Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа город Фролово
Русский язык 3 класс
«Развитие умения находить в слове окончание».
подготовила Стечкина Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов.
Фролово, 2013
Предмет русский язык Класс 3 « А»
Тема урока: « Развитие умения находить в слове окончание».
Цель урока: развитие умений изменять слова, находить окончание в словах разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголах), графически их обозначать.
Задачи:
-
обобщить и систематизировать знания по теме «Окончание»
-
развивать умения находить окончание в словах разных частей речи
-
развивать словарный запас, внимание, мышление, речь;
-
воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный или урок-исследование
Метод: продуктивный
Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы
Тема урока: «Развитие умения находить в слове окончание».
Этапы урока |
Содержание этапа | |||||||||||||||||||||||||
1.
| Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность, на совместное сотрудничество с одноклассниками, с учителем. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: настроить обучающихся на продолжительную, продуктивную работу: создать положительный эмоциональный настрой у учащихся, напомнить учащимся о правилах посадки при письме, организовать учащихся на совместную познавательную деятельность. Методы: словесный, стимулирования. Форма работы: фронтальная Результат: готовность учащихся к активной деятельности на уроке Личностные УУД: — самоопределение, — смыслообразование. Коммуникативные УУД: — планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Учитель: Поставьте свои ладошки вот так. На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.
Ученик: Родной язык – святой язык, Отца и матери язык. Как ты прекрасен! Целый мир в твоем Богатстве я постиг!
Эти слова являются эпиграфом нашего урока.
Учитель: Да, ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.
Учитель: Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетради и правила посадки при письме. Записываем:
Третье декабря Классная работа
| ||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация опорных знаний. Определение темы урока. Постановка задач. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: на основе имеющихся знаний осознать потребность в построении нового способа действий. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного материала, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы. Методы: словесный (вводная беседа), создание проблемной ситуации, волевые (формирование рефлексивности)
Форма работы: фронтальная
Результат: систематизация изученного материала и готовность учащихся к изучению нового материала
Познавательные УУД: — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; -использование знаково – символических средств; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания; — подведение под понятие. Регулятивные УУД: — выполнение пробного учебного действия; — фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; — волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; — аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; — использование критериев для обоснования своего суждения.
Коррекция
|
Словарная работа
Поиск нового словарного слова:
Учитель: Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.
Шифр: 35 16 21 36 (заяц)
Учитель: Запишите слово в тетради.
Введение нового слова в активный словарь
Учитель: Когда так говорят? Убить двух зайцев – выполнить одновременно два дела. Заячья душа – о трусливом, робком человеке.
Учитель: Разбей слова заяц, зайчонок, у зайца, зайчиха, за зайцем на 2 группы?
Учитель: Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.
Ученики: Заяц, зайчонок, зайчиха (корень заяц, зайч, зайч) Учитель: Выпишите вторую группу слов. (Проверка по эталону)
Ученики: Заяц, у зайца, за зайцем.
Учитель: Что изменяется в словах? Выделите окончание.
Учитель : Что такое окончание?
Ученики: Окончание – изменяемая часть слова
Учитель: Как найти в слове окончание?
Ученик: Чтобы найти окончание, нужно изменить слово.
Учитель: Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова? Какой вывод сделаем?
Ученики: Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова
Учитель: А нам часто приходится в жизни сталкиваться с окончаниями? Приведите примеры.
Ученики: (приводят примеры)
Учитель: А можем мы сказать, для чего нужны окончания?
Ученики: (дают свои предположения)
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Ученики : (Дают свои предположения) (Запись темы на доске и в тетрадях)
Развитие умения находить в слове окончание.
Учитель: Сформулируйте задачи, которые нам необходимо решить на уроке.Ученики: Сегодня на уроке мы должны
Учитель: Я думаю упражнения, которые мы сегодня будем выполнять, помогут нам в решении поставленных задач. | ||||||||||||||||||||||||
3. | Изучение нового материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить роль окончания
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания; сформировать знания об окончании Методы: словесный (беседа), проблемный, исследовательский, волевые (формирование рефлексивности) Форма работы: фронтальная, групповая Результат: причинно-следственные связи и значимость изучаемого материала установлены, тема и цель урока сформулированы учащимися в сотрудничестве с учителем
Познавательные УУД: — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; — подведение под понятие; — постановка и формулирование проблемы; — структурирование знаний. Коммуникативные УУД: —аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; — разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: —выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
|
Учитель: А как вы думаете, во всех словах есть окончания? Ученики: Высказывают свои предположения. Учитель: Выдели окончания в следующих словах: белая, картина, рисует, шоссе. Ученики: Высказывают свои предположения. В слове шоссе затрудняются.
Наблюдение над словом шоссе в словарях (работа с толковым словарем и словообразовательным словарем).
Учитель: В русском языке есть и ещё слова иностранцы, но мы к ним уже так привыкли, что даже и не подозреваем, что они пришли к нам из других языков. Это всем знакомые нам слова: пони, радио, шоссе, эскимо, пальто, кофе.
Учитель: В этих словах нет изменений части слова и окончаний нет. Эти слова нужно запомнить. С ними более подробно мы познакомимся в 4 классе.
Учитель: Возьмите карточки. Работа в парах
Учитель: Выполним следующее задание – «Ты – редактор». Возьмите карточку №1. Какое задание в этой карточке? Всем понятно?
Задание: спиши текст, раскрывая скобки.
