Ильметова Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ №2 г.о. Отрадный
Самарской области
Сценарий литературно – музыкального вечера «Стала песня судьбою»
( по творчеству В.Высоцкого для учащихся 9 класса).
Цели:
1. Привитие интереса к авторской песне как элементу общечеловеческой культуры.
2. Расширение кругозора и развитие интеллекта учащихся.
3. В совместной работе при подготовке к вечеру развитие у школьников навыков общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив и его сплочение.
Оборудование:
1. Презентация, посвящённая и жизни и творчеству В.Высоцкого.
2. Аудиозаписи песен В. Высоцкого:
-
«Проложите, проложите …»;
-
«Песня певца у микрофона»;
-
«Мой друг уехал в Магадан»;
-
«Мы вращаем Землю»;
-
«Чужая колея»;
-
«Песня завистника»;
-
«Братские могилы»;
-
«Я – Як-истребитель»;
-
«Порвали парус»; «
-
Лекция о международном положении»;
-
«Диалог у телевизора»;
-
«Охота на волков»;
-
«Лирическая»;
-
«Песня о друге»;
-
«О фатальных цифрах и датах».
Учитель: 25 января 2008 года Владимиру Высоцкому исполнилось 70 лет. Его судьба неотделима от истории его поколения, родившегося в конце
1930-х годов. В первый год войны ребёнком он был эвакуирован в город Бузулук Оренбургской области. В год окончания войны стал учиться в школе. В 14 лет вступил в комсомол. Был редактором школьной стенгазеты и членом бюро ВЛКСМ. В 1956 – 1960 гг. учился на актёрском отделении Школы — студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Затем – работа в театре имени А.С. Пушкина, театре миниатюр. В 1964 году Владимир поступил в только что созданный театр драмы и комедии на Таганке, в спектаклях которого играл вплоть до июля 1980 года.
Марина Влади: «Описать в нескольких строках сложную личность Владимира Высоцкого невозможно. Что касается меня, хотя я написала о нём, по меньшей мере, 250 страниц, до конца замысла моего далеко. Мне кажется, что я только начинаю своё свидетельство о Володе.
В самом деле, как рассказать о тысяче граней этого человека? Это всё равно, что составить нудный перечень положительных качеств и недостатков! А если кто и был совсем не нудным человеком, так это он, кроме того, у него многие недостатки были одновременно и его достоинствами… ибо у такого артиста, который успешно брался за всё, темперамент, избыточный для простого актёра, являлся необходимым для певца – исполнителя, а взрывы его в повседневной жизни были спровоцированы и вскромлены гением поэта. Его невероятная энергия утомляла всех, но она же позволила ему в течение столь краткой жизни создать около 700 поэтических произведений. Все окружающие, не жалея его, пользовались его щедростью, которая граничила с расточительностью».
Звучит песня В.Высоцкого «Проложите, проложите…».
Ведущая. Минуло уже много лет, как его не стало, а кажется, будто он никуда не ушёл, не покинул на по-прежнему стоит рядом с каждым, кто любит и ценит его роли в театре и кино, его песни и стихи.
Владимир Высоцкий был актёром. Но в театре на Таганке его видели не многие. На киноэкране он появлялся редко и, как правило, в эпизодических ролях. Только на взлёте его жизни многомиллионная аудитория телезрителей в полной мере смогла оценить его как актёра по фильмам «Место встречи изменить нельзя» (капитан Жеглов) и «Маленькие трагедии» (Дон Гуан).
Широкую популярность, окружённое легендами имя Высоцкому принесли его песни. Посвятив всего себя без остатка творчеству, Высоцкий заплатил за это слишком высокую цену.
Звучит «Песня певца у микрофона».
Ведущий. В стихах и песнях Высоцкий исповедовался перед соотечественниками, как говорится, «выворачивал душу наизнанку». Больше пел под гитару, под собственный аккомпанемент. считая, что так беседует, а с оркестром надо «исполнять», и этого не любил, пел лишь о том, что его глубоко волновало, тревожило, не давало уснуть. Желание сказать правду, исправить людей, мир рождало страстные, обжигающие строки. Порой с вершин спускался до самых низов, привносил в песни просторечия, которые иных поборников высокой поэзии шокируют, заставляют кривиться как от зубной боли.
