Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Упражнение в написании имён прилагательных» (обобщение) (учебник «Русский язык,» 2 класс. Программа » Школа — России»)

Федирко Алла Анатольевна — учитель начальных классов

МБОУ СОШ №27 ст. Старотитаровской

Темрюкского района Краснодарского края

Цели урока: — формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;

— развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,

— обогащать словарный запас учеников;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Что мы знаем об имени прилагательном?

С какой частью речи дружит имя прилагательное?

Лингвистическая игра:

— давайте поиграем! Напишите текст из нескольких предложений, в которых отсутствуют имена прилагательные (для них оставьте свободное место). Этот текст не показывайте другим играющим. Теперь по очереди называйте любые прилагательные, а все будут вписывать их в свой текст. Прочтите, что получилось. Почему текст получился смешным?

2.Постановка темы урока

Вы уже очень многое знаете об имени прилагательном, наступила пора обобщить все те знания, которые вы получили об этой части речи.

3.Работа по теме урока. ( приложение 1)

-Назовите, кто изображен на картинках?

-Как назвать одним словом?

Словарная работа: ребята

Придумайте и запишите предложение со словом ребята.

Придумайте однокоренные слова к слову ребята.

К этому новому словарному слову придумайте подходящие по

смыслу имена прилагательные. (Ребята (какие?) веселые,

шаловливые, трудолюбивые, озорные, смешливые и т.д.)

В каком числе стоят эти имена прилагательные? А в каком роде? А можно ли определить род имени существительного ребята? (Это слово употребляется только во множественном числе.) А какие еще имена существительные употребляются только во множественном числе? (Ворота, санки, ножницы…)

Самостоятельная работа.

а) На доске записаны слова:

Добрый, молодой, славный, красивый, чуткий, старый, отзывчивый, ласковый, шестилетний, пожилой, внимательный, взрослый.

Выпишите имена прилагательные:

I вариант – обозначающие хорошие качества человека;

II вариант – обозначающие возраст человека.

Проверка работы.

4.Физкультминутка.

Коллективная работа. (текст записан на доске или вынесен на экран)

Задание: Выписать словосочетание (существительное + прилагательное), указать число имен прилагательных.

Ранняя весна пришла в нашу местность. На открытых лесных полянах весеннее солнце съело остатки снега. А на дне оврагов можно ещё увидеть белое пятно. Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников. Прекрасны эти первые цветы русских лесов.

Лингвистическое задание 1:

-назвать точные имена прилагательные, указывающие на задуманный предмет ( остальные должны его угадать).( приложение 2)

Серый, хищный, жадный… сухое, свежее, душистое…

Рыжая, хитрая, ловкая… солнечный, веселый…

Косой, слабый, трусливый… ясная, холодная…

Большой, косолапый… серое, хмурое…

Лингвистическое задание 2:

-на доске записано слово МЯГКИЙ.

Задание: записать с ним как можно больше словосочетаний

Мягкий свет – приятный для глаза, неяркий;

Мягкий характер – уступчивый;

Мягкое наказание – несуровое;

Мягкий вагон – с мягкими спальными местами;

Мягкий знак – название буквы

( можно взять слова : острый, пустой, тонкий, тяжёлый)

— подобрать слова – синонимы

Мощный — главный- большой-

Смышленый- занимательный жгучий-

Прекрасный- скорый- смелый-

Роскошный- бесстрашный- гостеприимный-

5.Итог урока:

В какой форме числа вы не сможете у имен прилагательных указать род?

От какой части речи зависит число и род имен прилагательных?

Какое задание вам понравилось на уроке?

Приложение 1.

Ребёнок, малыш

Мальчик, школьник, ученик

Девочка, ученица, старшеклассница

Мальчик, выпускник

Приложение 2.

Рыжая, хитрая, ловкая…

Серый, хищный, жадный…

сухое, свежее, душистое…

Косой, серый, трусливый…

ясная, жаркая…

Большой, косолапый…

серое, хмурое…

Список используемых ресурсов:

-В.В.Васильева «Русский язык» из серии «Учимся играя»;

— методическое пособие по русскому языку О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова;

-интернет в картинках.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here