Урок русского языка в 5 классе на тему «Прямая речь»
Тема: Прямая речь.
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— дать понятие прямой речи;
— сформировать умение правильно оформлять прямую речь на письме;
— выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
— раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Формулируют цели урока. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||||||||||||||||
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 2. Подготовленный словарный диктант с самопроверкой. Цель: обучение самопроверке и формирование умения решать орфографические задачи.
Пастух, обвинять, порхать, свидетель, как будто, зеленеть, объединять, разрешать, фантазировать, чувствовать, разгадать, облегчить, предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное.
3. Орфоэпическая минутка. — Прочитать правильно стихотворение, отметить в нем смыслоразличительную роль ударения (учащиеся получают раздаточный материал).
Басня. Косой купил ружье. И через час- другой Был Серый волк объят тревогой. Сказал ему Косой: — Послушай, дорогОй, Ты стерегись ходить моей дорОгой. Я.Козловский
|
Записывают диктант, проверяют, оценивают.
Читают выразительно басню с правильным ударением, объясняют значения слов дорогОй и дорОгой. | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. | |||||||||||||||||||
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: — воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; — прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); — учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
4. Изучение новой темы. 1) Наблюдение за предложениями с прямой речью: прямая речь как слова какого-либо лица, передаваемые без изменения.
Старший молвил: «Что за диво!»
«Там, в лесу, стоит одна», — отвечает ей она.
Здесь был водоем с надписью: «Будь похожим на этот источник!»
Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».
Девочка удивилась: «Разве страус не летает?»
2) Рассмотрение структуры предложений с прямой речью.
Старший молвил: «Что за диво!»
А: «П!»
«Там, в лесу, стоит одна», — отвечает ей она. «П», — а.
3) Работа над интонацией в текстах с прямой речью. а) Отрывок из знаменитой сказки А.А. Милтона «Винни – Пух и все-все-все»: … Наш Винни –Пух сказал такую мудрую вещь, что Кристофер Робин смог только вытаращить глаза и открыть рот, не понимая – неужели это тот самый медведь с опилками в голове, которого он так давно знает и любит. — Мы поплывем в твоем зонтике,- сказал Пух. — ?? — Мы поплывем в твоем зонтике,- сказал Пух. — ?? — Мы поплывем в твоем зонтике,- сказал Пух. — !! Да, Кристофер Робин вдруг понял, что это возможно. Он открыл свой зонтик и опустил его на воду.
б) «Синицы прилетели», — сказал Сашка.
|
Наблюдают за предложениями, делают выводы.
Рассматривают структуру предложений с прямой речью, определяются со схемами, заносят информацию в словарики.
Читают отрывок из сказки, работают над интонацией. | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) | |||||||||||||||||||
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Комплекс упражнений для глаз. | Выполняют комплекс упражнений для глаз. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |||||||||||||||||||
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
5. Работа с учебником.
1) Употребление глаголов «говорения». Упр. 528 — 529
2)Оформление прямой речи на письме. Упр. 527, 530, 531.
6. Самостоятельная работа.
Задание: найдите предложения с прямой речью, вводящейся разными способами, в художественном произведении, изучаемом на уроках литературы. ( Учащиеся рассматривают произведения И.А.Бунина «В деревне» и Л.Н.Андреева «Петька на даче», изученные недавно.) |
Составляют предложения с глаголами «говорения»
Правильно оформляют прямую речь на письме.
Выполняют самостоятельную работу, находят предложения с прямой речью. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) | |||||||||||||||||||
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| — Обратите внимание на таблицу, с которой вы будете работать по ходу изучения способов передачи чужой речи.
— С каким способом передачи чужой речи вы сегодня познакомились? — Заполните колонки таблицы известными сведениями устно, а дома письменно внесите эти данные в таблицу.
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
| Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, заполняют таблицу.
Оценивают друг друга. | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
| |||||||||||||||||||
7.Домашнее задание. | 4. Домашнее задание: §65, упр. 532. | Записывают домашнее задание. |
|