Высоцкий не опускался в песнях до злобствования – перо поэта горькое и ироническое, голос его заглушал кликушества толпы с её причитаниями, лицемерно – надрывными «охами» и «ахами».
Белла Ахмадулина: «Голос – всегда изъявление души. Голос Высоцкого – щедрый, расточительный подвиг. Но других – расчётливых, скаредных — подвигов не бывает.
Владимир Высоцкий по рождению своему, прежде всего, был Поэт. Таков был способ устройства его личности, таков был сюжет его судьбы. В эту его роль на белом свете входила доблесть, доброта, отважная и неостановимая спешка пульсов и нервов, благородство всей жизни, таков всегда удел Поэта.
Поэты ходят пятками по лезвию ножа,
И режут в кровь свои босые души».
Учитель. Песенное наследие Высоцкого, особенно на раннем этапе творчества, неравноценно и противоречиво. Первая песня «татуировка» была написана в 1961 году, за ней последовал ряд творений, которые пришлись по вкусу невзыскательному слушателю.
Рассуждая сегодня о дворовых или блатных – ранних – песнях Высоцкого, мы иной раз чрезмерно всё усложняем. Мы забываем, что их автором был двадцатилетний юноша, студент театрального института, участник студенческих капустников, упражнявшихся в создании юмористических, «хохмаческих» сочинений. И не стоит искать в них какую – то выстраданную позицию, хуже того – оппозицию, какие – то глубокие социальные мотивы. Было желание самоутвердиться в глазах друзей – приятелей, стремление к популярности 0 пусть не очень дорогой ценой, но, во всяком случае, немедленной. Этакий анархический, нигилистический налёт в озорных песнях – просто юношеская бравада.
Чтобы лучше понять поэта в тот период творчества, давайте послушаем воспоминания его друга Игоря Кохановского, которому он посвятил песню «Мой друг уехал в Магадан».
Звучит песня «Мой друг уехал в Магадан».
Игорь Кохановский: «Когда 1 сентября 1952 года я вошёл в свой класс 8 «В», то увидел много «новеньких». вернее. тех. кто раньше учился в нашей школе, но в других, параллельных 7 – х классах. Тогда многие после семилетки поступали в техникумы, и в результате переформирования в нашем 8 «В» среди «новеньких» появился Володя Высоцкий.
То ли потому, что мы с ним действительно внешне чем – то похожи, или по какой – то другой причине, но мы сразу же сели за одну парту. Так началась наша дружба… Потом мы поступили в один институт – в МИСИ имени В.В. Куйбышева, но Володя проучился в нём только первый семестр.
«Поворотным пунктом» в решении уйти из этого вуза стала новогодняя ночь 1956 года. Встречали мы наш самый любимый праздник весьма своеобразно: засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января. В противном случае, к экзамену по химии 3 января нас не допускали.
В 12 часов мы всё же откупорили шампанское, наполнили бокалы, чокнулись, сказали «С Новым годом» и, едва пригубив, опять засели за чертежи.
Где – то к двум часам закончили чертить. Допили шампанское, выпили по чашечке кофе, закурили. И тут только я посмотрел на то, что вычертил Володя. Сдержать смех было просто невозможно. На последнем из восьми форматов, на которые был разделён чертёжный лист, должны были быть образцы всех шрифтов, употребляемых в черчении. Идиома «как курица лапой», казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он тоже засмеялся, но как – то грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом взял чашечку, из которой пил кофе, и стал медленно – медленно поливать свой чертёж остатками кофейной гущи.
— Ты что, спятил?
— Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно.
— Да ты с ума обалдел! (Это было наше выражение.)
— Нет… Всё. Буду готовиться ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это не моё…
Он поступил в школу – студию МХАТ…
У нас была своя компания. Её душой как – то само собой стал Володя Высоцкий. Более весёлого, остроумного балагура и рассказчика, скомороха, придумывающего вечно какую – нибудь ерунду, чтоб только нам всем не было скучно, я в жизни не встречал. откуда он брал и приносил все байки, уже не говоря о бесконечных анекдотах и каламбурах, никто никогда не мог понять. А чего стоил его коронный этюд, когда он на улице разыгрывал «серьёзного» сумасшедшего, разговаривающего с фонарным столбом. Притом «держал» публику до тех пор, пока вокруг него (мы стояли чуть в стороне, как бы тоже зрители, чтоб не испортить «роль») не собралось человек 30 – 40 или пока какой – нибудь бдительный страж порядка не раздвигал толпу, чтоб выяснить, в чём дело. Тогда Володя говорил нам: «Ну, ладно, ребята, пошли!» — и все собравшиеся, поняв, что их дурачили, взрывались хохотом.
