Язык – средство общения.
Задачи урока:
1. Социализирующая: осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов.
2.Обучающая: дать понятие: язык как средство общения познакомить с учебником и его структурой; дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни общества, человека.
3. Развивающая: Развитие орфографической зоркости учащихся, расширение словарного запаса учащихся.
4. Воспитывающая: воспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире,.
Тип урока урок развития речи
Оборудование: учебник, доска, мел, тетради,
Ход урока:
I Психолого-педагогический настрой
1. Психологический настрой
2. Целеполагание
3. Запись даты урока в тетрадях
Ход урока:
I. Чистописание. Словарная работа
II. Актуализация знаний.
2. Слово учителя:
1) знакомство с учебником, системой условных обозначений, чтение приветственного слова авторов учебника к учащимся; знакомство с основными разделами учебника.
Беседа с целью повторения: какие разделы вам знакомы?
2) Постановка проблемного вопроса: что такое язык? Для чего он служит?
«Задумывался ли ты над вопросом, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Ты читаешь книгу и тоже понимаешь, что в ней написано. С помощью слов (устно или письменно ты можешь выразить свои мысли, чувства. И все это происходит благодаря ЯЗЫКУ».
Людям всегда нужен был какой-то язык, чтобы рассказывать друг другу о важных и не совсем важных событиях. Ты говоришь: «Покидаем шарик?» Твой приятель слышит и понимает: ты хочешь сыграть в волейбол. Слова – как ниточки между вами. Можно, конечно, позвать приятеля сыграть в волейбол и не раскрывая рта. Просто сделать вид, что подаёшь и отбиваешь мяч, а уж он поймёт. Только знаки, жесты, — вслух не сказано ни слова – и всё равно это язык. И если ты написал другу записку, это тоже язык. Но главным в общении людей всё- таки является слово.
(По Ф. Фолсому)
Игра «Пять слов»
В И Л К А
Велосипед игла лодка кошка арбуз
веник индюк лев кит анкета
вата игра ложка клей ананас
волосы ирис лебедь кисть автобус
ведро Ирина лама крот алмаз
3.- Как ты понимаешь высказывания о языке?
Слово дано человеку, животным – немота.
Руки умельца и язык оратора – богатство народа.
Притча.
Эзоп – знаменитый баснописец Древней Греции. Однажды хозяин приказал ему приготовить самое лучшее блюдо. Эзоп к обеду подал языки. «Почему ты приготовил только языки?» — спросил хозяин. «А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют друг друга, выражают ласку, радость».
В другой раз хозяин велел приготовить самое худшее. Эзоп опять купил языки. Все удивились этому. Баснописец пояснил: «А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают, оскорбляют друг друга; обманывают, хитрят, ссорятся».
Это интересно:
На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, испанском, хинди, английском, русском, португальском и арабском. Значительно распространён и французский язык, однако количество тех, кто считает его родным (первым) , невелико. Oколо половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия. Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим.
Много языков на нашей планете Земля. Но среди всех языков родной язык, на котором ты сказал свои первые слова, самый близкий и дорогой для тебя».
Беседа по вопросам:
• Что же такое язык? Для чего он служит людям?
• Какой язык для тебя является родным? На каком языке говорит ваша семья?
• Какие языки ты хотел бы знать? Почему?
4.Контрольное списывание.
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Язык не даётся человеку «по природе», хотя именно так ему даётся умение дышать, улыбаться от радости, плакать от боли. Языку человек может научиться только у другого человека, у других людей. Язык возникает и живёт только в обществе.
5.Работа над многозначностью слова «язык»
Комментирование смысла пословиц, выявление значений слова язык:
1. Кто с языком, тот и с пирогом.
2. Язык голову кормит.
3. Без языка и колокол нем.
4. Язык острее меча.
5. Что на уме, то и на языке.
— Как ты понимаешь значение пословиц? Почему «владеть языком» — это значит «быть с пирогом»? Почему «язык голову кормит»? Есть ли у колокола язык?
— Как ты думаешь, в каких жизненных ситуациях можно сказать эти пословицы.
Запись пословиц по памяти.
6. Чтение и комментирование значений слова язык. Запись в толковый словарик значений слова. Составление предложений с данным словом.
7. Решение поисковой задачки: найти значения данных словосочетаний. Объяснить, в каких жизненных ситуациях можно использовать их в нашей речи.
1. Придержи свой язык — не говори, молчи.
2. Язык без костей — много болтает.
3. Язык не повернется — не могу сказать плохое слово.
4. Слово вертится на языке — хочется сказать.
6. Найти общий язык — научиться понимать друг друга.
Науку о языке называют языковедением или языкознанием (лингвистикой) Это одна из самых древних наук. Учёные – языковеды стремятся понять законы языка, тайны его устройства, чтобы помочь людям освоить язык, чтобы облегчить взаимное общение людей.
8. Организация дискуссии: как нужно говорить и вести себя в общении? Обсудить правила общения с друзьями. Какие тайны общения новые?Сделать вывод: каким должно быть общение?
9. Работа в парах: выбрать вопросы и составить диалог с другом .
Рефлексия : Что повторили? Что узнали нового?