Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Черемшанский лицей»
Урок русского языка
в 3 классе по теме :
«Роль частицы не и правила её написания с глаголами»
Учитель начальных классов
Зуфарова Ф.Т.
2013 г.
Цели урока.
Образовательные:
-
расширить знания детей о служебных частях речи
-
углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
-
познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
-
воспитание культуры учебного труда
-
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
-
воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
-
развитие работоспособности и профилактика утомления
-
развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
-
развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
-
развивать навыки точного употребления глаголов в речи
-
побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
-
развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
-
развивать внимание и память учащихся
-
развивать умение слушать товарищей
-
развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (автор: Рамзаева Т.Г.), мультимедийный проектор, компьютер.
ПЛАН УРОКА
-
Оргмомент.
-
Чистописание. Введение в тему урока.
-
Наблюдение над лексическим значением частицы не.
-
Правописание частицы не с глаголами.
-
Физкультминутка.
-
Первичное закрепление.
-
Знакомство с глаголами-исключениями.
-
Работа с текстом.
-
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно,
И к уроку все готово.
-Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)
-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Напишите в тетрадях сегодняшнее число.
II. Актуализация знаний. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.
-Ребята, я вам сегодня на урок приготовила пословицы, прочитайте, пожалуйста.
Ложь человека красит.
Откладывай доброе дело на завтра.
Новых друзей наживай, а старых забывай.
Друг в беде бросит.
-Вам они нравятся? —Почему данные пословицы звучат бессмысленно?
-Что нужно добавить? (Нужно добавить слово НЕ).
-Это маленькое слово НЕ называется частицей.
-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом).
-Выпишите глаголы с не.
IV. Постановка целей.
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не с глаголами)
— Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать не с глаголами)
—А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи? (Служебная)
Учитель – Почему так думаете? Что вы знаете о служебных частях речи?
Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
Они не являются членами предложения.
К ним нельзя поставить вопрос.
Правило на слайде.
Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? ( НЕ нужно написать раздельно)
Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:
Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», — а она ему… Как вы думаете?
— Не люблю.
— Да. Он признавался: «Верю», — а она ему…
— Не верю!
— И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул… А что было дальше, сейчас узнаем.
(Заранее подготовленные дети по ролям читают стихотворение наизусть)
-
— Слезь со стула!
— Не хочу!
— Упадешь!
— Не упаду!
— Отойди!
— Не отойду!
— Приедешь?
— Не приеду!
— Придешь?
— Нет, не приду!
— Услышишь?
— Не услышу!
— Найдешь?
— Нет, не найду!
— Слезаешь?
— Не слезаю!
— Решаешь?
— Не решу!
— Мечтаешь?
— Не мечтаю!
— Молчишь?
— Нет, не молчу!
— Конфетку, может, хочешь?
— Нет! Да, хочу, хочу!
— А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что в сказке было дальше.
…Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Он ждал того дня, что и частица не тоже полюбит глагола и встанет рядом с ним. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.
V. Первичное закрепление.
1.Работа с пословицами. Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!
Составьте пословицы, объясните их смысл.
Кто (не) работает (не) сидеть на печи.
Есть калачи — торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
Учитель – Запишите пословицы, раскрывая скобки.
Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.
Учитель – Как написали эти слова, почему?
VI. Применение знаний и умений на практике
2. Составление правил поведения на уроке с использованием частицы не.
– Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А там все глаголы с частицей НЕ. Как думаете, что там было написано?
НЕ опаздывай в школу.
НЕ разговаривай на уроке.
НЕ рисуй на партах.
НЕ обижай маленьких.
НЕ кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.
Заглянул Глагол в один класс и что там увидел!? Я сейчас покажу, что он увидел в этом классе. Вот как ведут себя на уроке некоторые ученики. И так, составляем предложения о правилах поведения на уроке.
-
Не отвлекайся на уроке!
-
Не списывай у соседа по парте!
-
Не мешай другим на уроке!
-
Не качайся на стуле!
-
Не разговаривай на уроке!
– Ребята, что же опять увидел благородный Глагол ?– (Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно).
Для лучшего запоминания правила предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму.
___ выучил- __ делай,
___ знаешь- __ спеши,
С глаголами ___________
Частицу ____ пиши.
VII. Знакомство с глаголами-исключениями.
– Печальный Глагол возвратился к своей любимой. Она как обычно,
отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” (появляются слова «негодую», «ненавижу»).и вдруг замерла
от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут.
Ребята, а бывают ли еще такие глаголы, где не пишется слитно?
– Прочитайте эти глаголы.
Неволить,
недомогать,
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать.
Невзлюбить
Давайте объясним их смысл.
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить – принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать
-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?
—Без НЕ эти глаголы не употребляются. Здесь НЕ находится в составе корня.
– Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.
Дети записывают глаголы- исключения в тетради.
На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.
VIII. Включение новых знаний в систему знаний
Тест «НЕ с глаголами».
— А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.
1) Частица НЕ – это ……………. часть речи.
служебная или самостоятельная
2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….
Отрицания или утверждения
3) Какое слово записано неверно?
Ненарисовать нездоровится не забуду
А сейчас задание посложнее.
Данные слова пишутся слитно или раздельно?
IX. Индивидуальная работа.
— Сейчас, ребята, вы самостоятельно оцените свою деятельность. Будем работать в нетбуках RAYbook Bi149.
X. Итог урока.
— Что нового сегодня вы узнали на уроке?
— Было ли что-то непонятно?
— Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради.
Слайд . Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.
— Кого можно похвалить за работу на уроке?
XI.Домашнее задание.
Выучить правило, упражнение 601,записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.