Самоанализ урока русского языка в 5 классе на тему «Имя прилагательное»

Урок на тему: «Имя прилагательн» продолжает знакомство учащихся с главой «Синтаксис». Его место после изучения главных членов предложения. Он является вторым уроком в блоке: «Второстепенные члены». Но так как учащиеся с этой темой знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель урока – обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. В связи с этим более подробно рассматривается роль определений в речи, и обобщаются знания, полученные на уроках литературы, об эпитетах.

Урок проведен в классе с хорошо обученными детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:

— потребность в познавательной деятельности,

— готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.

Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: «Имя прилагательное», углубление представлений о роли прилагательного в речи, использование прилагательного в своей речи, что поспособствует воспитанию сознательного отношения к языку, развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.

Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдались повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета. В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока. Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация – это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности (отдыха на перемене) к другому (учебному занятию). Иначе говоря, с первых минут урока с помощью музыки актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции и нейтрализуются другие. Беседа о том, что русский язык очень многогранен, последовательно перетекает в этап — повторение раннее изученного. Здесь чтобы не потерять интереса детей проводится игра. При проведении игры ученик не зажат принципом «ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все раннее накопленные знания. Далее работал принцип регулярного повторения — возвращение к пройденному материала, т.е. повторение изученного.

На этапе объявления темы урока происходил процесс взаимообучения – дети учат – принцип оптимального психического напряжения. Т.е.желательно передать ученику как можно больше полномочий на уроке (все, что может делать уч-ся не должен делать учитель). Оснащение школы компьютерной техникой и возможность выхода в интернет открывает перед учениками окно в информационный мир. Одной из задач преследуемых мной является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Следствием их работы являются сообщения, представленные ими в ходе урока. В 5 классе ребята еще только привыкают ко мне, моим методам работы и подготавливают небольшие сообщения, занимающие 1-2 минуты урока. В основном эти сообщения носят опережающий характер, то есть учащийся заранее узнает тему урока и получает достаточно времени для самоподготовки.

Раньше считалось, что цели урока должен ставить учитель. Но сегодняшний день требует воспитывать учеников творцами, поэтому функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течении урока и к какому возможному результату прийти. В начале ребята осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( решают поставленную проблему, определяют тему урока, выслушивают сообщение) и в результате приходят к формулированию целей урока. В тех случаях, когда учащиеся не готовы самостоятельно определить цели (располагая необходимым материалом и опираясь на помощь учителя), я выбираю доступную форму их предъявления: «На этом уроке постарайтесь научиться …», «Изучение этой темы необходимо для того, чтобы…». Пятиклассники уже научились определять планку своих возможностей. И при разноуровневых заданиях самостоятельно решают, какой сложности задание им выбрать. Хотя никто не мешает слабоуспевающим детям выбрать это задание и попытаться с ним справиться. «Творец», по мнению психологов, появляется в тот момент, когда человек пытается самостоятельно определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности. И тогда его активность приобретает характер безграничного самосовершенства. Поэтому на уроках я постоянно использую разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку, я могу, в отдельных случаях, лишь посоветовать. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться. И как следствие меняется активность на уроке ( конечно не в 100 % случаев) и вне урока. Также на уроке учитываются интересы учащихся к изучению других дисциплин. На данном уроке мы осуществляли метапредметную связь с уроком музыки. Учащиеся должны иметь четкое представление о том, какие формы контроля им будут предложены по итогам изучения темы. Это мы обсудили на прошлом – вводном уроке. Такая установка активизирует детей в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению контрольных работ и получению необходимых для этого знаний. При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности пятиклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической разгрузки, включены обучающие игры «Я-тебе, ты — мне», «Найди половинку», «Древо мудрости», игры «Четвёртый лишний», «Эстафета». Ребята выполняли условия каждой игры с большим желанием.

На этапе подведения итогов обращаю внимание на результат учебной деятельности, вместе возвращаемся к целям, поставленным вначале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности.

Стараюсь на уроке пользоваться принципом педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Включаю эмоциональную сферу ребенка, обращаюсь к его чувствам.

Как видите, моя работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моих классах есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не вижу страха в их глазах, когда прошу выполнить какое-либо задание. Все мои ученики любят русский язык, обладают тем количеством знаний, которое они в состоянии усвоить. Поэтому я им дала задание на дом: написать мини-сочинение на тему «Музыка-душа моя». Надеюсь, что ребята справятся с этим заданием. Им придут на помощь составленные кластеры, синквейны на тему «Музыка».

Учитель русского языка и литературы Нуралиева Р.А.

2008 год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here