вставляя слова автора, данные в скобках, в предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы.

Домашнее задание. Карточка 4

  1. Есть книги – учителя, строгие и взыскательные. ___________________________________ Есть книги – приятели. Есть книги – волшебники. (говорил С. Михалков)

  2. Как из копеек составляются рубли ________________________________ так и из крупинок прочитанного составляется знание. (писал В.И. Даль)

  3. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! ________________________________ Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. (восклицал И.С. Тургенев)

Приложение 1

Урок мужества

23 февраля ученики 8г класса поздравили участника Великой Отечественной войны Иванова Валентина Павловича с Днём защитника Отечества.

Ветеран рассказал гимназистам о некоторых событиях из своей военной биографии. Валентин Павлович в каком возрасте вы ушли на фронт поинтересовались ребята. Мне было 20лет ответил он. Потом фронтовик вспоминал боевых товарищей, военные операции и обычные солдатские будни. Конечно дети спросили Какие награды Вы получили за годы войны? Валентин Павлович показал форму с множеством медалей. Расскажите о самом памятном событии попросили восьмиклассники.

***

Самое памятное событие ответил фронтовик это конечно День победы!

Спасибо за интересный и поучительный рассказ поблагодарили ребята Желаем Вам здоровья и благополучия.

Карточка 1

Группа 1,2

Прямая речь перед словами автора

1. «Хорошая книга – просто праздник», – писал М. Горький.

2. «Удивительное это дело – книга!» – сказал Л.Кассиль.

3. «Какие книги вы любите?» – спросила учительница.

Группа 3,4

Прямая речь после слов автора

1. М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».

2. Л. Кассиль сказал: «Удивительное это дело – книга!»

3. Учительница спросила: «Какие книги вы любите?»

Карточка 2

  1. «И вам не страшно, — продолжал я, обращаясь к капитанше, — оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?»

  2. «Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. – Иван Кузмич может это засвидетельствовать».

  3. «Что это, мой батюшка? – сказала ему жена. – Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовёшься».

  4. «Пустяки! – сказал комендант. – У нас давно ничего не слыхать».

Карточка 3

Предложение с прямой речью

Схема

1. Конечно отвечал Швабрин вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость

а. «П, — а, — п».

2. Вот я вас закричал Иван Кузмич Ребята стреляй

б. «П, — а. – П.»

3. Не говори с ним много Савельич сказала она Он ещё слаб

г. «П! – а. – П!»

4. Твоя невеста закричал Пугачёв Что ж ты прежде не сказал

д. «П! – а. – П?»

Домашнее задание. Карточка4

  1. Есть книги – учителя, строгие и взыскательные. ___________________________________ Есть книги – приятели. Есть книги – волшебники. (говорил С. Михалков)

  2. Как из копеек составляются рубли ________________________________ так и из крупинок прочитанного составляется знание. (писал В.И. Даль)

  3. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! ________________________________ Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. (восклицал И.С. Тургенев)

Приложение 1

Рефлексия

Применили алгоритм в групповой работе, сформулировали правило.

Составили алгоритм действий по достижению цели.

Применили правило в самостоятельной работе, проверили себя по эталону, дали самооценку.

Попробовали расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора; испытали затруднения.

Вспомнили известное, расставили знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора.

Сформулировали тему урока, поставили цель.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here