Язык – средство общения.

Задачи урока:

1. Социализирующая: осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов.

2.Обучающая: дать понятие: язык как средство общения познакомить с учебником и его структурой; дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни общества, человека.

3. Развивающая:  Развитие орфографической зоркости учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

4. Воспитывающая: воспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире,.

Тип урока урок развития речи

Оборудование: учебник, доска, мел, тетради,

Ход урока:

I Психолого-педагогический настрой

1. Психологический настрой

2. Целеполагание

3. Запись даты урока в тетрадях

Ход урока:

I.  Чистописание. Словарная работа

II. Актуализация знаний.

2. Слово учителя:

1) знакомство с учебником, системой условных обозначений, чтение приветственного слова авторов учебника к учащимся; знакомство с основными разделами учебника.

Беседа с целью повторения: какие разделы вам знакомы?

2) Постановка проблемного вопроса: что такое язык? Для чего он служит?

«Задумывался ли ты над вопросом, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Ты читаешь книгу и тоже понимаешь, что в ней написано. С помощью слов (устно или письменно ты можешь выразить свои мысли, чувства. И все это происходит благодаря ЯЗЫКУ».

Людям всегда нужен был какой-то язык, чтобы рассказывать друг другу о важных и не совсем важных событиях. Ты говоришь: «Покидаем шарик?» Твой приятель слышит и понимает: ты хочешь сыграть в волейбол. Слова – как ниточки между вами. Можно, конечно, позвать приятеля сыграть в волейбол и не раскрывая рта. Просто сделать вид, что подаёшь и отбиваешь мяч, а уж он поймёт. Только знаки, жесты, — вслух не сказано ни слова – и всё равно это язык. И если ты написал другу записку, это тоже язык. Но главным в общении людей всё- таки является слово.

(По Ф. Фолсому)

Игра «Пять слов»

В И Л К А

Велосипед игла лодка кошка арбуз

веник индюк лев кит анкета

вата игра ложка клей ананас

волосы ирис лебедь кисть автобус

ведро Ирина лама крот алмаз

3.- Как ты понимаешь высказывания о языке?

Слово дано человеку, животным – немота.

Руки умельца и язык оратора – богатство народа.

Притча.

Эзоп – знаменитый баснописец Древней Греции. Однажды хозяин приказал ему приготовить самое лучшее блюдо. Эзоп к обеду подал языки. «Почему ты приготовил только языки?» — спросил хозяин. «А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют друг друга, выражают ласку, радость».

В другой раз хозяин велел приготовить самое худшее. Эзоп опять купил языки. Все удивились этому. Баснописец пояснил: «А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают, оскорбляют друг друга; обманывают, хитрят, ссорятся».

Это интересно:

На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, испанском, хинди, английском, русском, португальском и арабском. Значительно распространён и французский язык, однако количество тех, кто считает его родным (первым) , невелико. Oколо половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия. Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим.

Много языков на нашей планете Земля. Но среди всех языков родной язык, на котором ты сказал свои первые слова, самый близкий и дорогой для тебя».

Беседа по вопросам:

• Что же такое язык? Для чего он служит людям?

• Какой язык для тебя является родным? На каком языке говорит ваша семья?

• Какие языки ты хотел бы знать? Почему?

4.Контрольное списывание.

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Язык не даётся человеку «по природе», хотя именно так ему даётся умение дышать, улыбаться от радости, плакать от боли. Языку человек может научиться только у другого человека, у других людей. Язык возникает и живёт только в обществе.

5.Работа над многозначностью слова «язык»

Комментирование смысла пословиц, выявление значений слова язык:

1. Кто с языком, тот и с пирогом.

2. Язык голову кормит.

3. Без языка и колокол нем.

4. Язык острее меча.

5. Что на уме, то и на языке.

— Как ты понимаешь значение пословиц? Почему «владеть языком» — это значит «быть с пирогом»? Почему «язык голову кормит»? Есть ли у колокола язык?

— Как ты думаешь, в каких жизненных ситуациях можно сказать эти пословицы.

Запись пословиц по памяти.

6. Чтение и комментирование значений слова язык. Запись в толковый словарик значений слова. Составление предложений с данным словом.

7. Решение поисковой задачки: найти значения данных словосочетаний. Объяснить, в каких жизненных ситуациях можно использовать их в нашей речи.

1. Придержи свой язык — не говори, молчи.

2. Язык без костей — много болтает.

3. Язык не повернется — не могу сказать плохое слово.

4. Слово вертится на языке — хочется сказать.

6. Найти общий язык — научиться понимать друг друга.

Науку о языке называют языковедением или языкознанием (лингвистикой) Это одна из самых древних наук. Учёные – языковеды стремятся понять законы языка, тайны его устройства, чтобы помочь людям освоить язык, чтобы облегчить взаимное общение людей.

8. Организация дискуссии: как нужно говорить и вести себя в общении? Обсудить правила общения с друзьями. Какие тайны общения новые?Сделать вывод: каким должно быть общение?

9. Работа в парах: выбрать вопросы и составить диалог с другом .

Рефлексия : Что повторили? Что узнали нового?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here