Министерство образования и науки РБ

Кабанское районное управление образованием

МОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку в 5 классе

«О чем говорят устаревшие слова»

Учитель русского языка и литературы:

Михайлова Е.В.

2013

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», выяснить причины устаревания слов в русском языке.

2. Развивать умения пользоваться толковым словарем и извлекать информацию из текста, сравнивать факты языка, пополнение словарного запаса

3. Воспитывать интерес к истории родного языка, родной истории.

Тип урока: усвоение новых знаний с первичным закреплением.

Вид урока: комбинированный

Форма урока: виртуальная экскурсия в школьный музей.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 т, кроссворд, презентация

Ход урока

1.Орг. момент.

Вчера на уроке мы познакомились с интересными словами. Как называются эти слова?

Д: Диалектные слова.

Какие лексемы языковеды называют диалектами?

Д: Это те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. (слайд 2)

2. Проверка д/з

Домашнюю работу вы выполняли по «Словарю диалектных слов с. Посольское».

Поднимите руку, кто смог полностью разгадать кроссворд?

Какие затруднения? (слайд3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Е

В

О

Д

Н

И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

Ъ

 

 

У

 

 

 

 

 

Г

У

Н

Д

Е

Р

А

 

 

Е

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

З

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

Д

 

 

К

А

Ф

Т

А

Н

 

 

 

 

 

О

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

Все ли слова диалекты?

Д: Нет. Неводник, норило, гундера, подъездок – диалекты, а кушак и кафтан – из другого словаря. (Объяснение учащихся о том, что эти слова являются устаревшими).

3.Актуализация знаний и мотивация.

Ребята, определите тему урока

Д: Устаревшие слова.

Загадки устаревших слов.

О чем говорят устаревшие слова

Запишем в тетрадь число, тему урока.

Давайте подумаем, какова цель? (слайд 4)

Цель: какие слова называются устаревшими?

Почему устаревшие слова вышли из активного словаря?

Итак, в любом языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи, которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны. Тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны. А где могут жить устаревшие слова?

Д: в произведениях, в речи старожилов, в музее.

Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в школьный историко-краеведческий музей (слайды 5-6). Создаваться начал в 1981году, организовала и много лет руководила музеем Илькова Г.Д. Сегодня музей представлен пятью комнатами: «Горница помора», комната «Боевой Славы», «Монастырь», «История школы», «Рыбозавод».

В комнате «Горница помора» есть такие экспонаты: (слайд 7,8)

Маслобойка рубель

коромысло сечка

серп

Я предлагаю поработать в группах. Найдите в словаре эти слова. Выясните, что они обозначают?

Выступление групп: (слайд 10-14)

Рубель

1. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. 2. Жердь, прижимающая погруженную на воз солому (сено, хлеб в снопах) и стягиваемая через концевые зарубки канатом (обл.).

Сечка

1. только ед. Действие по глаг. сечь 1 в 1 и 2 знач. 2. Орудие для рубки капусты. 3. только ед. Мелко нарубленная солома с отрубями, служащая кормом скоту, то же, что резка во 2 знач. (с.-х., обл.). 4. только ед. Дробленая крупа (торг.).

Серп

Серп, ручное орудие для скашивания хлебов. Длинный изогнутый, мелкозазубренный нож.

Коромы́сло 

1. U-образное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер или других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

2. Спец. Рычаг с точкой опоры между точками приложения сил, применяемый в весах, в паровой машине и других механизмах.

3. Обл. То же, что журавль (во 2 знач.). Кое-где торчали высокие коромысла колодцев. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.

4. Насекомое отряда стрекоз. В затишье под кустами лозняка, там, где — роями носятся синие и изумрудные «коромысла» с кисейными крыльями, тесно жмется рыба. Григорович, Переселенцы.

Маслобойки

Приборы для сбивания масла из молока, сливок и сметаны. М. бывают деревянные и металлические. По своему устройству они разделяются на неподвижные, вращающиеся и качающиеся; первые бывают или толкачные или ударные.

Посмотрите на запись. Сможете ответить на 1 вопрос?

Д: эти предметы не используются сейчас, поэтому и слова стали забываться, поэтому их называют устаревшими.

Верно.

Все слова я сгруппировала в 2 столбика. Подумайте, по какому принципу распределены так, тем самым вы сможете выяснить две причины устаревания слов.(слайд 15)

Вывод:

  1. Если из жизни уходит какой – нибудь предмет, например, серп, коромысло, то и слово выходят из употребления.

  2. Вторая причина в том, что слова заменились синонимами.

4. Первичное закрепление

Говорят, в каждом доме живет домовенок, который охраняет благополучие и спокойствие семьи. В нашем музее тоже живет музейный домовенок. Вот он. (слайд 16)

Он предлагает такое задание. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

(орфографическая минутка)

На доске: перст — палец

око — глаз

ланиты — щеки

десница — локоть

уста — губы

выя — шея

шуйца — рука

чело — лоб

Записали – проверим ещё раз, чтобы не закралась ошибка.

Отгадали загадки домовенка. Молодцы! Посмотрите, как, оказывается, назывались части тела в старину.

Физкультминутка

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

(Применение новых знаний в индивидуальной практической работе)

У вас на столе лежит текст – отрывок из произведения «Песнь о Вещем Олеге». (Знакомство с произведением)

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё;

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё,

Твой меч на вратах Цареграда.

Выпишите из отрывка устаревшие слова (у слабых они выделены), попытайтесь определить значения этих слов: вы можете заглянуть в словарь, подобрать синонимы или догадаться пол контексту. (Работа в парах)

чело – лицо

ныне – сегодня

воителю- воину

отрада – радость

врата – ворота

Работа с сильными. Ира, как называются слова врата, злато, младой?

(Старославянизмы, сочетания –ра-; -ла- — называются неполногласными, а переход в –оро-; -оло- — называются полногласиями)

Зачем поэты употребляют устаревшие слова?

Д: Чтобы наиболее точно передать ту эпоху, которая описывается в произведении.

Для чего мы изучаем устаревшие слова?

Д: Чтобы знать их.

Хорошо понять смысл произведения, в котором встречаются устаревшие

слова.

Употреблять в своей речи на уроках истории, литературы, в кроссвордах и

т.д.

6. Включение нового в систему знаний и повторение. (Коррекция ошибок)

А сейчас у вас будет возможность потренироваться в употреблении устаревших слов. Откройте учебники. Упр 332

Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Эта картина написана по сюжету русской народной сказки.

О чем эта сказка?

Какой эпизод запечатлел художник на картине?

Опишите одежду персонажей, используя устаревшие слова парча, голевой, кафтан, кушак, сафьяновый, скатный (жемчуг), червленый, яхонты.

Самостоятельная работа учащихся и зачитывание текстов.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Тексты в основном получились выразительными за счет употребления вами устаревших слов.

7. Рефлексия деятельности.

А теперь подведем итоги. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Высказывания учащихся

Оценивание:

Д/З

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here