Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

№ 256 ГО ЗАТО г.Фокино»

Приморский край

Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией Бабайцевой

Наречие как часть речи

Автор: учитель русского языка и литературы

Балакирева Татьяна Анатольевна

г. Фокино, 2011

Конспект урока

Цель урока: повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значения наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, определять роль наречий в тексте.

Ход урока.

1 учащийся у доски: синтаксический разбор предложений.

Очень тепло одели и отвезли левшу на корабль, который в Россию шел.

Ему тепло.

2 уч-ся у доски: полный морфемный разбор наречия из предложения:

На все манеры с ним по-донски заговаривал.

Задание классу: Прочитайте текст (Слайд № 2)

Жилось ему под Тулой нелегко,

Судьба порой была очень жестока.

Смотрел он косо, на щеке – пятно,

Однако мастер был от Бога.

— О ком эти строки? Кто автор этого произведения? (Н.С. Лесков. «Левша»)

— Какой частью речи являются выделенные слова? (Наречия)

— Что мы знаем о наречии из курса 5 класса? (слайд № 3)

(Наречие – неизменяемая часть речи. Отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) – выводы в виде тезисов выносятся на доску.

— Выпишите наречия вместе с теми словами, к которым они относятся.

— Задайте вопросы к наречиям, укажите, какой частью речи является главное слово в словосочетании (1 уч-ся у доски)

Жилось нелегко; была жестока порой; очень жестока, смотрел косо.

(Новые вопросы выносятся на доску как новая информация о наречии: каким образом? в какой степени?)

Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом? (Наречия сочетаются с глаголами, прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями) – на доску как новую информацию.

Могут сочетаться с существительными: взгляд исподлобья.

— Почему наречие не может согласовываться с другими частями речи? (т.к. это неизменяемая часть речи)

— Как доказать, что это неизменяемая часть речи? (поизменять словосочетания) – устно.

— Как неизменяемость наречий влияет на их морфемный состав? В чем особенность?

(Проверка работы у доски – морфемный разбор)

— Каково грамматическое значение наречий? (Что обозначает?)

(Обозначает признак признака или признак действия) – на доску как новую информацию.

По своему значению наречия делятся на разряды. (Слайд № 4)

— Что обозначают наречия, отвечающие на вопросы где? куда? откуда? (место)

— Когда? Сколько? (время)

— Почему? (причину)

— Зачем? (цель)

— Как? Каким образом? (образ действия)

— В какой степени? Насколько? (мера) – на доску как новую информацию.

Вывод: какими бывают наречия по разряду?

— Определите разряд наречий (слайд № 5, 6)

1. Уехали они скоро, потому что у государя от военных дел сделалась меланхолия.

(Меланхолия – болезненно-угнетенное состояние, тоска, хандра)

2. Дорогой у них с Платовым очень мало приятного разговора было.

3. Государь этого не хотел долго слушать.

4. Так они и уехали молча.

5. Здесь и ключ перед вашими очами.

6. Насилу государь этот ключик ухватил.

Работа со словарем: насилу – с большим трудом, преодолевая трудности.

7. Будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыжении не будет.

Индивидуальное задание: история происхождения слова «авось».

(Авось – наречие – может быть (от него слово авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов ХХ века).

— По каким еще признакам мы узнаем часть речи? (по грамматическим признакам, по синтаксической роли в предложении)

— Какова синтаксическая роль наречий? (Проверка работы у доски)

Делаем вывод: обычно наречия в предложении бывают обстоятельством. на доску.

Какую роль выполняют наречия в речи?

Прочитайте текст (слайд № 7)

-В сказе «Левша» остро обозначена проблема творческой одаренности русского человека. Т..лант, в представлении.. писателя, не может существовать, если человек духовно слаб, нравственно беден. Внешне левша неказистый мужич..к. плохо одетый, не боится идти к государю. Так как полностью уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Волею-неволею, оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить верой-правдою Отечеств у.

— Представим, что наречий здесь нет. Что изменилось? (Наречия делают речь более точной и выразительной)

— Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Подчеркните наречия как члены предложения.

(Несколько тетрадей на проверку)

Подведем итоги урока. Что нового вы узнали о наречии? ( Информация на доске)

Выставление оценок.

Использованные материалы:

  • http://ilibrary.ru/text/986/index.html

  • http://www.google.ru/search

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here