Урок русского языка в 5 классе

« Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола»

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

Цели:

— дать понятие об образовании сослагательного наклонения глагола;

— закрепить правописание частицы бы;

— познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточным условным;

— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», важность учебы и познания нового.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные: выполняют универсальные логические действия — анализ (выделение признаков).

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом вычитывают все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Проверка домашнего задания.

Повторение материала о наклонении глагола.

— Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа в будущем времени и в повелительном наклонении.

Глаголы

Изъявительное наклонение

Повелительное наклонение

Списать

спишите

спишите

Списать, сесть, сказать, стукнуть, скрыться, вывезти (груз), отправить, вынести, выкупаться, выйти, выскользнуть, вытереть, позволить, расписаться, вывести (пятно).

Рассказывают о наклонении глагола.

Записывают глаголы во 2-м лице множественного числа в будущем времени и в повелительном наклонении. Работают в парах. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Образование форм сослагательного наклонения.

Работа с теорией учебника (стр. 222).

— Как образуется сослагательное наклонение глагола?

— Как пишется частица бы(б) с глаголами?

— Приведите примеры.

Работают с теорией учебника в парах, объясняют друг другу как образуется сослагательное наклонение.

Отвечают на вопросы учителя.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Коллективная работа.

Упр. 627.

— Запишите предложения, раскрывая скобки и подчеркивая глаголы в форме сослагательного (условного) наклонения.

— Прочитайте выразительно сначала те предложения, в которых с помощью глагола передается значение желания; потом предложения, в которых говорится о действиях, возможных при каких-либо условиях.

— С выделенными глаголами (глядел, любил) составьте предложения, выразив значение действия формами изъявительного наклонения этих глаголов.

Упр. 628.

— Закончите предложения.

Работают с учебником, выполняют тренировочные упражнения.

Записывают глаголы в форме сослагательного наклонения.

Устно выразительно зачитывают предложения, в которых с помощью глагола передается значение желания и предложения, в которых говорится о действиях, возможных при каких либо условиях.

Самостоятельно составляют предложения с выделенными глаголами, при проверке оценивают друг друга.

Дописывают предложения в сослагательном наклонении. Работают в парах. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание: § 79, упр. 629 (Напишите небольшое сочинение, которое можно было бы начать так: Как бы я хотел помочь (поехать, сделать и др.)).

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here