Да, мы были молоды, беззаботны и несуеливы. Последнее, видимо, стало причиной того, что эта пора жизни особенно чётко сохранилась в памяти.
С осени 1961 года Володя стал писать песни .
О появлении на свет первой, «Татуировки», рассказал мне много лет спустя Володя Акимов. Он с Высоцким поехал провожать на Курский вокзал Инну, жену Лёвы Кочаряна. Они посадили Инну в вагон, у Володи была с собой гитара, и он решил «на дорожку» спеть Инне одну песню, которую, как сказал, написал сегодня утром. Спел «татуировку» и очень сокрушённо посетовал, что никто, кому он уже успел исполнить, не верит, что это написал он.
Помню, когда в один из вечеров осени 61 – го года я услышал «татуировку», «Синие. зелёные, жёлтые, лиловые», «их было восемь», «город уши заткнул и уснуть захотел», «что же ты, зараза, бровь себе подбрила» и что – то ещё из этой серии, я был страшно удивлён. ведь до этого времени вроде бы ничего не предвещало подобного взрыва творчества.
… Итак, Володя стал писать, притом лихорадочно, запойно, иногда чуть ли не каждую неделю он показывал нам что – то новое. Наши «посиделки» стали веселее. Он любил веселить людей, потому что сам был удивительно, фантастично весёлым человеком, который словно нашёл, наконец, выход своему остроумию и юмору, выплёскивая их в свои песни.
Сначала у него преобладала так называемая «блатная» романтика. Но где – то к концу 64 – началу 65 – го года эта тема элементарно надоела. Стало уже не смешно. а поэтому и неинтересно. приблизительно к этому времени пришло и самосознание того, что игра уже не игра, что она становится работой, творчеством, требующим «полной выкладки всерьёз».
Лично я весь «блатной» период в песнях Высоцкого считаю периодом становления его как «многоборца», по весьма точному выражению одного критика.
Высоцкий сам называл эти песни «прежними». В зрелом возрасте он их не сочинял:
За то, что я нарушил тишину…
За то, что мне неймётся и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передаёт мою блатную старину,
Считаю своим долгом извиниться.
Настоящую популярность Высоцкому принесли песни философского плана, песни военные, песни чуткой гражданской и общественной направленности. Постепенно складывается облик другого автора – певца гражданского мужества, человеческой порядочности и честности, высокого патриотического долга».
Звучит песня «Мы вращаем Землю».
Учитель. Владимир Высоцкий – творец авторской песни, где текст, музыка, исполнение – всё в одних руках; и большинство своих песен он исполняет от первого лица – мощно, напористо, убедительно, поэтому его часто воспринимали как непосредственного участника событий, о которых шла речь в песнях.
Гражданственность, злободневность, проблемность – на этих «трёх китах» и держится искусство Высоцкого. Он выступает против духовной успокоенности, портив циничного скептицизма и отсутствия веры в идеалы, против нравственной глухоты. Он своими песнями снова напомнил нам, что есть ценности непреходящие: родина, человеческая жизнь, достоинство, мир на Земле.
Лирический герой Владимира Высоцкого борется за утверждение своих идеалов…
Чтец. Мне судьба – до последней черты, до креста
спорить до хрипоты (а за ней – немота),
убеждать и доказывать с пеной у рта.
что не то это вовсе, не тот и не та…
Что – лабазники врут про ошибки Христа,
что – пока ещё в грунт не влежалась плита,
что – под властью татар жил Иван Калита,
и что был не один, кто один против ста.
Триста лет под татарами – жизнь ещё та,
маета трёхсотлетняя и нищета.
И намерений добрых, и бунтов тщета,
пугачёвщина, кровь, и опять – нищета.
Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, —
повторю даже в образе злого шута!
Но – не стоит предмет, да и тема не та:
«Суета всех сует – всё равно суета».
Только чашу испить – не успеть на бегу,
даже если разлить – всё равно не смогу.
