Русский язык
Тема: устная и письменная речь,
ОФОРМЛЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Педагогические задачи: способствовать привлечению внимания к специфике используемых в устной и письменной формах речи языковых средств, повышению осознанности письма, развитию речи и познавательного интереса; создавать условия для отработки основных правил письменного оформления речи; тренировки в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте, интонационно-выразительного чтения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: ориентируются в понятиях «устная» и «письменная» формы речи, разграничивают имена собственные и нарицательные, слова-названия, слова-указатели, слова-помощники, записывают слова под орфографическую диктовку, устанавливают правописание «опасных» мест, находят родственные слова.
Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают иллюстрации, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях; логические – анализируют родственные связи слов, делают выводы и умозаключения.
Ход урока
Содержание урока | УУД, формируемые на уроке | |
1.Мотивация и стимулирование учебной деятельности
| Русский язык позволяет нам знать, Как правильно говорить, как писать. Серьезная эта наука, И не помощник нам скука.
| Коммуникативные: Вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме Личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; Регулятивные: самоконтроль; саморегуляция |
2. Актуализация знаний учащихся | Игра-шутка «Сколько одинаковых слов?». На доске записаны строки из стихотворения Е. Руженцева: Прибежали в город Львов Двадцать пять веселых львов. – Прочитайте стихотворные строки и скажите, какие слова звучат одинаково, а пишутся по-разному. Почему? (Это имя собственное – название города и имя нарицательное – название животного.)
| Познавательные: Ориентироваться на рабочей строке. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем. Коммуникативные: вступать в диалог.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме Регулятивные: Составление плана действий. |
3. Постановка целей и задач урока |
Определение темы и целей урока | Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование Познавательные:общеучебные УД
|
4.Добывание знаний
| 1. Введение в тему. Игра «Кто больше назовет действий?». – Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Описание. Учитель произносит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из учеников. Ученик отвечает: «Осматривает больных, выслушивает жалобы, лечит, делает уколы, выписывает рецепты на лекарство». Учитель произносит слово «актер». Дети отвечают: «Рассказывает, говорит, поет, слушает другого актера». Учитель называет другие профессии (писатель, воспитатель, строитель, инженер), а учащиеся – действия, выполняемые людьми этих профессий. – Какие общие действия характерны людям этих профессий? (В их профессиях главное место отводится речи – они или говорят, или пишут.) – Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Прочитайте название темы урока на с. 35. 2. Выполнение задания 49 на с. 35. – Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 8. Назовите действия, выполняемые изображенными на рисунках людьми. – Запишите слова под орфографическую диктовку учителя и повторите эти слова за учителем. – Читайте начала предложений и выбирайте подходящие слова из рамок-помощников. 3) Впишите нужные слова в предложения на месте многоточий. – Какие предложения получились? (Ребята разговаривают. Учитель говорит, ученики слушают. Школьники читают. Девочка пишет.) – Как при записи вы показали бы «опасные» места – начало и конец предложений? – Ответьте на последний вопрос в задании 49. – Найдите родственные слова в рамке «Наша помощь». Наблюдение над однокоренными словами: учащиеся называют их, приводят свои примеры. – Какая часть доказывает, что эти слова из одной семьи? – Ответьте на вопрос Антона на с. 35. Объясните, почему не называют речь «говорильной», а произносят «устная речь». – Ответьте на вопрос учебника. 3. Выполнение задания 50, с. 36 (устно). Учащиеся самостоятельно читают информацию в рамке «Сообщаем важные сведения» и говорят, узнали они что-то новое или повторили известное. Ученики, вероятно, выберут второе. – Прочитаем хором вторую часть сообщения. – Как мы отмечаем начало и конец предложений в письменной речи? – С помощью чего мы выражаем свои мысли? Что такое пауза в речи? 4. Целеполагание. – Сегодня мы повторим то, что знаем о словах и предложениях, будем учиться оформлять на письме предложения. Физкультминутка Игра-имитация «Мы обезьянки». Игра учит детей воспроизводить выразительные позы и движения. Описание. Учитель по желанию приглашает двоих детей выйти перед классом. Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в исходное положение. Другой ученик вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем повторяют все учащиеся. Игра повторяется, только играющие меняются местами
| Познавательные: Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка. Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов. Регулятивные: В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрации. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного
Коммуникативные:— формулировать собственное мнение и позицию; — выполнять правила работы в паре, в группе.
|
5. Первичное закрепление с формированием УУД | Выполнение задания 51 (с. 36–37) по обучению нахождению границ предложения. – Прочитайте задание. Что будем делать? (Читать текст и искать мысли, выделяя паузами границы этих мыслей.) – Какие имена собственные встретили в тексте? (Аркадий Гайдар, Чук, Гек.) Как они написаны? – Возьмите кальку и при помощи нее сделайте разметку всех мыслей, которые вы выделили в тексте. – Теперь перечитаем отрывок и проверим, верно ли выполнили задание. – Можно приступить к списыванию. По какой памятке будете действовать? (По Памятке 1, с. 138.) – Покажите начало и конец каждого предложения. – Назовите слова, которые вы обозначили и (слова-названия и слова-указатели). – Какие слова-помощники подчеркнули? – Что просит вас уточнить Антон? Какую информацию – Хотите дать Антону полный и точный ответ? Тогда прочитайте информацию в рамке «Сообщаем важные сведения» (с. 38). – Какая интонация («работа голоса») в устной речи соответствует знаку «точка» («восклицательный знак», «вопросительный знак») при письме? | Познавательные: Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать наих вопросы; Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в письменной форме Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
6. Включение новых знаний в систему знаний | Коллективная устная работа над заданием 53 (с. 38). 1) Чтение задания и текста в рамке «Наша помощь» на с. 37. 2) Определение количества предложений в каждой загадке. 3) Отгадывание загадок. 4) Соотнесение загадок и схем. 5) Ответы на вопросы Антона на с. 40.
| Познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, |
7. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся. | —– Чему новому научились? – Над чем ещё придётся поработать? – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках | Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы. Личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние |