Урок русского языка в 3 «А» классе.

Учитель: Баженова С.В.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок-закрепления).

Тема «Род имён существительных. Закрепление»

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Род имён существительных»

Задачи: формировать умения учащихся в определении рода имён существительных; развивать словарный запас, наблюдательность, мышление, память, творческое воображение, умение слушать и высказывать свою точку зрения; продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения; воспитывать патриотизм.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке, чтобы наш урок прошёл интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого!».

— Какое сегодня число? (27 января) Что можете рассказать о числе 27? (двузначное, нечётное, два десятка 7 единиц, является результатом умножения 3 и 9, его соседи 26 и 28 и т.д.) Запишем в тетрадях число, Классная работа. Обратите внимание на словарные слова.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицей.

— А начать наш урок я предлагаю вам с задания:

— Соберите из рассыпанных слов пословицу.

РУССКОЕ СЕРДЦЕ КРЕПЧЕ ВРАЖЕСКОЙ БРОНИ.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? О ком эта пословица? (о русских людях, чья любовь к Родине победит любого врага)

— Запишите её в тетрадь.

— Сколько слов имён существительных в этой пословице? (2) Докажите. Что можете рассказать об этих существительных?

— Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. (сердце – 6б., 5зв.)

— Сколько в нём букв?

— Сколько в нём звуков?

— Почему звуков меньше, чем букв? (непроизносимая согласная д)

2. Сообщение интересных фактов.

— В дни Великой Отечественной войны пословицы появлялись на страницах боевых листков, фронтовых газет. Народные изречения передавались из уст в уста в часы отдыха на привале, в землянках после боя. Воины иногда изменяли известные пословицы. Так старинная пословица «Друг познаётся в беде» прозвучала как «Друг познаётся в бою», а пословица «С миру по нитке нищему рубаха» изменилась так: «С миру по нитке – Гитлеру верёвка».

Во время великой битвы под Москвой были популярны пословицы «Смелому воину танк не страшен», «За правое дело стой смело!». Авторами этих пословиц были люди разных военных профессий. В их творчестве отразилась боевая жизнь людей, которые 70 лет назад освободили Родину от врага, дошли до Берлина и водрузили Знамя Победы.

3. Работа на карточках. Слайд 1.

— Вам пришло письмо от ветерана. Прочитайте.

«Дорогие ребята! Я давно живу в Москве и очень люблю этот город, уважаю его жителей. Для вас задание: на карточках записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе, в вашей школе. Запишите рядом с «запретными» словами слова-антонимы, укажите род записанных слов.

И пусть они чаще звучат в нашем городе.»

— Ребята, какие слова называются антонимами? Взяли карточку №1. Выполните задание на карточках.

Карточка 1.

Война — (мир)

Горе – (радость)

Слёзы – (смех)

Враг – (друг)

Вражда – (дружба)

Поражение – (победа)

Злость – (доброта)

Ненависть – (любовь)

Самопроверка по слайду 2.

— Проверим выполнение задания. Внимание на слайд.

— Кто выполнил задание без ошибок? У кого одна ошибка? У кого две ошибки? Будьте внимательны!

III. Сообщение темы урока.

— Что помогло вам выполнить задание?

— Как определить род имени существительного?

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

— Мы продолжим работу над именем существительным, закрепим умение определять их род, узнаем какие тайны скрывает имя существительное.

IV. Закрепление знаний.

— Но прежде давайте вспомним алгоритм определения рода имени существительного. Воспользуйтесь составленными памятками. (памятки).

V. Творческое применение и добывание знаний в знакомой ситуации с проблемным заданием.

  1. Индивидуальная работа на карточках.

2. Задание «Снеговик»

— Так как за окном зима, следующее задание будет у нас зимним. Мы будем лепить снеговика, да не простого, а из слов-существительных.

Внимание! Работаем в парах, помогаем друг другу лепить снеговика.

1-й ряд «лепит» к нашему снеговику основание, придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в тетрадь через запятую.

2-й ряд «лепит» к нашему снеговику средний ком, придумывает слова на тему «Зима» женского рода.

3-й ряд «лепит» третий ком, придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в тетрадь через запятую.

(На выполнение задания отводится 3 минуты. Три пары учеников выполняют задание у доски на «снежных комьях».)

(Проверка заданий на карточках и задания «Снеговик»)

— Какие слова мужского рода придумали ребята 1-го ряда?

— Какие слова женского рода придумали ребята 2-го ряда?

— Какие слова среднего рода придумали ребята 3-го ряда?

Вот какой снеговик у нас получился!

— Ребята, а к какому кому мы определим слово САЛАЗКИ?

— В каком числе стоит это слово?

— Что мы должны сделать, чтобы определить род имени существительного во множественном числе? (поставить его в начальную форму, т.е. в ед.число)

— Попробуйте поставить слово САЛАЗКИ в единственное число. Что получилось?

3. Сообщение новых сведений.

