Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Фролово

Русский язык 3 класс

«Развитие умения находить в слове окончание».

подготовила Стечкина Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов.

Фролово, 2013

Предмет русский язык Класс 3 « А»

Тема урока: « Развитие умения находить в слове окончание».

Цель урока: развитие умений изменять слова, находить окончание в словах разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголах), графически их обозначать.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Окончание»

  • развивать умения находить окончание в словах разных частей речи

  • развивать словарный запас, внимание, мышление, речь;

  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный или урок-исследование

Метод: продуктивный

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы

Тема урока: «Развитие умения находить в слове окончание».

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность, на совместное сотрудничество с одноклассниками, с учителем. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: настроить обучающихся на продолжительную, продуктивную работу: создать положительный эмоциональный настрой у учащихся, напомнить учащимся о правилах посадки при письме, организовать учащихся на совместную познавательную деятельность.

Методы: словесный, стимулирования.

Форма работы: фронтальная

Результат: готовность учащихся к активной деятельности на уроке

Личностные УУД:

самоопределение,

— смыслообразование.

Коммуникативные УУД:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учитель: Поставьте свои ладошки вот так. На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.

Ученик: Родной язык – святой язык,

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем

Богатстве я постиг!

Эти слова являются эпиграфом нашего урока.

Учитель: Да, ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.

Учитель: Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетради и правила посадки при письме. Записываем:

Третье декабря

Классная работа

2

Актуализация опорных знаний. Определение темы урока. Постановка задач.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: на основе имеющихся знаний осознать потребность в построении нового способа действий.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного материала, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

Методы: словесный (вводная беседа), создание проблемной ситуации, волевые (формирование рефлексивности)

Форма работы: фронтальная

Результат: систематизация изученного материала и готовность учащихся к изучению нового материала

Познавательные УУД:

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

-использование знаково – символических средств;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

— подведение под понятие.

Регулятивные УУД:

— выполнение пробного учебного действия;

— фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

— волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД:

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

— аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

— использование критериев для обоснования своего суждения.

Коррекция

Словарная работа

Поиск нового словарного слова:

Учитель: Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.

2

3

4

5

6

Ф

Д

Н

Ж

7

Е

Я

Л

3

8

А

Ч

Ь

С

9

Э

А

Ц

Н

Шифр: 35 16 21 36 (заяц)

Учитель: Запишите слово в тетради.

Введение нового слова в активный словарь

Учитель: Когда так говорят?

Убить двух зайцеввыполнить одновременно два дела.

Заячья душао трусливом, робком человеке.

Учитель: Разбей слова заяц, зайчонок, у зайца, зайчиха, за зайцем на 2 группы?

Учитель: Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.

Ученики: Заяц, зайчонок, зайчиха (корень заяц, зайч, зайч)

Учитель: Выпишите вторую группу слов. (Проверка по эталону)

Ученики: Заяц, у зайца, за зайцем.

Учитель: Что изменяется в словах? Выделите окончание.

Учитель : Что такое окончание?

Ученики: Окончание – изменяемая часть слова

Учитель: Как найти в слове окончание?

Ученик: Чтобы найти окончание, нужно изменить слово.

Учитель: Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова? Какой вывод сделаем?

Ученики: Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова

Учитель: А нам часто приходится в жизни сталкиваться с окончаниями? Приведите примеры.

Ученики: (приводят примеры)

Учитель: А можем мы сказать, для чего нужны окончания?

Ученики: (дают свои предположения)

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики : (Дают свои предположения)

(Запись темы на доске и в тетрадях)

Развитие умения находить в слове окончание.

Учитель: Сформулируйте задачи, которые нам необходимо решить на уроке.

Ученики: Сегодня на уроке мы должны

  • Вспомнить, что мы знаем об окончании и пополнить свой багаж новыми знаниями

  • выяснить, какую роль играют окончания

Учитель: Я думаю упражнения, которые мы сегодня будем выполнять, помогут нам в решении поставленных задач.

3.

Изучение нового материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить роль окончания

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания; сформировать знания об окончании

Методы: словесный (беседа), проблемный, исследовательский, волевые (формирование рефлексивности)

Форма работы: фронтальная, групповая

Результат: причинно-следственные связи и значимость изучаемого материала установлены, тема и цель урока сформулированы учащимися в сотрудничестве с учителем

Познавательные УУД:

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

— подведение под понятие;

— постановка и формулирование проблемы;

— структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

— разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Учитель: А как вы думаете, во всех словах есть окончания?

Ученики: Высказывают свои предположения.

Учитель: Выдели окончания в следующих словах: белая, картина, рисует, шоссе.

Ученики: Высказывают свои предположения. В слове шоссе затрудняются.

Наблюдение над словом шоссе в словарях (работа с толковым словарем и словообразовательным словарем).

Учитель: В русском языке есть и ещё слова иностранцы, но мы к ним уже так привыкли, что даже и не подозреваем, что они пришли к нам из других языков. Это всем знакомые нам слова: пони, радио, шоссе, эскимо, пальто, кофе.

Учитель: В этих словах нет изменений части слова и окончаний нет. Эти слова нужно запомнить. С ними более подробно мы познакомимся в 4 классе.

