Марченко Ольга Александровна
МОУ гимназия №13 г.Волгоград
Учитель начальных классов
Предмет русский язык Класс 4-а
Тема урока Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Тип урока Изучение нового материала
Цели:
Организовать деятельность детей по формированию грамматического понятия “спряжение” глаголов, типы спряжения.
Создать условия для формирования коммуникативных, регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения
Развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку,
Содержание этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент, включающий:
| I. Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Задачи: -приветствовать; -проверить подготовленность помещения к занятию; — организовать внимание и внутреннюю готовность. Ход проведения этапа -Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями и начнём урок русского языка. -Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению и настрою, я надеюсь, рабочему. (слайд 2)
-Весеннее настроение поможет нам решить задачи сегодняшнего урока. | |||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний, определение темы урока. Данный этап предполагает:
| II. Актуализация опорных знаний, определение темы урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы Задачи: -обеспечить мотивацию учения школьников; -актуализировать субъектный опыт учащихся (личностный смысл, опорные знания) -сформулировать совместно с учащимися тему, цели урока Методы и приемы работы -наблюдение, подводящий диалог. -работа по составлению плана урока Способы оценивания: -одобрение учителем, отметки знатокам и ученикам, задающим вопросы -самооценка собственных опорных знаний по теме -взаимооценка Рекомендации по оцениванию: Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока и составили план работы. Ход проведения этапа 1.Теоретическая разминка. -Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. А помогут нам знатоки, которые ответят на вопросы класса по этой теме. -Кто, по вашему мнению, показал себя настоящим знатоком, грамотно отвечая на вопросы? (отвечают уч-ся класса) -Какой вопрос вы бы хотели отметить? Почему? (отвечают знатоки) -Приведите примеры глаголов, обозначающих действия, происходящие в природе весной. -Для чего мы повторяли знания о глаголе? (они могут быть полезны на уроке) -Всё ли о глаголе мы узнали? (нет) 2.Минутка развития. На доске слова: несклоени еинежярпс -Расшифруйте слова. Какой способ шифровки? -Подумайте, что их объединяет? (схожи по написанию, одинаковое количество слогов) -Что общего в этих понятиях? (предположения) -Вспомним, что такое склонение. (слайд 3) -У какой части речи определяли? (у существительного) -Какой это признак – постоянный или непостоянный? (постоянный) -Какого склонения могут быть существительные? (1, 2 и 3) -По каким грамматическим признакам определяли склонение? (по роду и окончанию) -Как вы думаете, что такое спряжение? (предположения) -С какой частью речи свяжем это понятие? (с глаголом) -Сформулируйте тему урока (формулируют) -Что должны узнать о спряжении? (составление плана работы) (слайд 4) | |||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания. Данный этап предполагает:
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | III. Открытие нового знания. Цель: Подведение учащихся к самостоятельному выводу о том, что такое спряжение Задачи: -обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала, существенных признаков, способов действий Методы и приемы работы: -наблюдение, -работа с таблицей, -побуждающий (или подводящий) диалог — проговаривание в громкой речи Формы работы: фронтальная, работа в парах, с взаимопроверкой Способы оценивания: -одобрение учителем, -взаимопроверка Рекомендации по оцениванию: Отметить учеников, которые аргументировано высказывали своё мнение, выслушивали мнение других Ход проведения этапа 1.Заполнение таблицы. -Заполните таблицу. О какой орфограмме в словах не забудете? (о безударной гласной в корне слова)
-Что заметили? Что происходит с глаголами? (у глаголов меняется окончание) -Почему изменилось окончание? Какие формы глагола меняли? (меняли лицо и число) — В каком времени стоят глаголы? (в настоящем и будущем) -Что такое спряжение? (высказывают формулировки) Какой это признак: постоянный или непостоянный? (постоянный) 2. Работа с правилом с.67 -Сравните наши выводы с правилом . -Что можем сказать? (наши предположения подтвердились) 3. Проговаривание правила в громкой речи (в парах) -Сравните окончания 1 и 2 глагола во 2 л., ед. и мн.ч. -Какая гласная буква меняется в окончаниях? (-е, -и) -Сравните окончания 1 и 2 глагола в 3 л., ед. и мн.ч. -Какая гласная буква меняется в окончаниях? (-у, -я) -Глаголы с какими личными окончаниями отнесём к I спряжению, ко II спряжению? (отвечают) -По какому признаку распределяются глаголы по спряжению? Обращаю ваше внимание на то, что окончания – ударные. -Итак, какой вывод мы можем сделать? Вернёмся к плану урока. Ответим на вопросы о спряжении глагола. (слайды 5, 6, 7, 8)