— Вам не удалось это сделать. В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе и не имеют формы единственного числа. Можем ли мы определить род у таких существительных? Почему? (род определяется только у существительных в ед. числе)

— Какой можем сделать вывод? (Существительные, которые имеют только форму множественного числа не имеют род)

4. Игра «Пересадки» — слово САЛАЗКИ – расскажите всё что знаете об этом слове. (существительное, нарицательное, неодушевлённое, три слога, второй слог ударный, множественное число, синоним слова САНКИ, имеет орфограмму «Парный согласный в корне» и т.д.)

5. Работа в тетрадях.

— Давайте запишем некоторые из существительных имеющих только форму множественного числа в строчку через запятую:

  1. Синоним слова САЛАЗКИ (санки)

  2. Механическое устройство для точного определения времени. (часы)

  3. Мужская одежда, покрывающая ноги (брюки)

  4. Прибор из двух стёкол и дужки для защиты глаз от солнца? (очки)

  5. Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком. (ножницы)

  6. С той и этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. (шахматы)

— Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе, не имеют род)

В лингвистической науке имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, часто называют на латинском языке pluralia tantum («плюралиа тантум»).

— Давайте составим предложение с одним из этих слов. (Таня мчится на салазках с горки.)

— Подчеркните грамматическую основу предложения.

— Определите род имён существительных. Если возникнут затруднения, где будем искать помощь? (в памятках, в словаре)

— В каком слове род не определяется?

— Выполним морфологический разбор слова САЛАЗКИ. (Салазки — сущ., неодуш., нариц., мн.ч.)

6. Физ.минутка.

— «Перекрёстные шаги», «Тянем-потянем», «Ленивая восьмёрка», «Думающий копак».

7. Работа на карточках 2.

— Возьмите карточку №2. Прочитайте три задания и выполните то, с которым считаете справитесь.

Карточка 2.

  1. Укажите род имён существительных:

Стрела, поле, дедушка, осень, смелость, стыд, потолок, врач, крышка, рояль, плащ, луч, енот, звено, стекло.

  1. Заполни таблицу:

Существительное

Начальная форма

Число

Род

Дождя

В небо

У птицы

В полях

Инеем

На кроватях

К Ане

  1. Запиши слова в три столбика по родам.

Ночь, сын, чай, утро, Сергей, брошь, ветка, ответ, луч, стекло, молодёжь, яблоко, снег, молоко, слово, Ира.

— Оценку вашей работы я сообщу после проверки.

8. (Дополнительно)

— Закончим наш урок пословицей. Прочитайте её. (записана на доске)

Учен…е свет, а неучен…е тьма.

— Что означает эта пословица?

— Найдите объяснение пословице в толковом словаре пословиц.

— Какая орфограмма пропущена? Докажите.

— Запишите пословицу в тетрадь, определите род имён существительных.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Повторить алгоритм определения рода существительных. Построить график.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

— Над какой частью речи мы сегодня работали?

— Что такое имя существительное?

— Какие тайны имени существительного вы сегодня узнали?

— Как узнать род имени существительного?

— Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?

— Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте свой смайлик в тетрадях.

(оценивание ответов учащихся)

— Спасибо за хорошую работу на уроке. Урок окончен.

КАРТОЧКА ДЛЯ ИНДИВИДУЛЬНОЙ РАБОТЫ

Фамилия, имя ____________________________________________________________

  1. Прочитай. Допиши высказывания.

Существительное, которое можно заменить личным местоимением он, —

это существительное______________________________ рода.

Существительное, которое можно заменить личным местоимением она, —

существительное __________________________ рода.

Существительное, которое можно заменить личным местоимением оно, —

это существительное ____________________________ рода.

2.Укажи род имён существительных .

сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь

Оценка:________________

ПАМЯТКА

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1.Найди имя существительное.

  1. Поставь его в начальную форму:

Ед.ч.

Кто? Что?

  1. Определи род имени существительного при помощи личного местоимения

ОН, мой – м.р.

ОНА, моя – ж.р.

ОНО, моё – ср.р.

Карточка 1. «Задание ветерана»

— Запишите рядом с «запретными» словами слова-антонимы, укажите род записанных слов.

Война — _______________________________________________________________

Горе – ________________________________________________________________

Слёзы – _______________________________________________________________

Враг – ________________________________________________________________

Вражда – ______________________________________________________________

Поражение – ___________________________________________________________

Карточка 2.

  1. Укажите род имён существительных:

Стрела, поле, дедушка, осень, смелость, стыд, потолок, врач, крышка, рояль, плащ, луч, енот, звено, стекло.

  1. Заполни таблицу:

Существительное

Начальная форма

Число

Род

Дождя

В небо

У птицы

В полях

Инеем

На кроватях

К Ане

  1. Запиши слова в три столбика по родам.

Ночь, сын, чай, утро, Сергей, брошь, ветка, ответ, луч, стекло, молодёжь, яблоко, снег, молоко, слово, Ира.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here