Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №62» Кемеровской области
города Прокопьевска
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Определение спряжения глаголов по неопределенной форме (алгоритму). Закрепление. Другие способы определения спряжения глаголов. Разновидности глаголов (обзорно)»
подготовила учитель начальных классов
Лось Л.А.
г. Прокопьевск
2013 г.
Цель: закрепление умения определять спряжение глагола по его
неопределённой форме.
Задачи:
-
Закреплять навык употребления личных окончаний глаголов в
зависимости от его спряжения.
-
Познакомить с глаголами, спряжение которых нельзя определить по
уже известному алгоритму, поставив его в начальную форму и по глагольному суффиксу.
-
Учить делать выводы и умозаключения.
-
Прививать чуткое, внимательное отношение к родному языку.
Методы: проблемно – поисковый, эвристический, наблюдение, упражнение.
Приёмы: сравнения, обобщения, рассуждения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, комплект
орфографических словарей.
Ход урока
-
Организация класса
-
Сообщение темы и цели урока.
На уроке мы будем продолжать отрабатывать умение определять спряжение глаголов, спрягать их. Познакомимся с некоторыми глаголами, которые не являются исключениями, но не подчиняются изученному нами правилу определения спряжения.
-
Актуализация знаний
— Что значит проспрягать глагол? (изменить по лицам и числам)
— Для чего необходимо уметь спрягать глаголы? (чтобы правильно писать безударные окончания глаголов)
— От чего зависит написание окончания глагола? (от типа спряжения)
— Как определить тип спряжения?(поставить глагол в начальную форму)
— По каким грамматическим признакам определяем тип спряжения?
(по глагольным суффиксам)
— Вспомните, какие глаголы относятся ко второму спряжению?
( все глаголы на -ить, искл. Брить, стелить; 7 глаголов на — еть, 4 глагола
на – ать) Перечислить все глаголы исключения цепочкой.
— Какие глаголы относятся к первому спряжению? (все остальные
на –оть, — уть, -еть, -ать, ыть и др., два глагола на –ить: брить, стелить)
— Для чего мы определяем тип спряжения?
(чтобы правильно написать окончания глаголов)
— Какие окончания у глаголов в I спр.?(слайд)
— Какие окончания у глаголов во II спр.? (слайд)
Задание :
Проспрягать глагол (поставить ударения) на доске и слайд
Летать (определить окончание, глагольный суффикс, спряжение)
Наблюдаем.
— Что можно сказать об окончаниях? (они безударные)
— Как определили правильность написанных окончаний? (по спряжению) слайд
— Чтобы проспрягать, что применили?(алгоритм)
Проблемная ситуация №1
Аналогично предыдущему глаголу проспрягаем глагол лететь.
(самостоятельно)
Наблюдаем за окончаниями глагола. Сравните с его начальной формой.
— Что заметили? ( н.ф. – I спр., сам глагол – II спр.)
— Является ли глагол лететь исключением? (нет)
Обратите внимание на окончания. Какие они?(ударные)
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: спряжение глагола определяется по ударным окончаниям.
Некоторые языковеды предлагают в таких случаях не спрягать весь глагол,
а поставить его в 3-е лицо, множественное число. По его окончанию
определить спряжение.
Например:
Гореть (?) – они горят ( 3 лицо, мн.ч., II спр.)
Закрепление.
По образцу определите спряжение глаголов: на доске
Скрипеть, шуметь.
— Можно ли у предложенных глаголов определить спряжение привычным способом? (нет, надо поставить в 3 лицо, мн. число)
Эти глаголы не исключения, но они не подчиняются общепринятому правилу. Назовем условно их «несогласными» (с алгоритмом).
Это правило можно применять ко всем глаголам до применения
привычного нам алгоритма, либо дополнительно к нему
для подтверждения правильности спряжения.
Но существуют и другие глаголы.
Проблемная ситуация №2
— Проспрягаем глагол бежать (комментирование) (слайд)
Спряжение пока не определяем.
Понаблюдайте за окончаниями.
— Что вы заметили?(окончания ударные, в 3 лице, мн.числа –I спр.,
в остальных случаях –II спр.)
— Проспрягать глагол хотеть (у доски )
Спряжение пока не определяем
Понаблюдайте за окончаниями.
— Что вы заметили? (в ед.числе безуд. окончания –I спр., во мн.числе
ударные окончания – II спр.) слайд
— Как определить спряжение у этих глаголов? (дети предлагают свои варианты)
Вывод: эти глаголы разноспрягаемые.
Подведение промежуточного итога:
— С какими глаголами мы познакомились? (с глаголами, спряжение
которых нельзя определить по его начальной форме; разноспрягаемыми)
— Почему их так назвали?
Проблемная ситуация №3
Слайд
Задание :
Запишите глагол се_ть (пропущенную букву пока запишите карандашом)
-Что можно сказать про этот глагол?
Проверка (слайд) вариантов ответов. Пока итог не подводить.
Запишите аналогично глаголы ве_ть, леле_ть.
Проверка вариантов ответов.
— Какой из глаголов мы уже встречали и где? (в словаре)
— Подумайте, что нужно сделать, чтобы правильно записывать начальную форму глагола, в котором глагольный суффикс безударный? ( проверить по словарю)
Работа со словарём.
Вывод: безударный глагольный суффикс проверять по словарю.
Поэтому условно назовем эти глаголы «справочными».
Задание:
Просклонять глаголы веять и сеять по вариантам. Взаимопроверка.
Итог урока:
— Чему учились на уроке? (определять спряжение глаголов, спрягать)
— Что было новым? (необычные глаголы)
— На каких этапах возникали трудности, проблемы?
— Как с ними справлялись? ( применяли правила)
Дополнительные задания (можно устно):
— тест №1(слайд);
— упражнение (слайд).
Список использованной литературы
-
Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ООО «Вако», 2008.
-
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5 – 9класс. – М.: «Дрофа», 2006.
Список используемых источников
-
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42b60a7a-51df-470e-b4c3-58a7dfffd273/111799/
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/%5BIS-TA_05-11_04%5D_%5BIA_11-AT%5D.swf
-
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/E647C576-B164-4981-9442-9375F658E9B2/view/?path=[S-RUS_5-6-1_04]_[IA_12-AT].swf
-
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/536a151a-903c-454b-8bc3-819eba17dcd3/view/