Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Туендатская основная общеобразовательная школа»

Первомайского района Томской области

Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

«Падежи имён существительных.

Обобщение»

подготовила

учитель начальных классов

Никитина Елена Васильевна

д. Туендат

2011

Цели:

  1. Обобщить знания о падежах имён существительных;

  2. Совершенствовать умения определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;

  3. Развивать коммуникативные умения учащихся (работа в парах, в группах).

  4. Применять на уроке здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

  • Мяч;

  • Листки самооценки;

  • Сигнальные карточки;

  • Карточки для заданий по выбору;

  • Карточки-памятки;

  • Карточки «домашнее задание»

Ход урока

1. Организационный момент.

Я сегодня молодец.

На уроке удалец.

Всё я знаю, расскажу,

Всё красиво напишу.

— Ребята, сегодня во время урока вы должны будете заполнить таблицу самоконтроля.

-Определим этапы урока.

Проверка д/з

Определение темы и цели урока

Словарная работа

Обобщение изученного.

Работа в группах.

Подведение итогов.

Задание на дом.

2. Проверка д/з.

— Сейчас мы немного поиграем и заодно повторим домашнее задания. Я буду бросать мяч одному из вас и задавать вопрос, а вы ловите мяч и отвечайте.

  • Что такое имя существительное?

  • На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • Что обозначает имя существительное?

  • Как изменяется имя существительное?

  • Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

  • Как определить падеж имени существительного?

3. Введение в тему.

— В каждом языке своё количество падежей. В английском — 2, в немецком — 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском — насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.

— Давайте определим тему и цели урока.

— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Карточка-памятка у каждого ученика)

4. Словарная работа.

[т] вдоль гря . ки

[и] на оз . ро

[т] к ло . ке

[а] без в . ды

[а] в . кно

[а] по тр . пинке

[ш] про фла . ки

[и] у бер . га

[ш] к доро . ке

[с] на берё . ку

-Что записано на доске?

— Какую работу со словами можно выполнить?

Сгруппируем слова по орфограммам: безударные гласные; звонкие-глухие согласные. Записываем по вариантам, вставляя пропущенные орфограммы:

І вариант ІІ вариант

озеро грядки

воды лодке

окно флажки

тропинка дорожка

берега берёзку

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга (работа в парах).

-Какую ещё группировку можно выполнить? (по падежам)

Р. п.

Д. п.

В. п.

вдоль грядки

к лодке

на озеро

без воды

по тропинке

в окно

у берега

к дорожке

про флажки

на берёзку

-Как определяли падеж у имён существительных?

-по вопросу

— по предлогу

5. Обобщение изученного.

а) Прочитаем вопрос Почемучки на странице 79.

-Кто может на него ответить?

Упр.149 выполняем по вариантам: одно слово склоняет І вариант, другое – ІІ вариант.

Обмен тетрадями, взаимопроверка.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём. Дружно хлопаем руками,

Встанем глубоко вздохнём. Дружно топаем ногами,

Руки в стороны, вперёд Тихо сядем мы за стол

Вправо, влево поворот. И продолжим разговор.

б) Самостоятельная работа

упр. 150 стр. 79

в). Работа в группах. Задание по выбору.

1 задание

Составьте из слов предложение. У выделенных существительных определите падеж.

Со

( Т.п.)

строительством

железной

( Р.п.)

дороги

( И. п.)

город

становится

крупным

торговым

(Т. п.)

центром.

2 задание

Прочитайте стихотворение. Найдите строчки, в которых выражена главная мысль. Объясните её. Приведите примеры. У выделенных существительных определите падеж.

Л. Татьяничева.

Не для себя

(И.п.)

Деревья плодоносят.

(И.п.) (Р.п.)

И реки чистых вод своих

Не пьют.

(Р.п.)

Не просят хлеба для себя

(И.п.)

Колосья.

(И.п.) (В.п.)

Дома не для себя хранят уют

Себя мы с ними

Сравнивать не будем, не каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаёшь

(Д.п.)

Ты людям,

Тем радостней живёшь

Ты для себя!

3 задание

Соедините начало и конец пословицы. Объясните их смысл.

У выделенных слов определите падеж.

(Т.п.)

Красна птица пером, а

(В.п.) (Р.п.)

рыбку из пруда.

(В.п.)

Не сиди, сложа руки

(Р.п.)

не будет скуки.

(В.п.)

Не место красит человека, а

(Т.п.)

человек умом.

(Р.п.)

Без труда не выловишь и

(В.п.)

человек место.

4 задание

Отгадайте загадки. Напишите отгадки. У выделенных существительных определите падеж.

Рогатая, хвостатая

(Т.п.)

Рогом проткнёт,

(Т.п.)

Хвостом починит.

(………………………………………………………..)

(Т.п.) (И.п.)

Шевельнул бородкой гном,

(В.п.)

и вошёл хозяин в дом.

(…………..)

г) Отчёт по группам.

6. Подведение итогов.

Вспомните цель урока.

-Как вы думаете, достигли мы цели?

-Какая работа понравилась на уроке?

-Какая работа вызвала затруднение?

Анализ листков самооценки, выставление оценок.

7. Задание на дом.

Упр. 140. стр.76

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задание по учебнику.

Написать рассказ об одной из этих профессий по выбору.

Написать рассказ о профессии агронома.

Список использованной литературы.

  1. Рамзаева Т.Г. Учебник. Русский язык. 4 класс. ДРОФА-Москва.• 2009;

  2. Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс- Москва•ВАКО• 2008;

3. Демонстрационные таблицы. Русский язык. Издательство «Учитель» (диск);

4. В.В.Волина. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург. ТОО

«Издательство АРГО» 1996

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here