Урок русского языка в 4 классе
«Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?»
Подготовила: Бобровникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №37» г. Братск
Конспект урока + презентация
Личностные универсальные учебные действия
— учебно_познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные универсальные учебные действия
— выделять существенные признаки глагола как части речи
— уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;
— безударные окончания глаголов;
— спряжение глаголов по суффиксу неопределенной формы;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации,
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Ход урока
I. Орг.момент
— Здравствуйте! Хочу наш урок начать с этого стихотворения.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбку друг другу…
— Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II. Постановка темы, цели урока
— Внимательно послушайте и определите, кто пришел на урок?
«Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник всегда при деле. По частоте употребления занимает второе место после существительного».
— Ответ обоснуйте.
— Верно. Это — Его Величество Глагол.
— Предположите о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
— Правильно, сегодня в центре нашего внимания будет глагол и все, что с ним связано. Он вам предлагает на сегодняшнем уроке:
«Думать»,
«Наблюдать»,
«Слушать»,
«Доказывать»,
«Рассуждать».
— Прочитаем вместе. Следуя этим правилам, мы сможем, выполнит все задания, которые нам приготовил его Величество Глагол.
III. Проверка знаний по теме «Глагол»
— Я предлагаю вам представить, что вы журналисты, и собрать информацию о глаголе.
— Но глагол пришел не один, а со своими помощниками действиями. У вас на столах лежат эмблемами с изображение человечков. Что они делают?
— Выполним задания (по уровням):
1) Соедини понятия правого и левого столбика. + проверка на слайде.
(слабые)
что делать? что сделать? что делал? | |
отвечаю на вопросы | часть речи |
обозначаю | действие предмета |
имею | по временам, числам |
изменяюсь | сказуемым |
в прошедшем времени изменяюсь | по родам |
имею спряжение | неопределённую форму |
в предложении чаще всего бываю | I и II |
2) Тест (средние)
Перечень вопросов:
1.Какая часть речи называется глаголом?
а)Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?;
б)Глагол – это часть слова, которая обозначает действие предмета
2.Что такое неопределённая форма глагола?
а)Это форма, у которой можно определить только время;
б)Это форма, по которой нельзя определить ни время, ни лицо, ни число, ни род, только спряжение
3.Что называют спряжением?
а)Изменение глагола по падежам;
б)Изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени
4.Какие глаголы имеют суффикс — л-?
а)в прошедшем времени;
б)в будущем времени;
5.Как изменяются глаголы прошедшего времени?
а)По числам, в единственном числе и по родам;
б)По родам, лицам и числам
6.Как определить спряжение глагола?
а)надо посмотреть на окончание;
б)если личное окончание ударное, то определяем по нему, если же безударное, то ставим глагол в неопределённую форму и смотрим на суффикс перед –ть.
7.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?
а)-у (-ю), -ем, — ешь, -ете, -ет, -ут (-ют);
б)-у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят)
9.Как определить родовое окончание глагола?
а)найти существительное, от которого поставим вопрос к глаголу, определить его род;
б)по неопределённой форме
11.Как определить лицо глагола?
а)подставить личное местоимение; вспомнить, какого оно лица;
б)по имени существительному, с которым связан глагол
3) Составление логической схемы. (кластер «Глагол») (сильные)
IV. Работа по теме.
1).
— Продолжаем работать. Замените, одним словом. Полученные слова запишите в столбик.
Обращаться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убирать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик (надуть)
Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать)
Испытывать желание, хотеть (желать)
Ярко блистать, сияя переливчатым светом (сверкать)
— Что заметили интересного у этих глаголов? Что объединяет эти глаголы?
— Почему неопределенная форма глагола так называется?
— А зачем глагол ставить в неопределенную форму?
— Ставя глагол в неопределённую форму, вы научились определять спряжение глаголов, а для чего нужно знать спряжение глаголов?
— Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов, давайте вспомним алгоритм рассуждения:
— Вспомним алгоритм определения спряжения глаголов.
1. Поставим глагол в неопределённую форму.
2. Определим спряжение глагола.
3. Вспомним окончание.
— Определим спряжение у полученных слов.
2). Определение спряжения глагола
— Заполним таблицу.
Н.Ф. | На –ить? (+ или — ) | Спр. | Оконч. | |
(он) плат… |
|
|
|
|
(ты) рису…
|
|
|
|
|
(он) готов… |
|
|
|
|
(ты) пиш… |
|
|
|
|
(он) почита… |
|
|
|
|
(вы) стро |
|
|
|
|
(мы) спаса… |
|
|
|
|
3). – Мы освежили в памяти действия по определению спряжения глаголов, а теперь вы самостоятельно попробуете применить полученные знания.
— Как будем действовать? Какие знания вам пригодятся для выполнения данного задания?
— Разделите слова
1 вариант – 1 спряжения,
2 вариант – 2 спряжение.
— И так, как определить окончание глагола?
V. Домашнее задание
: Дописать окончания глаголов, указать спряжение.
Кабан- это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т. Дубовые жёлуди подбира. т. Своим длинным рылом землю ро. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т.
: Вставить пропущенные буквы, указать спряжение глаголов, поставь в неопределенную форму.
Мы мечта..м , он рыбач…т, вы стреж…те, они обеща…т, ты взлета…шь, мы посол…м, они куп…т, ты посад…шь, вы корм…те, он свет…т, ты пуст…шь.
:
Вставь подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени, измени порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Подпиши спряжение и лицо глаголов. Один разбери как часть речи
На улице лютый мороз. Вдруг ________________ в стекло тоненький стук. Метель _________________дорожки. Синичка _______________по снежку. Ты ______________в тепле и _____________уроки. Через стекло на тебя ________________глазки-бусинки. Бедняжка сильно ________________. За оконной рамой ты ______________птичку.
VI. Итог.
— Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем, в том числе и наборщикам в типографии. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто набирал следующее предложение.
— Что же здесь должно быть написано? Догадались?
— о – ч – л д- л — г – л – й — м – л — ! (Кончил дело – гуляй смело!)
— Вот и мы заканчиваем нашу работу.
— Выбери утверждение.
Сегодня я на уроке: Научилась (научился)…
Было интересно….
Было трудно…
Я понял (а), что….