Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Туендатская основная общеобразовательная школа»
Первомайского района Томской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Падежи имён существительных.
Обобщение»
подготовила
учитель начальных классов
Никитина Елена Васильевна
д. Туендат
2011
Цели:
-
Обобщить знания о падежах имён существительных;
-
Совершенствовать умения определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
-
Развивать коммуникативные умения учащихся (работа в парах, в группах).
-
Применять на уроке здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
-
Мяч;
-
Листки самооценки;
-
Сигнальные карточки;
-
Карточки для заданий по выбору;
-
Карточки-памятки;
-
Карточки «домашнее задание»
Ход урока
1. Организационный момент.
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Всё я знаю, расскажу,
Всё красиво напишу.
— Ребята, сегодня во время урока вы должны будете заполнить таблицу самоконтроля.
-Определим этапы урока.
Определение темы и цели урока | Словарная работа | Обобщение изученного.
| Работа в группах. | Подведение итогов. | Задание на дом. |
2. Проверка д/з.
— Сейчас мы немного поиграем и заодно повторим домашнее задания. Я буду бросать мяч одному из вас и задавать вопрос, а вы ловите мяч и отвечайте.
-
Что такое имя существительное?
-
На какие вопросы отвечает имя существительное?
-
Что обозначает имя существительное?
-
Как изменяется имя существительное?
-
Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
-
Как определить падеж имени существительного?
3. Введение в тему.
— В каждом языке своё количество падежей. В английском — 2, в немецком — 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском — насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.
— Давайте определим тему и цели урока.
— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
(Карточка-памятка у каждого ученика)
4. Словарная работа.
[т] вдоль гря . ки
[и] на оз . ро
[т] к ло . ке
[а] без в . ды
[а] в . кно
[а] по тр . пинке
[ш] про фла . ки
[и] у бер . га
[ш] к доро . ке
[с] на берё . ку
-Что записано на доске?
— Какую работу со словами можно выполнить?
Сгруппируем слова по орфограммам: безударные гласные; звонкие-глухие согласные. Записываем по вариантам, вставляя пропущенные орфограммы:
І вариант ІІ вариант
озеро грядки
воды лодке
окно флажки
тропинка дорожка
берега берёзку
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга (работа в парах).
-Какую ещё группировку можно выполнить? (по падежам)
Д. п. | В. п. | |
вдоль грядки | к лодке | на озеро |
без воды | по тропинке | в окно |
у берега | к дорожке | про флажки |
|
| на берёзку |
-Как определяли падеж у имён существительных?
-по вопросу
— по предлогу
5. Обобщение изученного.
а) Прочитаем вопрос Почемучки на странице 79.
-Кто может на него ответить?
Упр.149 выполняем по вариантам: одно слово склоняет І вариант, другое – ІІ вариант.
Обмен тетрадями, взаимопроверка.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём. Дружно хлопаем руками,
Встанем глубоко вздохнём. Дружно топаем ногами,
Руки в стороны, вперёд Тихо сядем мы за стол
Вправо, влево поворот. И продолжим разговор.
б) Самостоятельная работа
упр. 150 стр. 79
в). Работа в группах. Задание по выбору.
Составьте из слов предложение. У выделенных существительных определите падеж.
| |||||||||
2 задание
| Прочитайте стихотворение. Найдите строчки, в которых выражена главная мысль. Объясните её. Приведите примеры. У выделенных существительных определите падеж. Л. Татьяничева. Не для себя (И.п.) Деревья плодоносят. (И.п.) (Р.п.) И реки чистых вод своих Не пьют. (Р.п.) Не просят хлеба для себя (И.п.) Колосья. (И.п.) (В.п.) Дома не для себя хранят уют… Себя мы с ними Сравнивать не будем, не каждый знает, эту жизнь любя, Что чем щедрее отдаёшь (Д.п.) Ты людям, Тем радостней живёшь Ты для себя!
| ||||||||
3 задание | Соедините начало и конец пословицы. Объясните их смысл. У выделенных слов определите падеж.
| ||||||||
4 задание | Отгадайте загадки. Напишите отгадки. У выделенных существительных определите падеж.
Рогатая, хвостатая (Т.п.) Рогом проткнёт, (Т.п.) Хвостом починит. (………………………………………………………..)
(Т.п.) (И.п.) Шевельнул бородкой гном, (В.п.) и вошёл хозяин в дом. (…………..) |
г) Отчёт по группам.
6. Подведение итогов.
Вспомните цель урока.
-Как вы думаете, достигли мы цели?
-Какая работа понравилась на уроке?
-Какая работа вызвала затруднение?
Анализ листков самооценки, выставление оценок.
7. Задание на дом.
Упр. 140. стр.76
2 уровень | 3 уровень | |
Задание по учебнику. | Написать рассказ об одной из этих профессий по выбору. | Написать рассказ о профессии агронома. |
Список использованной литературы.
-
Рамзаева Т.Г. Учебник. Русский язык. 4 класс. ДРОФА-Москва.• 2009;
-
Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс- Москва•ВАКО• 2008;
3. Демонстрационные таблицы. Русский язык. Издательство «Учитель» (диск);
4. В.В.Волина. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург. ТОО
«Издательство АРГО» 1996