Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республика Марий Эл
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
«Части слова. Понятие об окончании и основе».
подготовила
учитель начальных классов
Гребнева Марина Владимировна
г.Козьмодемьянск,2013г.
Тема: Части слова. Понятие об окончании и основе.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
-
Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончания в словах;
-
Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
-
Воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем грамотно писать,
Тайны слова «познавать».
«Познавать» — как понимаете смысл этого слова?
Какие качества вам помогут на уроке?
Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Чистописание.
На минутке чистописания мы вспомним начертание буквы с, вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.
С СА СД СБ СО СО
– Буква с состоит из полуовала. С буквами а, д, б она соединяется всегда при помощи нижнего соединения путем повторного проведения по ходу движения руки. С буквой о она может соединяться как с помощью верхнего соединения, так и с помощью нижнего.
Запишите строчку. Будьте внимательны при записи.
Подумайте и запишите словарные слова на букву с(сапоги, собака и др.)(взаимопроверка)
-
Рассказ учителя.
Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек .. (воды), лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла.
-
Беседа.
— Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)
(Учитель вывешивает таблицы ¬ ^ ∩ )
— Назвать тему урока вам помогут условные обозначения.
ТЕМА: Части слова.
— Что такое корень? (Корень — это главная часть слова, которая выражает значение данного слова и общее значение всех однокоренных слов)
— Как найти корень в слове?
— Какие слова называются однокоренными?
— Что такое приставка? (Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
— Суффикс? (Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Открытие новых знаний.
Игра «Соберём слово».
— Как мы много знаем о частях слова. Части слова приготовили вам задание.
(Ученик с обратной стороны доски внизу пишет слово).
-
Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку.
-
Корень, как в слове сказочка. Выделите корень.
-
Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс.
подсказк
Проверка. ( На доске записать слова: подбежал сказочка берёзка)
— Прочитайте, что вы записали (подсказк). ( подсказка)
— Получилось ли у вас слово? Почему? (Не хватает буквы) Не хватает окончания. Дописать букву красным цветом, а дети в тетради — красной пастой – подсказка).
— Подчеркните орфограммы в этом слове.
Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а …тоже является частью слова.
— Что же это за часть слова?
2 вариант Все дети: — Окончание. У. — Молодцы! Это же новая часть слова. Давайте с ней познакомимся. | |
3 вариант Дети молчат. У.- Что случилось? Почему вы молчите? Д. — Мы не знаем этого. У. — Это же новая часть слова. Давайте с ней познакомимся. | 4 вариант Д. — Суффикс. У. — Я с вами не согласна. Это же новая часть слова. Давайте познакомимся с ней. |
— Что мы должны узнать про новую часть слова?
ПЛАН.
Название.
Место в слове.
Обозначение.
Особенность.
Роль.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
ФИЗМИНУТКА
Поиск решения.
Работа в паре
На доске написаны слова, каждая пара выберет себе слово и будет с ним работать.
школа, парта, доска, книга
— измените форму слова, используя предлоги у, про, о и выделите части слова
-
Что мы изменяем в словах? Какую часть слова? (Окончание)
-
Почему эта часть слова так называется?(Стоит в конце слова)
-
В русском языке окончание обозначают квадратом.
У. в схеме фиксирует обозначение(¬, ∩, ^, )
4) Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?
(Слово одно и тоже, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием? ( Оно изменялось.)
— Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. В чём же особенность окончания?
—Обратите внимание, остальная часть слова — изменяется? (нет)
-Как называется основная часть слова? (предположения)
-А оставшаяся часть -неизменяемая. Это … (основа).Обозначается
_Что входит в основу? (корень, суффикс и приставка)
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи!
5) Коллективная работа на доске.
Упр. 175, с. 144.
— Прочитайте задание.
— Прочитайте слова 1 строчки.
— Понятен ли смысл каждого из них?
— Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)
— Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).
— Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса.)
1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.
— Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли?
— Прочитайте слова на 2 строчке.
— Что вы можете сказать?
— Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось
предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
— Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) ( Записали, проверяем).
— Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)
— Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)
У. фиксирует таблицей в схеме. ( Служит для связи слов в предложении.)
Окончание
это… (часть слова)
стоит … (в конце слова)
обозначается …
служит… (для связи слов в предложении)
Работа над правилом. Сравниваем свой вывод с авторским.
ΙII. Развитие умений – применение знания.
Работа в учебнике.
Упр.176 и упр.177 (устно)
Вывод: Окончание не образует новые слова, а изменяет слово.
С. 145 отвечаем на вопросы. Ответ на проблемный вопрос урока
(ответы детей)
-нулевое окончание.
Работа над правилом. Сравниваем свой вывод с авторским.
Дид. материал: Упр.131 списать, выделить окончания, обозначить знакомые орфограммы.
Плачет киск в коридор :
У неё больш гор —
Зл люд бедн киск
Н
е дают украсть сосиск .
(Б.Заходер)
Упр. 179. Комплексная работа с текстом:
1. Чтение, определение темы, главной мысли. Заглавие: «Необычные охотники». Главная мысль: охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки животных.
2. Нахождение в тексте одного и того же слова с разными окончаниями: охотники, охотников, охотникам;
зайчишка, зайчишки, с зайчишкой.
3. Слова с орфограммами — согласными буквами в корне.
Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грустит), фотоаппарат.
4. Беседа о различии в оттенках значения слов – синонимов:
БЕЖАТЬ — быстро передвигаться
МЧАТЬСЯ — очень быстро бежать
НЕСТИСЬ — двигаться с очень большой скоростью.
ΙV. Итог урока.
Ответьте кратко «да» или «нет»:
— Окончание – часть слова? (Да)
— Окончание – изменяемая часть слова? (Да)
— Окончание – часть основы? (Нет)
— Окончание служит для связи слов в предложении? (Да)
— У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да)
-С помощью окончания образуются новые слова? (Нет)
— Что такое основа? Приведите примеры.
Самооценка
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
С. 162,у.1, правило на с. 144, 145.
Список использованной литературы:
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс,- М.: «Баласс», 2013г.
-
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс,- М.: «Баласс», 2011г.