Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Черемшанский лицей»

Урок русского языка

в 3 классе по теме :

«Роль частицы не и правила её написания с глаголами»

Учитель начальных классов

Зуфарова Ф.Т.

2013 г.

Цели урока.

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

  • воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге

  • развитие работоспособности и профилактика утомления

  • развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи

  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

  • развивать внимание и память учащихся

  • развивать умение слушать товарищей

  • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (автор: Рамзаева Т.Г.), мультимедийный проектор, компьютер.

ПЛАН УРОКА

    1. Оргмомент.

    2. Чистописание. Введение в тему урока.

    3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.

    4. Правописание частицы не с глаголами.

    5. Физкультминутка.

    6. Первичное закрепление.

    7. Знакомство с глаголами-исключениями.

    8. Работа с текстом.

    9. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Организация начала урока.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно,

И к уроку все готово.

-Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Напишите в тетрадях сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.

-Ребята, я вам сегодня на урок приготовила пословицы, прочитайте, пожалуйста.

Ложь человека красит.

Откладывай доброе дело на завтра.

Новых друзей наживай, а старых забывай.

Друг в беде бросит.

-Вам они нравятся?Почему данные пословицы звучат бессмысленно?

-Что нужно добавить? (Нужно добавить слово НЕ).

-Это маленькое слово НЕ называется частицей.

-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом).

-Выпишите глаголы с не.

IV. Постановка целей.

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не с глаголами)

— Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать не с глаголами)

А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи? (Служебная)

Учитель – Почему так думаете? Что вы знаете о служебных частях речи?

Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
  Они не являются членами предложения.
  К ним нельзя поставить вопрос.

Правило на слайде.

Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? ( НЕ нужно написать раздельно)

Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:

Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», — а она ему… Как вы думаете?

— Не люблю.

— Да. Он признавался: «Верю», — а она ему…

— Не верю!

— И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул… А что было дальше, сейчас узнаем.

(Заранее подготовленные дети по ролям читают стихотворение наизусть)

— Слезь со стула!

— Не хочу!

— Упадешь!

— Не упаду!

— Отойди!

— Не отойду!

— Приедешь?

— Не приеду!

— Придешь?

— Нет, не приду!

— Услышишь?

— Не услышу!

— Найдешь?

— Нет, не найду!

— Слезаешь?

— Не слезаю!

— Решаешь?

— Не решу!

— Мечтаешь?

— Не мечтаю!

— Молчишь?

— Нет, не молчу!

— Конфетку, может, хочешь?

— Нет! Да, хочу, хочу!

— А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что в сказке было дальше.

…Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Он ждал того дня, что и частица не тоже полюбит глагола и встанет рядом с ним. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

V. Первичное закрепление.

1.Работа с пословицами. Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!
Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи —                     торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

Учитель – Запишите пословицы, раскрывая скобки.

Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

Учитель – Как написали эти слова, почему?

VI. Применение знаний и умений на практике
2. Составление правил поведения на уроке с использованием частицы не.

Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А там все глаголы с частицей НЕ. Как думаете, что там было написано?

НЕ опаздывай в школу.
НЕ разговаривай на уроке.
НЕ рисуй на партах.
НЕ обижай маленьких.

НЕ кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.

Заглянул Глагол в один класс и что там увидел!? Я сейчас покажу, что он увидел в этом классе. Вот как ведут себя на уроке некоторые ученики. И так, составляем предложения о правилах поведения на уроке.

  1. Не отвлекайся на уроке!

  2. Не списывай у соседа по парте!

  3. Не мешай другим на уроке!

  4. Не качайся на стуле!

  5. Не разговаривай на уроке!

Ребята, что же опять увидел благородный Глагол ?– (Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно).

Для лучшего запоминания правила предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму.

___ выучил- __ делай,

___ знаешь- __ спеши,

С глаголами ___________

Частицу ____ пиши.

VII. Знакомство с глаголами-исключениями.

Печальный Глагол возвратился к своей любимой. Она как обычно,
отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” (появляются слова «негодую», «ненавижу»).и вдруг замерла
от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут.

Ребята, а бывают ли еще такие глаголы, где не пишется слитно?

Прочитайте эти глаголы.

Неволить,
недомогать,
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать.

Невзлюбить

Давайте объясним их смысл.
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать

-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?

Без НЕ эти глаголы не употребляются. Здесь НЕ находится в составе корня.
– Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

Дети записывают глаголы- исключения в тетради.

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

VIII. Включение новых знаний в систему знаний

Тест «НЕ с глаголами».

— А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

1) Частица НЕ – это ……………. часть речи.

служебная или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

Отрицания или утверждения

3) Какое слово записано неверно?

Ненарисовать нездоровится не забуду

А сейчас задание посложнее.

Данные слова пишутся слитно или раздельно?

IX. Индивидуальная работа.

Сейчас, ребята, вы самостоятельно оцените свою деятельность. Будем работать в нетбуках RAYbook Bi149.

X. Итог урока.

Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Было ли что-то непонятно?

Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради.

Слайд . Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.

— Кого можно похвалить за работу на уроке?

XI.Домашнее задание.

Выучить правило, упражнение 601,записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here