Наша страна – Россия. В нашей (страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).
Учитель: Послушаем, что у вас получилось? (коррекция) — Какая часть изменяется у сущ. страна?
Ученики: Окончание
Учитель: Для чего вы изменяли окончание?
Ученики: Для связи слов
Учитель: оцените с помощью «цветов» задание, которое вы выполнили.
Учитель: Если нет ошибок, поднимите “зеленый цветок”, если возникли затруднения – “красный цветок”.
Ученики отмечают своё отношение.
| ||||||||||||||||||||||||
4. | Физминутка Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: содействовать сохранению здоровья учащихся. Методы: дидактическая игра Форма работы: коллективная Результат: готовность детей к дальнейшей плодотворной работе | Учитель: А сейчас мы отдохнём. Выполним упражнения для глаз:
— зажмуриться, открыть глаза;
— посмотреть за окно;
— посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;
— поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.
Учитель: Если в слове окончание – а, вы хлопаете, если любое другое окончание, то садитесь.
Река, озеро, пила, утро, звёзды, роса, мячи, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости.
| ||||||||||||||||||||||||
5. | Закрепление изученного Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться самостоятельно выделять окончание Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: добиться осмысленности усвоения учебного материала, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у школьников коммуникативных способностей в совместной деятельности
Методы: частично – поисковый, словесный (беседа), социальные (создание ситуации взаимопомощи), волевые (формирование рефлексии), словесный (беседа)
Форма работы: индивидуальная и дифферинцированная, групповая
Результат: выработка умений находить в словах окончания, развитие речи, расширение словарного запаса Познавательные УУД: — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; -использование знаково – символических средств; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания; — подведение под понятие; — установление причинно – следственных связей; — выполнение действий по алгоритму; — построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные УУД: — осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные УУД: — формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; — достижение договоренностей и согласование общего решения.
| Учитель: упражнение 180 стр.147
Учитель: Догадайся, какие окончания пропущены?
Ученики: (Дают свои предположения) Учитель: В каких словах окончание нулевое?
Ученики: Пенек, ежик. (запись упражнения в тетрадях)
Ученики: По ходу записи объясняют все знакомые орфограммы в словах и между словами. А) парные согласные: прыг – прыгать, тропке – тропа; Б)безударные гласные в корне: пенек – пень, задрожал – дрожь, пробежал – бег, озерная – озеро, вода – воды, в траве – травы, синеве – синь; В) непроизносимые согласные: солнце – солнышко.
Группа 1. Выдели в словах окончания: Красивое, море , читает , мороз , крылья.
Группа 2. Выдели в словах окончания: Летняя , светит , собака , тень , листья.
Группа 3. Выдели в словах окончания: Сын , морозный , небо , падают , деревья.
Группа 4. Выдели в словах окончания: Лесной , спина , наблюдает , жизнь , корм.
Группа 5. Выдели в словах окончания: Рыхлый , ягода , вылетает , снег , заводы.
Группа 6. Выдели в словах окончания: Грибной , уроки , пчела , прыгают , друг.
Ученики выполняют работу.
Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.
| ||||||||||||||||||||||||
6. | Домашнее задание дифференцированное. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: помочь учащимся осознать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и предложить варианты домашнего задания с учётом возможности и желаний учащихся. Методы: словесный (беседа), познавательные (учёт познавательных интересов, выполнение творческих заданий) Форма работы: фронтальная Результат: осознание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Учитель: Для того, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание: упр2 с. 162
Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение (например: жара, зной, пекло) По выбору: Найти в толковом словаре слова, которые не имеют окончаний (заимствованные слова) | ||||||||||||||||||||||||
7. | Итог урока. Рефлексия деятельности Цель, которая должна быть достигнута учащимися: оценить значимость своих учебных действий Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения разумно и объективно анализировать свою учебную деятельность, содействовать осознанию того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить. Методы: словесный (беседа), волевые (самооценка и коррекция своей деятельности) Форма работы: фронтальная Результат: осознание учащимися своих учебных действий
Личностные УУД: — самооценка на основе критерия успешности; — адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: — рефлексия способов и условий действия; — контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; — использование критериев для обоснования своего суждения.
| Учитель: Давайте подведём итог нашему уроку. Продолжите предложения. Я вспомнил и повторил(а) … Я узнал(а) … Я понял (а)…
Учитель: Оцените свою деятельность на уроке «Зеленый» — Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
«Желтый» Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.
«Красный» Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.
Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий. Спасибо за урок!
|
Группа 1.
Выдели в словах окончания:
Красивое, море , читает , мороз , крылья.
Группа 2.
Выдели в словах окончания:
Летняя , светит , собака , тень , листья.
Группа 3.
Выдели в словах окончания:
Сын , морозный , небо , падают , деревья.
Группа 4.
Выдели в словах окончания:
Лесной , спина , наблюдает , жизнь , корм.
Группа 5.
Выдели в словах окончания:
Рыхлый , ягода , вылетает , снег , заводы.
Группа 6.
Выдели в словах окончания:
Грибной , уроки , пчела , прыгают , друг.
Литература.
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Русский язык», 3 класс, образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.
-
Ожегов С. И., Шведова И. Ю. «Толковый словарь русского языка» М.: ООО «ИТИ технологии», 2008 г.
-
Тихонов А .И. «Словообразовательный словарь русского языка» Изд.: «Цитадель – трейд», 2009 г.