| |||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление учебного материала, предполагающее:
| IV. Закрепление учебного материала. Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха. Задачи: -добиваться осознания каждым обучающимся степени овладения умением спрягать глаголы -выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся по спряжению глаголов Методы и приемы работы: —самостоятельная работа, рефлексия, контроль Формы работы: фронтальная, индивидуальная Способы оценивания: -самооценка (+, —, _ , ?) -самопроверка Рекомендации по оцениванию: Отметить учеников, которые осознанно и объективно оценили свою работу, выбрали более сложное или несколько заданий. Ход проведения этапа 1.Упражнение в спряжении глаголов С.67 №248 -Что значит проспрягать глагол? Сочинить, нести (выполняется на доске 2-мя учениками) -Кто понял, как спрягать глаголы? -Кто может самостоятельно выполнить подобное задание? Оцените, как вы думаете, у вас получится? 2.Самостоятельная работа Спасти, говорить (самостоятельно с последующей проверкой по образцу) -Проверьте себя, оцените правильность своей работы. -Что вам нужно было сделать? -Удалось выполнить работу? -Вы выполнил всё правильно или были недочёты? -Какие рекомендации вы дали бы себе, чтобы их исправить? 3.Ф/м «Оживи» глагол Ученик у доски «показывает» глагол, а остальные должны его назвать. Глаголы: танцевал, сидишь, бегут, прыгну, думает. -Ответьте на вопросы о действиях ваших одноклассников: *Что делал? *Что делаешь? *Что делают? *Что сделаю? *Что делает? -Запишите эти глаголы. 4.Словарная работа -Замените одним словарным словом: Разговаривать, обмениваться мнениями – беседовать Идти, двигаться торжественно, важно – шествовать Испытывать желание, хотеть — желать Ярко блестеть, сияя переливчатым светом – сверкать Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то – шефствовать (слайд 9) 5.Задания по выбору (на партах карточки со всеми заданиями) -Выберите то задание, которое будете выполнять: 1)Укажите грамматические признаки глаголов танцевал, сидишь, бегут, прыгну, думает. 2)Измените по временам глаголы желать, пожелать 3)Составьте из слов предложение, изменив форму прошедшего времени глагола на форму настоящего времени. пора, в, природе, наступила, пробуждения, жизни, весенняя 4)Измените текст, поставив глагол в нужную грамматическую форму Поздравлять (н.в. 1л. мн.ч.) Вас с 8Марта! Хотеть (н.в. 1л. мн.ч.) пожелать Вам счастья, любви, душевного тепла! Пусть уйти (б.в. 3л. мн.ч.) печали, пусть этот праздник принести (б.в. 3л. ед.ч.) Вам весеннее настроение! -Проверьте по слайдам презентации правильность выполнения задания. -Кто справился? Какие были ошибки? ( слайды 10, 11, 12) | |||||||||||||||||||||||||||||
| V. Итог урока. Рефлексия. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Задачи: — выявить уровень сформированности грамматического понятия “спряжение” глаголов, типов спряжения -вызвать активное желание высказать личное мнение об уроке и своей работы на нем -дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Методы и приемы работы: рефлексия, контроль Форма работы: фронтальная Способы оценивания: -самооценка -оценка учителя -Назовите ключевые слова урока -Какое новое понятие изучали? (спряжение) -Что такое спряжение? (отвечают) -Что ещё узнали о спряжении? -Чем, как вы думаете, будем заниматься на уроке? -Какое задание было самым лёгким? -Какое вызвало затруднение? -Что для вас больше всего заинтересовало в этой теме? -Выберите смайлик, который теперь соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке. (слайд 13) -Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать. | |||||||||||||||||||||||||||||
Задание на дом, включающее:
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | VI. Домашнее задание Цель: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Ход проведения этапа -Какое задание вы бы хотели выполнить? Выберите для себя: *одно из заданий карточки *проспрягать глаголы идти, молчать *придумать стихотворение о спряжении -Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?
|