Учитель: Возьмите карточки. Работа в парах

Учитель: Выполним следующее задание – «Ты – редактор». Возьмите карточку №1. Какое задание в этой карточке? Всем понятно?

Задание: спиши текст, раскрывая скобки.

Наша страна – Россия. В нашей (страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).

Учитель: Послушаем, что у вас получилось? (коррекция)

— Какая часть изменяется у сущ. страна?

Ученики: Окончание

Учитель: Для чего вы изменяли окончание?

Ученики: Для связи слов

Учитель: оцените с помощью «цветов» задание, которое вы выполнили.

Учитель: Если нет ошибок, поднимите “зеленый цветок”, если возникли затруднения – “красный цветок”.

Ученики отмечают своё отношение.

4.

Физминутка

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: содействовать сохранению здоровья учащихся.

Методы: дидактическая игра

Форма работы: коллективная

Результат: готовность детей к дальнейшей плодотворной работе

Учитель: А сейчас мы отдохнём. Выполним упражнения для глаз:

— зажмуриться, открыть глаза;

— посмотреть за окно;

— посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

— поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.

Учитель: Если в слове окончание – а, вы хлопаете, если любое другое окончание, то садитесь.

Река, озеро, пила, утро, звёзды, роса, мячи, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости.

5.

Закрепление изученного

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться самостоятельно выделять окончание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: добиться осмысленности усвоения учебного материала, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у школьников коммуникативных способностей в совместной деятельности

Методы: частично – поисковый, словесный (беседа), социальные (создание ситуации взаимопомощи), волевые (формирование рефлексии), словесный (беседа)

Форма работы: индивидуальная и дифферинцированная, групповая

Результат: выработка умений

находить в словах окончания, развитие речи, расширение словарного запаса

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

-использование знаково – символических средств;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

— подведение под понятие;

— установление причинно – следственных связей;

— выполнение действий по алгоритму;

— построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

— достижение договоренностей и согласование общего решения.

Учитель: упражнение 180 стр.147

Учитель: Догадайся, какие окончания пропущены?

Ученики: (Дают свои предположения)

Учитель: В каких словах окончание нулевое?

Ученики: Пенек, ежик.

(запись упражнения в тетрадях)

Ученики: По ходу записи объясняют все знакомые орфограммы в словах и между словами.

А) парные согласные: прыг – прыгать, тропке – тропа;

Б)безударные гласные в корне: пенек – пень, задрожал – дрожь, пробежал – бег, озерная – озеро, вода – воды, в траве – травы, синеве – синь;

В) непроизносимые согласные: солнце – солнышко.

  1. Работа в группах

Группа 1.

Выдели в словах окончания:

Красивое, море , читает , мороз , крылья.

Группа 2.

Выдели в словах окончания:

Летняя , светит , собака , тень , листья.

Группа 3.

Выдели в словах окончания:

Сын , морозный , небо , падают , деревья.

Группа 4.

Выдели в словах окончания:

Лесной , спина , наблюдает , жизнь , корм.

Группа 5.

Выдели в словах окончания:

Рыхлый , ягода , вылетает , снег , заводы.

Группа 6.

Выдели в словах окончания:

Грибной , уроки , пчела , прыгают , друг.

Ученики выполняют работу.

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

6.

Домашнее задание дифференцированное.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: помочь учащимся осознать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и предложить варианты домашнего задания с учётом возможности и желаний учащихся.

Методы: словесный (беседа), познавательные (учёт познавательных интересов, выполнение творческих заданий)

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель: Для того, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание:

упр2 с. 162

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение (например: жара, зной, пекло)

По выбору:

Найти в толковом словаре слова, которые не имеют окончаний (заимствованные слова)

7.

Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: оценить значимость своих учебных действий

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения разумно и объективно анализировать свою учебную деятельность, содействовать осознанию того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить.

Методы: словесный (беседа), волевые (самооценка и коррекция своей деятельности)

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание учащимися своих учебных действий

Личностные УУД:

самооценка на основе критерия успешности;

— адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

— использование критериев для обоснования своего суждения.

Учитель: Давайте подведём итог нашему уроку. Продолжите предложения.

Я вспомнил и повторил(а) …

Я узнал(а) …

Я понял (а)…

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке

«Зеленый» — Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

«Желтый» Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

«Красный» Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий. Спасибо за урок!


Группа 1.

Выдели в словах окончания:

Красивое, море , читает , мороз , крылья.

Группа 2.

Выдели в словах окончания:

Летняя , светит , собака , тень , листья.

Группа 3.

Выдели в словах окончания:

Сын , морозный , небо , падают , деревья.

Группа 4.

Выдели в словах окончания:

Лесной , спина , наблюдает , жизнь , корм.

Группа 5.

Выдели в словах окончания:

Рыхлый , ягода , вылетает , снег , заводы.

Группа 6.

Выдели в словах окончания:

Грибной , уроки , пчела , прыгают , друг.

Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Русский язык», 3 класс, образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.

  2. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. «Толковый словарь русского языка» М.: ООО «ИТИ технологии», 2008 г.

  3. Тихонов А .И. «Словообразовательный словарь русского языка» Изд.: «Цитадель – трейд», 2009 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here