Урок русского языка по теме «Разряды наречий по значению»
Цели:
-
уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая
-
между ними существует;
-
учить определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи;
-
развивать речь, обогащать словарный запас,
-
воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
-
на доске карточки со словами “НАРЕЧИЕ – ПРИГЛАГОЛИЕ”;
-
— карточки с ребусами;
-
на DVD отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев”;
Введение в тему урока:
— Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина, и
подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы:
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты “темно” —
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь “ароматно” ты –
Тут же вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво” —
Пред тобою сразу вся Россия!
Какие же слова привлекли маленькую поэтессу?
Что это за слова? Что у них общего?
Что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия)
Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы будем говорить о наречиях и о разрядах наречий по значению.
НАРЕЧИЕ – слово очень старое.
В древнерусском языке оно обозначало язык, слово, вопрос, вещи.
А древние римляне называли наречие ПРИГЛАГОЛИЕМ.
Как вы думаете почему? (Наречие используется только вместе с глаголом)
Упражнение в определении разрядов наречий по значению:
распределить наречия в столбики по разрядам
время действия | образ действия | |
оттуда | давно | прямо |
сзади | поздно | легко |
издалека | вчера | весело |
| утром | красиво |
отгадать ребусы, определить разряд наречий:
а) (РЯДОМ)
б)(ВНИЗУ)
в)(ВОКРУГ )
Знакомство с новыми наречиями.
Сказка “Кто важнее”. Инсценирование детьми.
В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.
Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
— Я, — говорит одно наречие, — могу прыгать по-заячьи.
— А стоит подставить меня, — хвастается другое, — так сразу все исполнится. А ты когда собираешься помогать людям? – обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.
— Когда-нибудь, — лениво отвечает то.
— А я очень люблю вредить всем, — растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. Стоит меня подставить, так все делается медленно.
— И я тоже! – крикнуло наречие Кое-как. – Стоит мне встать рядом с глаголом, как все дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
— Где же наречие Ярко?
— Почему оно нам не поможет? – подхватили другие.
— А зачем я вам? – спросило наречие Ярко. – Ведь вы все-все можете. Вы же важнее всех.
Наречия покраснели. Стыдно им стало за свое хвастовство.
А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и все стало по прежнему.
Только никто уже больше не хвастался.
-
составить и записать предложение с одним из наречий, которые встретились в сказке.
Физминутка.
Выполняем действия, характеризуя их наречиями.
идем (как?) легко | |
развести (как?) широко | (как?) быстро |
опустить (как?) низко | (как?) по-медвежьи |
|
|
хлопаем (как?) тихо | дуем (как?) сильно |
(как?) громко | (как?) слабо |
6. Работа над развитием речи.
-
заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу.
-
Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
-
Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
-
Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
-
От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
-
В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
-
посмотреть отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев” и
-
охарактеризовать происходящее с помощью словосочетаний глагол + наречие (например: горит ярко, говорит капризно, ругаются громко и т.д.)
Проверочная работа.
1) услышать в предложении наречие, выписать словосочетание гл.+н., определить разряд наречия по значению.
-
Русалочка подплыла к краю близко.
-
Сегодня удача улыбается мне.
-
Принца Эрика волна легко выплеснула на берег.
-
Сердце принца часто забилось.
2) взаимопроверка
Итог.
-
Какие новые наречия узнали на уроке?
-
Как иначе можно назвать наречие?
-
Чем отличается наречие от других частей речи?
Домашнее задание.
По выбору:
-
выписать из любого произведения 6 предложений с наречиями;
-
написать сочинение “На уроке”, используя наречия.