Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 62» Кемеровской области

города Прокопьевска

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Определение спряжения глаголов по неопределенной форме (алгоритму). Закрепление. Другие способы определения спряжения глаголов. Разновидности глаголов (обзорно)»

подготовила учитель начальных классов

Лось Л.А.

г. Прокопьевск

2013 г.

Цель: закрепление умения определять спряжение глагола по его

неопределённой форме.

Задачи:

  1. Закреплять навык употребления личных окончаний глаголов в

зависимости от его спряжения.

  1. Познакомить с глаголами, спряжение которых нельзя определить по

уже известному алгоритму, поставив его в начальную форму и по глагольному суффиксу.

  1. Учить делать выводы и умозаключения.

  2. Прививать чуткое, внимательное отношение к родному языку.

Методы: проблемно – поисковый, эвристический, наблюдение, упражнение.

Приёмы: сравнения, обобщения, рассуждения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, комплект

орфографических словарей.

Ход урока

  1. Организация класса

  2. Сообщение темы и цели урока.

На уроке мы будем продолжать отрабатывать умение определять спряжение глаголов, спрягать их. Познакомимся с некоторыми глаголами, которые не являются исключениями, но не подчиняются изученному нами правилу определения спряжения.

  1. Актуализация знаний

— Что значит проспрягать глагол? (изменить по лицам и числам)

— Для чего необходимо уметь спрягать глаголы? (чтобы правильно писать безударные окончания глаголов)

— От чего зависит написание окончания глагола? (от типа спряжения)

— Как определить тип спряжения?(поставить глагол в начальную форму)

— По каким грамматическим признакам определяем тип спряжения?

(по глагольным суффиксам)

— Вспомните, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

( все глаголы на -ить, искл. Брить, стелить; 7 глаголов на — еть, 4 глагола

на – ать) Перечислить все глаголы исключения цепочкой.

— Какие глаголы относятся к первому спряжению? (все остальные

на –оть, — уть, -еть, -ать, ыть и др., два глагола на –ить: брить, стелить)

— Для чего мы определяем тип спряжения?

(чтобы правильно написать окончания глаголов)

— Какие окончания у глаголов в I спр.?(слайд)

— Какие окончания у глаголов во II спр.? (слайд)

Задание :

Проспрягать глагол (поставить ударения) на доске и слайд

Летать (определить окончание, глагольный суффикс, спряжение)

Наблюдаем.

— Что можно сказать об окончаниях? (они безударные)

— Как определили правильность написанных окончаний? (по спряжению) слайд

— Чтобы проспрягать, что применили?(алгоритм)

Проблемная ситуация №1

Аналогично предыдущему глаголу проспрягаем глагол лететь.

(самостоятельно)

Наблюдаем за окончаниями глагола. Сравните с его начальной формой.

— Что заметили? ( н.ф. – I спр., сам глагол – II спр.)

— Является ли глагол лететь исключением? (нет)

Обратите внимание на окончания. Какие они?(ударные)

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: спряжение глагола определяется по ударным окончаниям.

Некоторые языковеды предлагают в таких случаях не спрягать весь глагол,

а поставить его в 3-е лицо, множественное число. По его окончанию

определить спряжение.

Например:

Гореть (?) – они горят ( 3 лицо, мн.ч., II спр.)

Закрепление.

По образцу определите спряжение глаголов: на доске

Скрипеть, шуметь.

Можно ли у предложенных глаголов определить спряжение привычным способом? (нет, надо поставить в 3 лицо, мн. число)

Эти глаголы не исключения, но они не подчиняются общепринятому правилу. Назовем условно их «несогласными» (с алгоритмом).

Это правило можно применять ко всем глаголам до применения

привычного нам алгоритма, либо дополнительно к нему

для подтверждения правильности спряжения.

Но существуют и другие глаголы.

Проблемная ситуация №2

— Проспрягаем глагол бежать (комментирование) (слайд)

Спряжение пока не определяем.

Понаблюдайте за окончаниями.

— Что вы заметили?(окончания ударные, в 3 лице, мн.числа –I спр.,

в остальных случаях –II спр.)

— Проспрягать глагол хотеть (у доски )

Спряжение пока не определяем

Понаблюдайте за окончаниями.

— Что вы заметили? (в ед.числе безуд. окончания –I спр., во мн.числе

ударные окончания – II спр.) слайд

— Как определить спряжение у этих глаголов? (дети предлагают свои варианты)

Вывод: эти глаголы разноспрягаемые.

Подведение промежуточного итога:

— С какими глаголами мы познакомились? (с глаголами, спряжение

которых нельзя определить по его начальной форме; разноспрягаемыми)

— Почему их так назвали?

Проблемная ситуация №3

Слайд

Задание :

Запишите глагол се_ть (пропущенную букву пока запишите карандашом)

-Что можно сказать про этот глагол?

Проверка (слайд) вариантов ответов. Пока итог не подводить.

Запишите аналогично глаголы ве_ть, леле_ть.

Проверка вариантов ответов.

— Какой из глаголов мы уже встречали и где? (в словаре)

— Подумайте, что нужно сделать, чтобы правильно записывать начальную форму глагола, в котором глагольный суффикс безударный? ( проверить по словарю)

Работа со словарём.

Вывод: безударный глагольный суффикс проверять по словарю.

Поэтому условно назовем эти глаголы «справочными».

Задание:

Просклонять глаголы веять и сеять по вариантам. Взаимопроверка.

Итог урока:

— Чему учились на уроке? (определять спряжение глаголов, спрягать)

— Что было новым? (необычные глаголы)

— На каких этапах возникали трудности, проблемы?

— Как с ними справлялись? ( применяли правила)

Дополнительные задания (можно устно):

— тест №1(слайд);

— упражнение (слайд).

Список использованной литературы

  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ООО «Вако», 2008.

  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5 – 9класс. – М.: «Дрофа», 2006.

Список используемых источников

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42b60a7a-51df-470e-b4c3-58a7dfffd273/111799/

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/%5BIS-TA_05-11_04%5D_%5BIA_11-AT%5D.swf

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/E647C576-B164-4981-9442-9375F658E9B2/view/?path=[S-RUS_5-6-1_04]_[IA_12-AT].swf

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/536a151a-903c-454b-8bc3-819eba17dcd3/view/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here