Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение № 480
(VII вида)
Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Учитель русского языка и литературы
Бунегина Наталья Геннадьевна
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.
Цели:
-
познакомить учащихся с понятием главные члены предложения;
-
дать понятие о подлежащем;
-
показать способы выражения подлежащего ( существительное, местоимение, сочетание слов)
-
научить выделять грамматическую основу в предложении;
-
попутное повторение корневых орфограмм.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Повторение ранее изученного.
-Ребята, откройте учебник. Прочитайте про себя правило на стр. 55
— Как связаны слова в предложении? (грамматически)
-Из чего состоит предложение?
-Какая интонация характерна для предложения? (интонация конца предложения)
-Какие три группы предложений по цели высказывания вы знаете? (повествовательное, побудительное, вопросительное)
-Приведите примеры?
3. Работа в тетрадях.
— Запишем в тетрадях число, классная работа.
-Сегодня продолжим изучать раздел науки о языке — синтаксис. –Я напомню, что синтаксис – слово переводится с греческого языка как «Строение». Значит, синтаксис изучает строение и грамматические значение словосочетания и предложения.
-Запишем тему сегодняшнего урока: Главные члены предложения.
Наша задача:
-
Вспомнить из чего состоит грамматическая основа предложения.
-
Научиться выделять грамматическую основу в предложении.
-
Уметь отличать главные члены предложения от второстепенных.
-
Повторить корневые орфограммы.
4. Запись на доске и в тетрадях.
-Наш урок я хочу начать с загадки:
Стынет земля,
Вянет трава,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью).
-А какая самая главная примета осени? (Желтеют и опадают листья)
-Запишем предложения под диктовку, попутно повторяя изученные орфограммы.
Наступила поздняя осень.
— О чем говориться в предложении?
-Что она делает? Обозначьте грамматическую основу. Из чего она состоит?
-Назовите орфограмму в слове поздняя? Как проверить непроизносимую согласную?
Стоит ненастная погода.
— О чем говориться в предложении?
-Что она делает? Обозначьте грамматическую основу. Из чего она состоит?
-Назовите орфограмму в слове ненастная? Как проверить непроизносимую согласную?
-Подберите синоним к слову ненастная? (хмурая, холодная)
Вчера подул резкий ветер.
— О чем говориться в предложении?
-Что он делает? Обозначьте грамматическую основу.
-Назовите орфограмму в слове резкий? Как проверить звонкую согласную?
Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья.
— Назовите безударную гласную в слове летят?
— Выделите корни в слове разноцветные? Назовите соединительную гласную?
— Подберите однокоренные слова к слову листья? (листочек, листопад)
— О чем говориться в предложении?
-Что они делают? Обозначьте грамматическую основу. Из чего она состоит?
Я люблю листопад.
-Назовите, о чем говорится в предложении?
-Назовите сказуемое? Обозначьте грамматическую основу?
Динамическая пауза.
-Ребята, встаньте из-за парт. Мы сейчас немножко отдохнем.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
6. Работа с учебником.
-
— Откройте учебник на стр. 60, прочитайте правило.
-
–Из чего состоит грамматическая основа предложения?
-
–Упражнение 150 выполняем устно. Назовите грамматическую основу каждого предложения.
7. Предложения на доске.
-Прочитайте предложения. Назовите грамматическую основу. Определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
Отправилась осень в леса и поля.
Она убрала с полей золотые хлеба.
Опустели луга.
Потянулись над ними косяки журавлей.
Мы любуемся осенью.
8. Динамическая пауза.
Мы топаем ногами: топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимает,
Мы руки опускаем.
Мы руки разведен,
Сядем и писать начнем.
— А теперь давайте полюбуемся, какая художница- осень за нашим окном.
-Какой вы увидели осень ?
Составьте устно два-три предложения?
9. Чтение правила по учебнику.
-Прочитаем правило по учебнику на стр. 65
-Что называется подлежащим?
-Чем выражено подлежащее?
10. Закрепление изученного.
-Выполним задание упражнения 151 на стр.65
— Запишем три предложения, выделив в них грамматическую основу.
11. Тест.
Каждому ученику выдан индивидуальный лист с предложениями.
Задание: выделить в предложениях грамматическую основу.
Брызнули листья с деревьев.
Полетели они по ветру.
Шумит золотой дождь.
Белки и зайцы в зимние шубы переоделись.
Барсуки и еноты в теплые норы спрятались.
Перелетные птицы в теплые края улетают.
Осень уже перешагнула через порог, но никого не напугала.
-Выполнив тест, сдайте его на проверку.
12. Объяснение домашнего задания.
Стр. 64-65 ( правило), упр. 152.
13. Итоги урока. Выставление оценок.
-Ребята, что мы изучали сегодня на уроке?
-Какие главные члены предложения вы знаете?
-Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
13. Объяснение домашнего задания.