Или выплеснуть в наглую рожу врагу?..
Не ломаюсь, не лгу – не могу. Не могу!
На вертящемся гладком и скользком кругу
равновесье держу, изгибаюсь в дугу!
Что же с чашею делать? Разбить – не могу!
Потерплю – и достойного подстерегу:
Передам – и не надо держаться в кругу
и в кромешную тьму, и неясную згу.
Другу передоверивши чашу, сбегу…
Смог ли он её выпить – узнать не смогу.
Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
я о чаше невыпитой здесь ни гугу, —
никому не скажу, при себе сберегу,
а сказать – и затопчут меня на лугу…
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто – то когда – то поставит свечу
мне за голый мой нерв, на котором кричу,
и весёлый манер, на котором шучу…
Даже если сулят золотую парчу
или порчу грозят напустить – не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу –
я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!..
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
всё, что ночью кропаю, — в чаду растопчу,
лучше голову песне своей откручу –
но не буду скользить, словно пыль по лучу!
…Если всё – таки чашу испить мне судьба,
если музыка с песней не слишком груба,
если вдруг докажу, даже с пеной у рта, —
я умру – и скажу, что не всё суета!
Ведущая. То, о чём поёт Высоцкий, нельзя петь «благозвучным», гладким, академическим голосом. Его песни, в большинстве своём, не приемлют и хорового исполнения, именно потому, что их лирический герой слишком неистов, индивидуален, трагичен: слишком личностно, кровно то, о чём поётся в песнях. Его песни – монологи – для внимательного слушания.
Герои его песен – представители самых разных социальных групп и профессий: студенты, спортсмены, водители, геологи, солдаты, моряки, парашютисты, лётчики, альпинисты… Во время одного из своих выступлений Высоцкий сказал: «Для своих песен я выбираю персонажей, которые находятся в момент риска, в каждую следующую секунду могут заглянуть в глаза смерти, у которых что – то сломалось, либо они ждут чего – то неожиданного… Короче говоря, — таких персонажей, которые нервничают, беспокоятся. А не тех, которые там жуют или отдыхают… О таких мне писать неинтересно. Даже для шуточных песен своих – и то я выбираю персонажей, у которых вот – вот что – то случится…»
Звучит песня «Чужая колея».
Учитель. Итак, главный герой песен Владимира Высоцкого – человек в неблагоприятных, драматических или трагических условиях. В таком подходе много горечи, но и в жизни ведь её немало. Высоцкий обладал удивительно острым ощущением времени. Многие факты окружавшей жизни становились у него песнями, которые можно смело назвать публицистическими репортажами, песенными памфлетами. Часто он работал в жанре песенного фельетона, мгновенно откликаясь на злободневность.
Звучит песня «Песня завистника».
Ведущий. Владимир Высоцкий был настоящим патриотом, с болью в сердце говорил о любых недостатках, не боясь «вызвать огонь на себя». и если уж мы заговорили о патриотизме поэта, стоит здесь привести один факт из его биографии. Среди многочисленных слухов и сплетен пошли разговоры, что он покинул Россию в качестве диссидента (за рубеж Высоцкий выезжал неоднократно, но совсем в ином качестве). Ответ на домыслы немедленно прозвучал в одной из песен:
…………………………………………..
Я смеюсь, умирая от смеха:
Как поверили этому бреду?
Не волнуйтесь – я не уехал!
И не надейтесь – я не уеду!
Ведущая. Особое место в творчестве Владимира Семёновича заняла военная тема. В декабре 1974 года в «Литературной России» было опубликовано интервью с Владимиром Высоцким. Там, в частности, говорилось:
«-Многие Ваши песни – такие, как «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Песня о земле» — посвящены войне. Чем Вас привлекает эта тема?
— Я понимаю Ваш вопрос: я ведь отношусь к послевоенному поколению… не знаю… По – моему, нас мучает чувство вины за то, что мы «опоздали» родиться, и своим творчеством как бы «довоёвываем»…
Это чувство вины перед павшими звучит во многих песнях Высоцкого.
Аудиозапись песни «Братские могилы».
Ведущий. На многое в военной теме поэт взглянул по – новому, другими глазами, сказал так, как до него никто не говорил.
