Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №7

г. Омутнинска Кировской области

Урок русского языка в 6 классе

по теме

«Значение и грамматические особенности местоимений»

Автор:

Воробьева Наталья Анатольевна –

учитель русского языка и литературы

2014

Технологическая карта урока

Тема урока «Значение и грамматические особенности местоимений » (6 класс)

Цели для ученика.

1.Совершенствовать знания о части речи – местоимении, его морфологических признаках.

2. Уметь находить местоимения в произведениях художественной литературы, употреблять местоимения и определять их значение в своей речи, в речи друг друга.

3.Уметь адекватно оценивать своё «Я», окружающую действительность.

Цели для учителя.

Обучающий аспект: закрепить понятие о части речи – местоимении; совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи, находить их в тексте и правильно писать их.

Развивающий аспект: содействовать развитию творческого воображения, орфографической зоркости, умению работать в группах.

Воспитательный аспект: воспитывать уважительное отношение к России, русскому языку, толерантное отношение друг к другу.

Тип урока.

Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока.

Урок-практикум

Опорные понятия, термины.

Части речи, значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимения

Новые понятия.

Местоимение, разряды местоимений

Формы контроля.

Фронтальный контроль,

самоконтроль, взаимоконтроль

Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание (по выбору обучающихся):

1.Найти в баснях И.А.Крылова местоимения, выписать их.

2. Сочинить сказку на тему: «Что было бы, если бы пропали все местоимения?»

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Проверяет готовность к уроку, создаёт положительный настрой на урок

Сообщает о своей готовности к уроку

Психологический настрой, слово учителя

Умение слушать, выполнять требования, саморегуляция

2.

Целеполагание

Обеспечить мотивацию учебно-познавательной деятельности обучающихся

Проводит экспресс-опрос, тренирует образно- чувственное мышление обучающихся, использует опыт обучающихся

Дают устные ответы «да» или «нет», или ёмкие и краткие ответы на экспресс-опрос, осмысливают своё «Я», применяют свой опыт

Экспресс — опрос

Умение выделять главное, анализировать, составлять предложения, отвечать на вопросы

3.

Подготовка к основному этапу

Подготовить обучающихся к закреплению изученной темы

Подготавливает обучающихся к выполнению упражнений по закреплению изученной темы, даёт инструкцию по выполнению каждого упражнения

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов, формулировок определения части речи–местоимения, его особенностей

Упражнение «Кто Я?», беседа

Умения составлять предложения, отвечать на вопросы

4.

Основной этап работы

Закрепить понятие о части речи – местоимении; совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи и правильно писать их.

Организует работу обучающихся с текстом, упражнениями, использует различные педагогические технологии

(игровую, ИКТ, проблемного обучения и другие)

Работает индивидуально, в парах, коллективно, находит ответы на поставленные учителем проблемно вопросы, работает с текстом, таблицей, по карточке

Работа с текстом,

работа в группах,

составление кластера,

игра «Дружная семья», упражнения «Убери лишнее» и «Подбери предлоги и определи падеж местоимений»

Умения работать с текстом, работать в парах, составлять предложения, определять значение и грамматические признаки местоимений, находить

местоимения в текстах художественных произведений, приводить свои примеры

5.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Провести оценку уровня освоения темы «Местоимение. Значение и грамматические особенности местоимений»

Организует рефлексивную деятельность обучающихся, даёт оценку их деятельности

Даёт оценку своей деятельности

Заполнение листа контроля знаний

Самооценка своих достижений

6.

Информация о домашнем задании

Предлагает на выбор обучающихся задание, комментирует его.

Выбирает вид домашнего задания, составляет план выполнения задания

Подготовка дифференцированных заданий

Умение выбирать задание и составлять план его выполнения

Тема урока «Значение и грамматические особенности местоимений».

Цели урока:

Обучающий аспект: закрепить понятие о части речи – местоимении; совершенствовать умения отличать местоимения от других частей речи, находить их в тексте и правильно писать их.

Развивающий аспект: содействовать развитию творческого воображения, орфографической зоркости, умению работать в группах.

Воспитательный аспект: воспитывать уважительное отношение к русскому языку, толерантное отношение друг к другу

Оборудование: смайлики, мультимедийный проектор, интерактивная доска листы контроля знаний (на каждого ученика), карточки

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-практикум

Методы: словесный, наглядный, практический, интерактивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Психологический настрой «Моё настроение в начале урока».

На доске три cмайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению в данный момент:

Слово учителя.

