Урок русского языка в 4 классе

Учебник: Т.Г.Рамзаева

Учитель: Полякова Елена Владимировна (МБОУ СОШ №2 г.Болотного Новосибирской области, учитель начальных классов)

Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа»

Цель: Закрепить правописание окончаний имен существительных 1,2, 3 склонений единственного числа

Задачи: 1. Учить последовательности действий при написании безударных окончаний имен существительных; отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;

2. Развивать устную и письменную речь учащихся, расширять активный и пассивный словарный запас;

3. Прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.

Ход урока:

1. Вхождение в урок

Слайд 1

— Сегодня на уроке мы закрепим знания о склонениях имен существительных, о правописании окончаний имен существительных в разных падежах, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси.

— А какое чаепитие без самовара?

Слайды 2 -6

Во всем мире знают русский самовар. Его родина — город умельцев и мастеров ТУЛА. Первый русский самовар появился в 1778 году (233 года назад). Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. По вечерам вокруг самовара собиралось все семейство за долгими, задушевными разговорами.

Тула – единственный город в стране, который с 1956 года выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары (от 1 стакана до 5 ведер воды). Они были праздничные и на каждый день.

2. Актуализация знаний.

— О самоваре сложено много пословиц и стихов

А) Прочитайте стихотворение о самоваре, найдите имена существительные:

Слайд 7

Самовар

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

— Как вы догадались, что это имена существительные?

— Что вы еще знаете об именах существительных?

— Какие окончания имеют имена существительные в Р.п.., Д.п., П.п.

1 –и, -ы

2 –а, -я

3 – и

Давайте эти окончания пропишем на минутке чистописания:

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Б) – В старину самовар являлся неодушевленным членом семьи и его ласково называли «Дедушка» или «Иван Иванович».

Говорили так:

Чай человеку подать – уважение оказать. (Слайд 8)

Самовар кипит, уходить не велит. (Слайд 9)

Почему так говорили, объясните смысл пословиц.

3. Повторение изученного материала

Работа с цветными квадратами (Слайд 10, 11)

— Прежде, чем двигаться дальше, проверим свои знания о склонении имен существительных. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

— Я сейчас буду называть имена существительные, а вы на партах будете выкладывать полоску из цветных квадратов.

Красный цвет – 1 склонение

Синий цвет – 2 склонение

Желтый 3 склонение

Самовар, баранка, печь, сахар, варенье, чашка, свежесть, блюдце, мед.

3. Работа над новым материалом

В Россию чай был завезен в XVII веке (примерно 300 лет назад) из Китая и применялся в то время как лекарство среди знати.

А как же китайский народ выявил полезность чая?

Об этом вы узнаете из текста №1 :

По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

— Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. определите склонение, выделите окончания.

-Какие окончания пишутся в Р.п.,,Д.п. у существительных 1,2,3 склонения.– О чае говорят:

Кто чай пьет, то 100 лет проживет.

А почему так говорят, вы узнаете из задания №2

Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит активност… головного мозга, улучшению памят…

— Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж.

4. Закрепление изученного

А) Развитие памяти

— О том, как же собирают чайные листья, вы узнаете из сообщения нашего ученика.(Уч-ся из класса выступает у доски)

Чайный лист собирают с весны до поздней осени. Срывают только готовые для переработки листочки. Чем тоньше и моложе листья, тем лучше чай. Из еще не совсем распустившихся листочков получается чай наивысшего класса. Чайный лист сразу перерабатывают, иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность. При этом чаинки снимаются с веточек не подушечками пальцев, а ногтями, потому что температура тела человека может повлиять на процесс увядания нежных листьев в самом начале и тем самым испортить лист.

В задании 2 говорилось, что чай улучшает память. Вот теперь посмотрим, что вы запомнили о сборе чая.

— Когда собирают чайный лист?

— Какие листочки ценятся больше всего?

— Почему чайные листы перерабатывают сразу?

— Как листочки должны сниматься с веточек и почему?

Б). Работа с деформированным текстом

— А теперь самостоятельная работа. (У слабых детей известно начало предложения)

Чай, женщины, собирают, только.

Женских рук, аромат, не портит, чая, запах.

Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.

Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.

В) – А теперь – немного волшебства! (Слайды 12-17)

На слайде «волшебная чашка» с чаем. Мы будем опускать туда чайные листочки с именами существительными в И.п., а вытаскивать будем в другом падеже. Ваша задача – определить, какой это падеж..

Самовар – самовару,Чашка- в чашке,пряник – с пряником,Семья – у семьи

Скатерть — скатертью, бодрость – с бодростью.

5. Итог урока

— Хотите научиться готовить настоящий чайный напиток по всем правилам?

Тогда домашнее задание будет таким: я вам дам волшебный рецепт приготовления чая. Ваша задача: выполнить задания в рецепте, приготовить напиток, угостить им всех домашних.

Заваривание чая

Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху.

Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.

6. Рефлексия (слайд 18)

Спасибо за урок, довольны ли вы уроком я узнаю из ваших смс –ок. Ответьте на поставленные вопросы при помощи смайликов. (да, нет, не знаю)

Доволен ли тем, как пошел урок? _________

Было ли тебе интересно? _________

Сумел ли ты получить новые знания?_________

Ты был активен на уроке? _________

Учитель был внимателен к тебе? _________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here