В художественной литературе о войне, в военных мемуарах не раз встречается описание того, как, скажем, в бою пулемётчик, или шофёр, или танкист сливаются со своим пулемётом, автомобилем, танком в единое целое, человек и, в сущности, мёртвая машина «понимали» друг друга. Наверное, так и было. И вот – песня Высоцкого «Я – Як – истребитель». Неожиданный,. парадоксальный поворот: не единство, а противоречие. не согласие, а бунт! Самолёт «устал» от ран и в своём монологе выступает против лётчика. На войне даже терпенью машины бывает предел, но человек делает своё дело, даже за пределом сил. И если он гибнет в своей машине, то ей «гореть на земле».
Не машины, в конечном счёте, решают судьбу Победы, а человек, в чьих руках они находятся. Эта песня – гимн высокому духу и несгибаемой воле человека на войне.
Звучит песня «Я – Як – истребитель».
Ведущая. Герои Высоцкого – мужественные, дерзкие, азартные люди. не знающие компромиссных отступлений. Именно таким он был и сам. Его сердце беспокоилось и болело за всё. Сейчас мы прослушаем песню 2парус». Вот что говорил о ней сам поэт: «В ней, в отличие от многих моих вещей, нет сюжета. Эта песня – просто набор беспокойных фраз. Это – о нашей причастности и ответственности за всё, что происходит в этой жизни, в мире этом. На всём таком маленьком земном шаре».
Всё так, кроме одного – того, что он назвал «набором беспокойных фраз». Вслушайтесь – в каждой строке – критическая ситуация, готовый сюжет. Даже сам автор не смог в полной мере оценить, что написал песню об экстремальных ситуациях. О том, что в мире слишком за многое надо беспокоиться, что мужество и самоотверженность нужны человеку, чтобы выстоять в бою против врага, против стихии, против бесчестья, жестокости и подлости.
Звучит песня «порвали парус».
Учитель. Может быть, правильнее было бы начать разговор о творчестве Владимира Высоцкого с сатирических песен. Хотя бы потому, что в них он выступает как новатор. Такого жанра, как сатирическая песня, в советском музыкальном или эстрадном искусстве до Высоцкого не было. Шуточные, любовные, туристские, философские – пели. Но злой, бескомпромиссной песенной сатиры, бьющей не в бровь, а в глаз, не пел никто. В своих песнях — сатирах Высоцкий затрагивал вопросы, весьма существенные не только для нашей страны, но и для международного её авторитета. И такая смелость казалось новой, нетрадиционной. Новое, увы, часто настораживает, пугает, в особенности тех, кто чувствует себя объектом насмешки. Но что поделать! Творчество и других русских сатириков далеко не всегда принималось с распростёртыми объятиями. Таков уж, видно, закон существования этого жанра.
Звучит песня «Лекция о международном положении».
Ведущий. Своим комедийным талантом он обладал в равной степени, как и трагедийным. Слушая его сатирические песни, мы смеёмся от души, потому что всё очень метко, остроумно, всё очень знакомо, узнаваемо. Песни Высоцкого 1960 – 70 – х годов были осте и злободневнее тогдашних газетных публицистических статей и проблемных писаний на злобу дня, где предостаточно было компромиссных объяснений.
Владимир Высоцкий – судья людей и событий нашего времени. Если выстроить в хронологическом порядке его песни, то он предстанет летописцем: есть в них точное отражение промахов идеологической, воспитательной работы и всеобщая беда – и алкоголизм, и омут мещанства, и неорганизованность производства…
Ведущая. А как бепощадно издевался Высоцкий над современными обывателями! Вот блестяще разыгранная певцом песня «диалог у телевизора». Он и она – два разных, очень разных человека. И в то же время они очень похожи: он – грубый, неотёсанный; она – привычно пропускающая мимо ушей грубости не всегда трезвого мужа. Песня эта в любой аудитории пользуется большим успехом. Слушатели всегда смеются. Но если вдуматься… Разве не знакомая картина, разве не сегодняшний быт? Семья обывателей, недалёких по интересам, запросам, с узеньким, как дыра телевизионного ящика, мирком и пошленьким образом жизни. Семья бездумна. Иному слушателю впору вспомнить гоголевское: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»
Звучит песня «Диалог у телевизора».
