Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово Волгоградской области

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

«Части речи.

Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён существительных».

подготовила

учитель начальных классов

Фалькина Галина Ивановна

Фролово 2012год

КЛАСС: 4 «А»

ПРОГРАММА «Система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык

Тема урока: « Части речи.

Всё ли мы знаем о грамматических значения имён существительных».

Тип урока: Урок постановки учебной задачи.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о частях речи;

  • обеспечить применение учащимися полученных ранее знаний и способов действий;

  • помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;

  • содействовать развитию речи, навыков самооценки и самоконтроля;

  • подвести к теме: « Всё ли мы знаем о грамматических значения имён существительных»

Средства обучения:

1. ИКТ. Презентация по теме

2.Карточки для дифференцированной работы

3.Орфографический словарь

Оборудование:

1.Учебник «Русский язык» для 4 класса–авторы: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова,

Т.В.Некрасова

2.М/м проектор

3. Документ- камера

Ход урока

1.Эмоциональный настрой.

Учитель: С каким настроением пришли на урок?

Дети: отвечают

Учитель: А чтобы ваше настроение стало ещё лучше, вам необходимо хорошо поработать на уроке, чтобы получить удовлетворение от своего труда.

2. Актуализация опорных знаний.

« Орфографическая разминка»

Учитель: Спишите, вставляя пропущенные буквы:

На доске: со…нце

зв…зд…па…

поз…ний

бе…шумный

л…с…ру…

ра…гибать

дёрнуть

Проверка выполнения работы.

Один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, остальные учащиеся класса проверяют правильность выполнения работы и задают вопросы, например:

-Докажи, почему в слове «поздний» в корне слова надо написать букву «д»?

-Почему ты написал слово «лесоруб»с буквой «о», а я думаю написать надо так « лесаруб», ведь проверочное слово «леса»?

-Что интересного ты заметил в слове «лесоруб»? Из каких слов состоит слово?(лес и рубить)

— Что ты можешь сказать об этом слове? Какое это слово?(сложное слово, состоящее из двух простых, соединённых с помощью интерфикса «о»)

-Так как же правильно надо написать слово? ( лосоруб)

Учитель: (провокация)

-А я не согласна с написанием орфограммы в слове «сдёрнуть», надо перед звонким «д» писать звонкий «з».

Ребёнок отстаивает свою точку зрения ( Приставки «з» не бывает)

Самооценка выполнения своей работы по волшебной линеечке.

Учитель: Дети, на какие 2 группы можно разбить данные слова?

Дети: по количеству слогов, по орфограммам.

Учитель: На какие 3 группы можно разделить слова?

Дети: Существительные, прилагательные, глаголы.

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?

Дети: Это самостоятельные части речи.

Учитель: А какие ёщё знаем части речи?

Дети: Служебные.

Учитель: Назовите их.

Дети: Союзы, предлоги, частицы.

3.Постановка учебной задачи.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.

-Какие умения нам помогут на уроке?

Дети: Умение сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы.

4. Систематизация знаний о частях речи.

Учитель раздаёт карточки с загадками детям.

Учитель: Отгадайте загадки о частях речи.

1 ученик читает : Отгадай-ка!

А) Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

Учитель: Что же это за часть речи?

Дети: имя существительное

Слайд 2

Учитель: Что же такое существительное?

Дети отвечают, приводят примеры

2 ученик читает : Отгадай-ка!

Б ) Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!

Учитель: А это что за часть речи?

Дети: имя прилагательное

Слайд 2

3 ученик читает: Отгадай-ка!

В) Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду — всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

Учитель: О какой части речи говорится?

Дети: о глаголе

Слайд 2

2) Учитель: Поработаем с пословицей

На доске:

Хочеш есть калачи, …

Учитель: Прочитайте начало пословицы, продолжите её.

Дети: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Учитель: Как понимаете?

Дети объясняют смысл пословицы.

Учитель: Напишите самостоятельно.

Учитель пишет на доске продолжение пословицы с ошибками-ловушками.

Учитель: Проверьте правильность моего написания.

-Какие вопросы хотели бы мне задать?

Дети задают вопросы учителю, а он объясняет, почему он выбрал ту или иную орфограмму.

Учитель: Что вы можете сказать о моей работе?

Оцените свою работу самостоятельно по волшебной линеечке.

Учитель: Какие задания предлагаете выполнить?

Дети предлагают задания.

Учитель: Я предлагаю поработать в парах и выполнить фонетический разбор слова «есть».

Проверка и оценка работы в парах.

3)Словарь. Тест ( проводит ученик)

( использование документ- камеры)

Тест

о

а

  1. ллея

  2. в…сток

  3. кв…ртира

  4. в…гон

  5. гор…д

  6. дежда

  7. п…льто

  8. б…гаж

  9. т…варищ

Ученик: Ребята, хотите убедиться в устойчивости своей памяти? Проверим, как хорошо вы знает словарные слова. Я приготовил вам тест. Предлагаю его выполнить самостоятельно.

Проверка выполнения (работа в парах).

Оценка выполнения работы товарища.

Ученик:

-Я предлагаю выполнить ещё одно задание устно:

К слову товарищ подберите имена прилагательные.