С разным настроением вы все пришли сегодня в школу. Кто – то шёл сюда с грустью, вспоминая, что сегодня будет контрольная, кому-то было радостно, что он увидит друзей; кого-то утром обидел близкий человек, и он идёт в школу обиженным.

Не секрет, что от того, какое настроение у человека, зависят его результаты учёбы или работы.

В нашем классе учатся творческие ребята, и это даёт нам уверенность, что всех нас ждет сегодня интересное общение.

2.Целеполагание.

Каждому из присутствующих задаются вопросы, на которые нужно ответить устно «да» или «нет», или дать краткие ответы.

Цель: осмысление своего «Я», тренировка образно- чувственного мышления, подготовка к восприятию темы урока.

Вопросы экспресс — опроса:

1) Извиняетесь ли вы, когда допускаете ошибку?

2) Улыбаетесь ли вы в школе?

3) Нравится ли вам беспорядок или шум на занятиях тогда, когда причиной этому стало ваше поведение?

4) Вы успешный ученик?

5) Ты любишь своих родителей?

6) Хочешь ли ты быть учителем русского языка и литературы?

7) Я мечтаю, чтобы в нашей школе было…

8) Когда меня вызывает директор школы, я…

9) Чтобы на уроках не уставать, мне надо…

10) Когда я вижу человека, идущего мне навстречу, я чувствую…

11) Когда я вижу малыша, идущего мне навстречу, я чувствую…

12) Когда я вижу старенького дедушку, идущего мне навстречу, я чувствую…

13) Когда слышу звонок на урок, я чувствую…

14) Когда слышу звонок с урока, я чувствую…

3. Подготовка к основному этапу.

  • Упражнение «Кто Я?»

Предлагается честно и откровенно закончить предложения (письменно).

— Я симпатичный человек, потому что…

— У меня есть такие два замечательных качества…

Ответы зачитываются вслух по кругу.

Вопросы для обсуждения:

1) Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?

2) Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?

3) Для чего проводилось это упражнение? (Примерный ответ: развитие позитивного самовосприятия, а это очень важно в жизни).

  • Беседа.

— Какую часть речи вы использовали, говоря о себе?

-Какие особенности местоимения вы можете назвать?

4.Основной этап работы — изучение новой темы.

а) Работа с текстом.

Слово учителя:

— У меня в руках глобус (можно использовать карту мира), на котором обозначены все страны света. Кто из вас хотел бы уехать куда-нибудь в далёкую страну жить?

( Заслушиваются ответы детей).

Слово учителя:

— А я бы ни за что не уехала, потому что здесь обозначена страна, которую я очень люблю. Это моя Родина – моя Россия.

(На экране высвечиваются слова):

Я себя не мыслю без России,

Без её берёз и тополей,

Без её невыплаканной сини,

Без её заснеженных полей.

Без её работника и бога —

Человека с опытом Левши,

Без её Есенина и Блока,

Без её пророческой души.

Я себя не мыслю без России,

Без родной земли, где все моё,

Где легла мне на сердце впервые

Песня колыбельная её.

Без её легенд и сказок вещих,

Горных ветров, горьких как полынь.

Без её преображенных женщин

Из безвестных Золушек в богинь.

Без её неизмеримой силы,

Без её распахнутых морей…

Я себя не мыслю без России,

Без её любви и без моей!

(Марк Лисянский)

— Назовите все местоимения в этом четверостишии. ( Заслушиваются ответы детей).

— Что мы называем «местоимением»? ( Заслушиваются ответы детей).

б) Работа в группах (группы формируются по выбранным обучающимися фигуркам: квадратики, треугольники, кружки):

1 группа: составить и записать словосочетания « прилагательное + местоимение» и « существительное + местоимение».

2 группа: найти в выше названном четверостишии местоимения, выписать их, указать их формы и разряды.

3 группа: составить и записать два предложения, используя местоимения.

(После 5 минут каждая группа в течение 2-х минут презентует результаты своей работы).

в) Составление кластера о разрядах местоимений (Таблицу заполняют обучающиеся на интерактивной доске, приводят примеры из предложений в карточках, которые розданы учителем ).

Образец карточки: (Примечание: предложения взяты из произведений, изучаемых в 6 классе).

