Русский язык
Тема: устная и письменная речь,
ОФОРМЛЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Педагогические задачи: способствовать привлечению внимания к специфике используемых в устной и письменной формах речи языковых средств, повышению осознанности письма, развитию речи и познавательного интереса; создавать условия для отработки основных правил письменного оформления речи; тренировки в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте, интонационно-выразительного чтения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: ориентируются в понятиях «устная» и «письменная» формы речи, разграничивают имена собственные и нарицательные, слова-названия, слова-указатели, слова-помощники, записывают слова под орфографическую диктовку, устанавливают правописание «опасных» мест, находят родственные слова.

Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают иллюстрации, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях; логические – анализируют родственные связи слов, делают выводы и умозаключения.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД, формируемые на уроке

1.Мотивация и стимулирование учебной деятельности

Русский язык позволяет нам знать,

Как правильно говорить, как писать.

Серьезная эта наука,

И не помощник нам скука.

Коммуникативные:

Вступать в диалог.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

Регулятивные: самоконтроль; саморегуляция

2. Актуализация знаний учащихся

Игра-шутка «Сколько одинаковых слов?».

На доске записаны строки из стихотворения Е. Руженцева:

Прибежали в город Львов

Двадцать пять веселых львов.

Прочитайте стихотворные строки и скажите, какие слова звучат одинаково, а пишутся по-разному. Почему? (Это имя собственное – название города и имя нарицательное – название животного.)

Познавательные:

Ориентироваться на рабочей строке.

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.

Коммуникативные: вступать в диалог.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Регулятивные: Составление плана действий.

3. Постановка целей и задач урока

Определение темы и целей урока

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование

Познавательные:общеучебные УД

4.Добывание знаний

1. Введение в тему.

Игра «Кто больше назовет действий?».

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Описание. Учитель произносит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из учеников. Ученик отвечает: «Осматривает больных, выслушивает жалобы, лечит, делает уколы, выписывает рецепты на лекарство». Учитель произносит слово «актер». Дети отвечают: «Рассказывает, говорит, поет, слушает другого актера».

Учитель называет другие профессии (писатель, воспитатель, строитель, инженер), а учащиеся – действия, выполняемые людьми этих профессий.

– Какие общие действия характерны людям этих профессий? (В их профессиях главное место отводится речи – они или говорят, или пишут.)

– Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Прочитайте название темы урока на с. 35.

2. Выполнение задания 49 на с. 35.

– Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 8. Назовите действия, выполняемые изображенными на рисунках людьми.

– Запишите слова под орфографическую диктовку учителя и повторите эти слова за учителем.

– Читайте начала предложений и выбирайте подходящие слова из рамок-помощников.

3) Впишите нужные слова в предложения на месте многоточий.

– Какие предложения получились? (Ребята разговаривают. Учитель говорит, ученики слушают. Школьники читают. Девочка пишет.)

– Как при записи вы показали бы «опасные» места – начало и конец предложений?

– Ответьте на последний вопрос в задании 49.

– Найдите родственные слова в рамке «Наша помощь».

Наблюдение над однокоренными словами: учащиеся называют их, приводят свои примеры.

– Какая часть доказывает, что эти слова из одной семьи?

– Ответьте на вопрос Антона на с. 35. Объясните, почему не называют речь «говорильной», а произносят «устная речь».

Ответьте на вопрос учебника.

3. Выполнение задания 50, с. 36 (устно).

Учащиеся самостоятельно читают информацию в рамке «Сообщаем важные сведения» и говорят, узнали они что-то новое или повторили известное.

Ученики, вероятно, выберут второе.

Прочитаем хором вторую часть сообщения.

Как мы отмечаем начало и конец предложений в письменной речи?

С помощью чего мы выражаем свои мысли? Что такое пауза в речи?

4. Целеполагание.

Сегодня мы повторим то, что знаем о словах и предложениях, будем учиться оформлять на письме предложения.

Физкультминутка

Игра-имитация «Мы обезьянки».

Игра учит детей воспроизводить выразительные позы и движения.

Описание. Учитель по желанию приглашает двоих детей выйти перед классом. Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в исходное положение. Другой ученик вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем повторяют все учащиеся.

Игра повторяется, только играющие меняются местами

Познавательные: Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка. Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов.

Регулятивные:

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстрации.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного

Коммуникативные:— формулировать собственное мнение и позицию;

— выполнять правила работы в паре, в группе.

5. Первичное закрепление с формированием УУД

Выполнение задания 51 (с. 36–37) по обучению нахождению границ предложения.

– Прочитайте задание. Что будем делать? (Читать текст и искать мысли, выделяя паузами границы этих мыслей.)

– Какие имена собственные встретили в тексте? (Аркадий Гайдар, Чук, Гек.) Как они написаны?

– Возьмите кальку и при помощи нее сделайте разметку всех мыслей, которые вы выделили в тексте.

– Теперь перечитаем отрывок и проверим, верно ли выполнили задание.

– Можно приступить к списыванию. По какой памятке будете действовать? (По Памятке 1, с. 138.)

– Покажите начало и конец каждого предложения.

– Назовите слова, которые вы обозначили и (слова-названия и слова-указатели).

– Какие слова-помощники подчеркнули?

– Что просит вас уточнить Антон? Какую информацию
он стремится запомнить хорошо?

– Хотите дать Антону полный и точный ответ? Тогда прочитайте информацию в рамке «Сообщаем важные сведения» (с. 38).

– Какая интонация («работа голоса») в устной речи соответствует знаку «точка» («восклицательный знак», «вопросительный знак») при письме?

Познавательные: Анализировать модель речи,

с опорой на неё строить сообщения. Участвовать

в беседе, соблюдая правила общения. Вступать

в общение с персонажами, отвечать наих

вопросы; Сравнивать записи, различать

правильные и неправильные, группировать их,

аргументировать решение.

Коммуникативные: Оформлять

свои мысли в письменной форме

Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

6. Включение новых знаний в систему знаний

Коллективная устная работа над заданием 53 (с. 38).

1) Чтение задания и текста в рамке «Наша помощь» на с. 37.

2) Определение количества предложений в каждой загадке.

3) Отгадывание загадок.

4) Соотнесение загадок и схем.

5) Ответы на вопросы Антона на с. 40.

Познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов,

7. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

– Чему новому научились?

Над чем ещё придётся поработать?

А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

Личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here