Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Лексика. Лексическое значение слова».

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о лексическом значении слова; познакомить с толковым словарем; вырабатывать навык работы со словарем; прививать интерес к слову.

Оборудование: толковый словарь, листы бумаги, фломастеры, корзинка, картинки.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

1. Игра «Считалка».

Дора, Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как же вора наказать.

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть рисунки и картинки.

Раз, два, три!

Кому хочешь – дари!

— Проверьте свой словарь. Прочитайте фразеологизм, назовите значение фразеологизма, записанных на карточке одним словом.

Не разлей вода (Дружба).

Чистой воды (Лучший и честный).

Чувствовать себя как рыба в воде (Уверенность).

Быть на седьмом небе (счастье, радость).

Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды (Терпение).

Приобрести авторитет (Уважение).

— Все эти качества пригодятся нам сегодня на уроке и в жизни.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Чтение стихотворения.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

  • Ответ на вопрос можно найти, разгадав загадку: «Не мед, а ко всему липу» (слова).

  1. Соотнесите слова с соответствующими картинками.

Задира, неряха, плакса, лентяй, Незнайка.

ІІІ. Изучение нового материала.

  1. Объяснение учителя.

Слово – это единица языка, выражающая понятие о предмете, явлении и отношениях между ними. То, что обозначает слово, и есть его лексическое значение.

  1. Эксперимент.

Для того, чтобы сочетание звуков в устной речи и сочетание букв в письменной речи стало словом, это сочетание должно быть использовано для обозначения каких-либо предметов, явлений, признаков.

— Можно ли эти записи назвать словами?

РОТИНОМ. РЕТЮЬПМОК. АКШЫМ.

(Монитор, компьютер, мышка).

— Восстановите и запишите слова.

3. Работа у доски.

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы и подбирая к ним проверочные слова, выделите в них корни.

Расст…гнуть пуговицу

Раст…нуть веревку

Прим…рять платье

Прим…рять врагов

Пол…скать белье

Пол…скать малыша

4.Работа над понятиями:

  • Лексика

  • Лексикология

  • Лексическое значение слова

  • Грамматическое значение слова

5. Ознакомление с теоретическим материалом учебника – с.99.

ІV. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

  1. Исключить лишнее слово:

  • Алфавит, азбука, чистописание.

  • Бросать, кидать, ловить.

  • Ураган, дождь, буря.

  • Шалун, тихоня, озорник.

  • Огонь, дым, пламя.

  1. Загадки. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  • Летним утром блестит на тр…винке на цв…тах на л…стках, на былинке. Со…нце выйдет – алмазом вс…ркнет а потом до утра пропадет.

  • Отыскался в чаще куст – он раскидист зелен густ. Собирай пл..ды для тех, кто грызет л…сной…

  1. Ознакомление со словарной статьей.

Лексикон,

— а; м. Запас слов и выражений человека. Богатый лексикон.

— а; м – грамматическое значение слова (сущ., в род.пад., мужского рода).

Запас слов и выражений человека – лексическое значение слова.

Богатый лексикон – пример употребления в речи.

  1. Это интересно. Рассказ учителя о словарном составе языка, словарях.

— А сколько слов нужно вам?

— Что нужно вам для расширения словарного запаса?

  1. Угадайка.

  • Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

  • Заключительная часть спортивного состязания на скорость.

  • Садовый кустарник с белыми цветками, имеющими резкий пряно-душистый запах.

  • Первое блюдо со свеклой и другими овощами.

  • Плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам для передвижения по снегу.

  • Насекомое с жесткими надкрыльями.

  • Запас слов и выражений человека.

  1. Проверка.

Роса, финиш, жасмин, борщ, лыжи, жук, лексикон.

  1. Игра (работа в группах).

— Первый участник в группе выбирает слово и с помощью рисунка объясняет его второму участнику.

— Второй участник объясняет третьему лексическое значение слова (его признаки).

— Третий участник по лексическому значению определяет слово, но не называет его, а объясняет его с помощью слова близкого по значению.

— Четвертый участник отгадывает слово и называет его.

V. Рефлексия.

  • Продолжите предложение: Сегодняшний урок открыл мне….

  • Закончите предложение: Слово служит для называния …, …, ….

  • Лексическое значение слова – это…

VІ. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал – с.99. Выполнить упр. 262, 263.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here