Ведущий. Гражданскую смелость певца некоторые рассматривали как вызов обществу. Но в сатирических песнях Высоцкого – отнюдь не критиканство, как хотелось бы кое – кому увидеть, а проявление творческой и человеческой смелости художника, трезво. без ура – патриотического ослепления вглядывающегося в жизнь нашего общества и желающего её улучшения.
Прежде чем лечить болезнь, надо её выявить. Певец всё делал для того, чтобы разоблачить порок, публично. громко осмеять его.
Когда – то, во времена Добролюбова, стихи называли пьесами. У Владимира Высоцкого каждая песня – пьеса: текст разложен на роли, роли сыграны. Это настоящее драматическое произведение, исследующее какое – нибудь явление нашей жизни и поэтому сохраняющее актуальность даже по прошествии многих лет.
Звучит песня «Охота на волков».
Ведущая. Высоцкий говорил, что всё, что он поёт, — это лирические песни: «…Всё, что ты думаешь, твои собственные мысли, твоё отношение. Я не знаю, почему меня упрекают, что я не пишу лирических песен. Вероятно, путают лирические песни с любовной лирикой. У меня есть песни и о любви».
Звучит песня «Лирическая».
Ведущая. Но ещё больше песен у Владимира Высоцкого с романтическими мотивами – покорённых вершин, гор, нехоженых троп, которые человек должен уметь в своей жизни преодолевать. «не скулить и не ныть».
Звучит песня «Песня о друге».
Ведущий. Гитара в руках Высоцкого – не только инструмент и атрибут. Она – часть его артистического организма. Даже Гамлета он не мог, не хотел играть без гитары…
«Мелодии мои попроще гамм». Нет, далеко не так. Его мелодии – это напевная декламация, в основе которой – человеческая речь, с её естественными интонациями, и всё же они весьма не просты. Многообразие ритмов, темпов, бытовые интонации и уличные мотивы, цыганская удаль и надрыв – всё это обусловило мелодическое разнообразие. Высоцкий был одарённым мелодистом, человеком с настоящим композиторским чутьём. его музыка небанальна, изобретательна. Здесь можно сослаться на мнение известного композитора и музыковеда Альфреда Шнитке: «Музыка Владимира Высоцкого – наисерьёзнейшая музыка. Мелодика его песен может лечь в основу крупного музыкального жанра, например оперы, основанной на живых речевых интонациях, бытующих в данный момент в обществе».
Учитель. Эволюция творчества Высоцкого – это постоянное восхождние, совершенствование. В одно время с ним жили такие незаурядные и талантливые люди, как Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Леон Кочерян, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко… Такое окружение! Такие имена! Немудренно и потерять наих
фоне. Но был на равных.
Мысль, высказанная не раз: истинно талантливые люди – талантливы во всём. Вот и Высоцкий таков: актёр, поэт, музыкант, певец… На конверте болгарского диска со своими песнями он изобразил свой профиль – автошарж. Каждый ли из нас может нарисовать узнаваемо похожий шарж на самого себя? Высоцкий мог…
Жизнь и смерть, след человека на Земле, бессмертие. Наверное, нет более важной и вечной темы. Все мы знаем, что кануть в Лету – значит быть забытым. Но Прана – на санскритском языке значит жизнь, дыхание, ветер. После смерти – жизнь!
25 января 2008 года отмечалось 70 – летие Владимира Высоцкого. Предвидя свою предсмертную судьбу, он спел однажды:
Ушёл один – в том нет беды,
Но я приду по ваши души Ведущая. Он взял в плен наши души своими лучшими песнями. Не развлекает, не отвлекает – тревожит, будоражит, зовёт, требует, чтобы мы думали. Главное искусство Владимира Высоцкого в том, что он заставляет думать.
На него давили со всех сторон, запрещали, не пускали – он не сломался, остался самим собой: смелым, честным, открытым. Потому он и теперь нам нужен.
Роберт Рождественский: «Так кем он всё – таки был, Владимир Высоцкий? кем он был больше всего? Актёром? Поэтом? Певцом?
Я не знаю.
Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается… Высоцкий продолжает свою жизнь…
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. в песнях есть то, что нужно в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.
А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…
Когда – то он написал:
…………………………………………………..
Но кажется мне, не уйдём мы с гитарой
На заслуженный, но нежеланный покой!»
Звучит песня «О фатальных цифрах и датах».