Урок русского языка в 6 классе
«Суффиксы имён существительных с увеличительным и уменьшительным значением»
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
— вспомнить род имен существительных и основные правила определения рода;
— научиться: определять род имен существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами и правильно выбирать окончания;
— развить способности делать выводы и обобщать;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. — Давайте посмотрим друг на друга. Как можно разделить наш класс? Правильно: на мальчиков и девочек. — Давайте вспомним, на какие рода делятся имена существительные? М.р. Ж.р. Ср.р. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 2.Объявление темы урока. Целеполагание. Тема нашего урока — «Род имен существительных». Вы уже много знаете по этой теме, но сегодня мы научимся определять род существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами, а также научимся правильно писать окончания таких слов. 3.Мозговой штурм. Обсуждение с классом: 1. Род имен существительных — морфологический признак. 2. Как определить, к какому роду относятся одушевленные и неодушевленные предметы, что означают понятия: «одушевленный» и «неодушевленный». 3. Окончания, которые указывают на род. 4. Правило: «ь» в существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий. 5.Назовите типы склонений имён существительных. Приведите примеры. 6.Как определить падеж существительного? 7.Расскажите о несклоняемых существительных. 8.Как определить род несклоняемых имён существительных?
|
На доске написано:
Классная работа. Род имен существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами.
Отвечают на вопросы.
| Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. 4.Анализ предложения. Локоткову удавалось входить в доверие к учителю французского языка и коварно выводить его на посмешище, уверяя его во время перевода, что сказать: у рыб нет зубов невозможно, а надо говорить: или у рыбей нет зубей, или у рыбов нет зубов и т.п. — Какие формы Р.п. мн.ч. существительных рыба и зуб, употреблённых в тексте, не соответствуют нормам русского языка? — Выполните морфемный разбор слова посмешище. |
Работают с предложением. |
|
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз)
| Выполняют упражнения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания 5.Работа над новой темой. — Ребята, а вы знаете, что в разных странах род у существительных, обозначающих один и тот же предмет, может быть разным? Конечно, во всех странах слово мальчик — мужского рода, а девочка – женского. Но вот с животными и неодушевлёнными предметами по-другому. Например, в Испании слово дом – женского рода, а книга – мужского. Кстати в испанском языке вообще нет среднего рода.
В Английском языке все животные среднего рода (хотя они одушевленные), слово корабль – женского. — Чтение теории учебника на стр. 183-184 — Расскажите об окончаниях существительных с уменьшительным и увеличительным значением суффиксов. Выполнение упр. 235. Знакомство с теорией № 5.Окончания русских фамилий и названия населённых пунктов на –ин, -ын, -ов, -ев в Т.п. ед.ч. Выполнение упр. 236, 237 (у).
|
Слушают учителя.
Работают с теорией учебника.
Выполняют упражнение, при проверке оценивают себя.
| Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
5.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия
— Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.
Домашнее задание: § 28, словарный диктант.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?
| Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|