Зайцева Лариса Николаевна.

Учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: повторение темы «Словообразование и орфография»

Цели и задачи:(Слайд 2)

— проверить усвоение изученного материала по разделу «Словообразование и орфография»;

— закрепить знания о морфемах;

— закрепить знания и умения по тем орфографическим правилам, которые связаны со словообразованием;

— воспитывать интерес к русскому языку, развивать любознательность.

Форма урока: смотр знаний (урок-соревнование).

Оборудование: плакаты, рисунки учащихся к орфографическим правилам; компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку.

УМК: учебник «Русский язык. 6 класс» под ред. М. Т. Баранова,

Т. А. Ладыженской и др.; «Уроки русского языка в 6 классе». Автор:

Г. А. Богданова;

«Русский язык. 6 класс. Поурочные планы» Автор-составитель

С. С. Колчанова.

Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает себе название и сидит за отдельным столом. Выбирается жюри, в ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги и называются победители.

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Учитель сообщает тему урока, цели и задачи).

Вопрос: Что изучает морфемика? (Слайд 3)

Учитель читает эпиграф:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Учитель: Сегодня мы должны повторить то, что мы узнали о частях слова – морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием.

2.Беседа.

— Назовите известные вам морфемы.

— Как найти окончание в слове? Докажите.

1 команда: территория, путешествие, читал.

2 команда: препятствие, артиллерия, горел.

— Какие морфемы могут входить в основу?

— Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

(Подводятся итоги, объявляются баллы.)

3.Задание командам: (Слайд 4)

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

Корень, окончание; корень, суффикс, окончание; приставка, корень, суффикс, окончание.

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

(Вл. Приходько).

Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски:

Разобрать по составу данные слова:

1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.

2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

(Проверка. Подведение итогов.) (Слайд 5)

4.Вопрос классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?» (Слайд 6- 8)

5. Работа с доской: учащиеся должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. (Слайд 9)

Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р…сток, уг…рный газ, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое, уб…рать.

(Проверка, подведение итогов). (Слайд 10)

6. «Как убедиться, что корень в слове найден правильно?»

Задание командам:

Определить, одинаковые ли корни в словах:

Гора – гореть, мирный – замирать?

К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.

Задания представителям команд:

Записать однокоренные к словам: выносить (1 команда), носик (2 команда).

(Проверка, подведение итогов.)

7. «Назвать способы образования слов в русском языке».

Игра «Кто больше?» — записать слова с корнями говор — (1 команда), вод — (2 команда).

(Называются победители, результаты).

8.Работа с доской: (Слайд 11 – 13)

1) Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом:

Пр…ятно

Пр…рода

Пр…спокойно

Пр…шли

Пр…ветливо

Пр…чудливые

2) Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.

(Каждая команда читает две работы. Оценки в баллах).

9.Вопрос классу: «Как образуются сложные слова?»

Задание командам:

Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:

Лесоруб, птицефабрика (1 команда);

Вездеход, пчеловод (2 команда).

Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

(Квадрат высвечивается на интерактивной доске). (Слайд 14)

1

с

д

2

а

о

3

м

х

4

о

5

р

л

6

а

е

7

п

т

1.Специалист по разведению садов.

2.Локомотив с паровым двигателем.

3.Канал для выхода дыма из трубы.

4.Русская народная игра-пляска.

5.Лес, поваленный бурей.

6.Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

7.Огнестрельное оружие.

10.Сложносокращенные слова:

— Что такое сложносокращенное слово, чем оно отличается от сложного?

Каждая группа по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде). Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, род.

11.Подведение итогов урока.

Проверочный тест для всего класса (см. Приложение)

Урок закончен. Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей.

12.Домашнее задание: контрольные вопросы и задания на стр. 76, подготовиться к контрольному диктанту. (Слайд 15)

Дополнительная печатная литература: (Слайд 15)

1.Ефрем Н. И., Кулаева Т. В., Михайлова Т. Д. « Уроки русского языка в 6 классе».(Серия «Внимание: опыт»). Под ред. Евлампиевой. – Чебоксары: «Клио», 1997. – 56 с.

2.Журнал «Русский язык в школе».

Интернет-ресурсы:

1.Обобщение изученного в разделе «Словообразование» 6 класс

http://www.festival.1september.ru/artides/313178

2.Урок в 6 классе по теме «Словообразовательный разбор».

http://www.festival.1september.ru/artides/569306

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here