Урок русского языка в 5 классе

«Неопределенная форма глагола»

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

сформировать умение безошибочно определять инфинитив;

— закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива;

— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

— раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

1) Беседа о корнях с чередованием букв е-и.

2) Проверочная работа по применению правил правописания гласных в глагольных корнях с чередованием.

На доске:

Прот…реть пол, ярко бл…стеть, расст…лить ковер, заст…лить скатертью, выб…рать цветы, соб…решь урожай, зап…р двери, зам…реть от страха, раст…реть с маслом, выж…гать по дереву.

Отвечают на вопросы. Рассказывают о правописании корней с чередованием.

Работают самостоятельно на отдельных листах, проверяют, сдают на проверку учителю. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Введение нового материала.

1) Работа по вопросам в рубрике «Вспомните!»

на стр. 218.

— На какой вопрос отвечает глагол в начальной форме? Приведите примеры.

— Как называется начальная форма глагола? Приведите примеры глаголов в начальной форме (совершенного и несовершенного вида).

2) Изучение основного теоретического материала на стр. 218.

3) Наблюдение за глаголами в неопределенной форме (начальной форме глагола; инфинитиве).

Упр. 617.

Работают с учебником в парах.

Отвечают на вопросы рубрики, приводят примеры.

Работают с теорией учебника в парах.

Наблюдают за глаголами в неопределенной форме в парах, делают выводы.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Работа с тренировочными упражнениями.

1) Коллективная работа. Правописание мягкого знака в конце инфинитива.

— Образуйте от данных глаголов начальную форму, объясните правописание мягкого знака.

На доске:

Нравится — ….., стерегут — ….., беспокоиться — ….., обжигал — ….., прокатился — ….., пробралось — ….., ходит — ….., пекут — …..

2) Выработка умения соотносить личную форму глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени с неопределенной формой.

Упр. 618.

3) Распознавание глаголов в неопределенной форме во фразеологизмах.

Упр. 619.

4) Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Упр. 621.

Выполняют тренировочные упражнения в парах.

Образуют от глаголов начальную форму, объясняют правописание мягкого знака, при проверке оценивают друг друга.

Соотносят личную форму глаголов с неопределенной. По желанию учащийся работает у доски.

Работают с фразеологизмами, объясняют значение фразеологизмов, составляют с ними предложения.

Образуют глаголы при помощи приставок и суффиксов. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать еще?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание: § 76, упр. 620 (восстановить фразеологизмы, используя инфинитив, подобрать к фразеологизмам синонимы).

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here