1. Вот три яблока, Геракл: если хочешь, я сам отнесу их в Микены, а ты подержи до моего возвращения небесный свод. ( « Мифы Древней Греции»)

2. Несколько дней спустя после своего приезда молодой Дубровский хотел заняться делами… (А.С.Пушкин)

3. Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном? ( М.Ю.Лермонтов)

4. В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц. ( Н.В.Гоголь)

5. Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять… Н.А.Некрасов)

6.Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить. (В.Г.Распутин)

7. Я испугался и ругал себя за то, что согласился с футболистом, что задача неправильная. ( Ф. Искандер)

г) Игра «Дружная семья».

На доске по вертикали написано слово «местоимение», учащиеся должны придумать местоимения любых разрядов, начинающихся на каждую букву заданного слова, записать их:

М ы (личное); многие (определительное);

Е го – личное (он);

С колько (вопросительное), самый (определительное), себя(возвратное);

Т вой(притяжательное), ты (личное), тот (указательное);

О н (личное), каков, чей(относительное);

И х (притяжательное — они);

М ой (притяжательное), меня (личное);

Е ё (личное – ОНА);

Н екто, несколько(неопределённое), никто (отрицательное);

И м (личное – ОНИ);иной ( определительное);

Е й (личное – ОНА),его ( притяжательное).

Обучающиеся делают вывод: «В результате получается «дружная семья» местоимений».

д) Игра «Убери лишнее»: предлагаются ряды слов, обучающиеся должны исключить «лишнее», обосновать свой выбор:

  • я, он, нос;

вас, воз, ты;

нас, нёс, мне;

мной, яму, тебе;

тобой, нами, вес,

но, оно, мы

  • каждый, всякий, себя;

ничей, несколько, некому;

мой, твой, себя;

тот, другой, такой;

кто-либо, что-то, где-нибудь.

е ) Упражнение «Подбери предлоги и определи падеж местоимений»

Обучающиеся подбирают предлоги и определяют падеж местоимений:

С тобой

меня

вам

меня

тебя

мне

собой

нас

тебе

мной

вами

вас

5. Закрепление изученного.

Беседа.

  • Так, что же такое местоимения?

  • Почему они так называются?

  • Какие есть однокоренные слова к слову «местоимение»?

Экспресс-опрос.Учащиеся записывают в течение 5 минут только ответы на предложенные вопросы.

Вопросы:

  1. Личное местоимение 1лица множественного числа (МЫ).

  2. Указательное местоимение в форме винительного падежа множественного числа (ТЕ).

  3. Одно из определительных местоимений (САМ).

  4. Указательное местоимение (ТОТ).

  5. Личное местоимение женского рода (ОНА).

  6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа (ТЕМИ).

  7. Личное местоимение 1лица единственного числа творительного падежа (МНОЙ).

  8. Возвратное местоимение в дательном падеже (СЕБЕ).

  9. Отрицательное местоимение в творительном падеже множественного числа (НИКЕМ).

  10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа (ВСЕМИ).

  11. Отрицательное местоимение в дательном падеже (НЕКОМУ).

На экране через 5 минут появляются правильные ответы. Учащиеся подсчитывают количество правильных ответов и заполняют лист контроля знаний по теме.

Задание: подытожьте свои знания по изученной сегодня теме, выбрав и продолжив одно из следующих высказываний:

  • На уроке я понял(а)…

  • Мне стало ясно, что…

  • Я узнал(а)…

(Обучающиеся высказываются по цепочке).

17. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Итоги заполнения лист контроля знаний

(по ходу занятия каждый учащийся заполнял данный лист контроля знаний, выставляя очки по пятибалльной системе).

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ по теме «Местоимение»

Ф.И.обучающегося

Виды работы

Количество очков

Упражнение «Кто Я?»

Работа с текстом

Составление кластера

Игра «Дружная семья

Упражнение «Убери лишнее»

Упражнение «Подбери предлогии иопредели падеж местоимений»

Экспресс-опрос.

1

2

3

4

  • Психологическая самодиагностика «Настроение в конце занятия».

Обучающиеся отвечают на вопрос: « Изменилось ли твоё настроение к концу урока?» и выбирают смайлик, соответствующий настроению.

18. Домашнее задание. Комментирование домашнего задания.

Дифференцированное задание (по выбору обучающихся):

1.Найти в баснях И.А.Крылова местоимения, выписать их.

2. Сочинить сказку на тему: «Что было бы, если бы пропали все местоимения?»

______________________________

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М., 2010.

2. Барышникова Г. Весь русский язык в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М., 2003.

3. Брагина Г.В. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.

4. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М., 2002.

5. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М., 1995.

6. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here