Оценка работы ученика, подготовившего тест.

4)Физминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три — ещё раз потянуться,

А четыре — улыбнуться.

Учитель: Какие части речи часто встречались в физминутке?

Дети: глаголы

Учитель:Что можете сказать о данных глаголах, чем они похожи?

Дети: глаголы неопределённой формы.

Учитель: Как напишем слова?

Дети отвечают.

Учитель: Предлагаю выполнить задания:

1вариант — выделить морфемы в слове «подняться»;

2 вариант – в слове «потянуться».

Работа в паре. Взаимопроверка. Оценка выполнения.

5)Групповая работа . Игра « Сыщики». ( Слайд 3)

В группах дети распределяют роли. Командиры получают задания.

1 группа:

Игра «Сыщики»

Учитель: Ваша задача по особым приметам разыскать часть речи:

  1. Часть речи

  2. Изменяется по падежам

  3. Изменяется по числам

  4. Имеет род

  5. Обозначает признак предмета

2 группа:

Игра «Сыщики»

Ваша задача по особым приметам разыскать часть речи:

  1. Часть речи

  2. Изменяется по падежам

  3. Изменяется по числам

  4. Имеет род

  5. Обозначает предмет

3 группа:

Игра «Сыщики»

Ваша задача по особым приметам разыскать часть речи:

  1. Часть речи

  2. Изменяется по лицам и числам

  3. Изменяется в прошедшем времени по родам

  4. Обозначает действие предмета

Проверка выполнения. Каждый лидер защищает работу своей группы.

Проверка выполнения, используя слайды 4, 5, 6

Оценка лидером работы своей группы.

5. Постановка учебной задачи к изучению темы: « Всё ли мы знаем

о грамматических значения имён существительных».

1) Учитель: Запишите слово «интерес».

-Все смогли написать это слово?

-А у кого написание этого слова вызвало сомнение?

-Как поступить?

Дети: заглянуть в орфографический словарик.

Учитель: Какой секрет словаря знаете?

Дети: все слова расположены в алфавитном порядке.

Учитель: Поработаем в группах .

-Кто нашёл слово, помоги товарищам из другой группы, назови страницу.

Учитель: Так как же пишется новое слово?

Дети говорят.

На доску прикрепляется карточка с написанием данного слова.

(Дети записывают новое слово в индивидуальный словарик)

2) Учитель: Предлагаю выполнить следующее задание:

Подобрать к данному слову цепочку родственных слов, которые являются разными частями речи.

Учитель: Какие слова являются родственными?

-При помощи каких морфем образуются новые слова?

Дети: суффиксов и приставок

Дети выходят к доске и пишут слова по цепочке.

Например: интерес, интересный, интересоваться, заинтересовался.

Учитель: Ребята, а я составила ещё такие слова: интересы, с интересом.

-Вы согласны?

Дети: нет, это формы одного и того же слова, которые имеют грамматические значения числа и падежа.

Учитель: А ещё какие грамматические значения имеют имена существительные?

Дети: значение рода.

3)Учитель: Всё ли мы знаем о грамматических значения имён существительных?

Дети: могут ответить «да» или «нет»

Если « да», то учитель предлагает поразмышлять над такими словами:

лист, листок, листва.

Учитель: Какого числа данные слова? Листва –ед. или мн.числа?

Дети отвечают.

Учитель: Сущ. м.рода относятся к мужчинам, ж.рода- к женщинам, а ср. рода- ? к среднему.

Сарафан. Кто носят?

Дети: женщины, девочки, девушки.

Учитель: Значит ж.рода?

Учитель: Борода. У кого?

Дети: у мужчин.

Учитель: Значит м. рода. Согласны?

Дети: нет

Учитель: Так всё ли знаем о грамматических значениях имён существительных?

Дети: нет

Учитель: Вот на этот вопрос мы будем стараться получать ответы на следующих урока русского языка.

6.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Какую цель мы поставили в начале урока?

-Что удалось?

-Что было трудно выполнять?

-Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?

-Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?

7. Домашнее задание:

Учитель: Некоторым ученикам я предлагаю выполнить задание по карточкам.

Карточки:

Выполни задание:

Составьте высказывания, используя слова, которые являются разными частями речи:

Ожог( сущ.) – ожёг( гл.);

печь( сущ.) — печь( гл.);

плач(сущ.) — плачь(гл.);

течь(сущ.) — течь(гл.);

поджог(сущ.) — поджёг(гл.);

русский(сущ.) — русский(прил.);

глухой(сущ.) — глухой(прил.)

Учитель: Остальным ребятам предлагаю выполнить упр. 64 (по заданию)

на стр. 82

Спасибо за урок!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ:

Литература

  1. Учебник «Русский язык» для 4 класса–авторы: В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т.В.Некрасова

  2. Школьный грамматико-орфографический словарик русского языка. –Санкт- Петербург: «Издательский дом Громова», 2004.

  3. Н. М. Бетенькова, Д.С.Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка — Москва, 2004.

  • Материал подготовлен без использования методической литературы.

  • Источник заимствования дополнительных материалов неизвестен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here