Урок русского языка в 6 классе

«Суффиксы имён существительных с увеличительным и уменьшительным значением»

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

вспомнить род имен существительных и основные правила определения рода;

— научиться: определять род имен существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами и правильно выбирать окончания;

— развить способности делать выводы и обобщать;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

— Давайте посмотрим друг на друга. Как можно разделить наш класс?

Правильно: на мальчиков и девочек.

— Давайте вспомним, на какие рода делятся имена существительные?

М.р. Ж.р. Ср.р.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2.Объявление темы урока. Целеполагание.

Тема нашего урока — «Род имен существительных». Вы уже много знаете по этой теме, но сегодня мы научимся определять род существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами, а также научимся правильно писать окончания таких слов.

3.Мозговой штурм.

Обсуждение с классом:

1. Род имен существительных — морфологический признак.

2. Как определить, к какому роду относятся одушевленные и неодушевленные предметы, что означают понятия: «одушевленный» и «неодушевленный».

3. Окончания, которые указывают на род.

4. Правило: «ь» в существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий.

5.Назовите типы склонений имён существительных. Приведите примеры.

6.Как определить падеж существительного?

7.Расскажите о несклоняемых существительных.

8.Как определить род несклоняемых имён существительных?

На доске написано:

Классная работа.

Род имен существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Отвечают на вопросы.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

4.Анализ предложения.

Локоткову удавалось входить в доверие к учителю французского языка и коварно выводить его на посмешище, уверяя его во время перевода, что сказать: у рыб нет зубов невозможно, а надо говорить: или у рыбей нет зубей, или у рыбов нет зубов и т.п.

— Какие формы Р.п. мн.ч. существительных рыба и зуб, употреблённых в тексте, не соответствуют нормам русского языка?

— Выполните морфемный разбор слова посмешище.

Работают с предложением.

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо 5–10 раз)

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

5.Работа над новой темой.

Ребята, а вы знаете, что в разных странах род у существительных, обозначающих один и тот же предмет, может быть разным? Конечно, во всех странах слово мальчик — мужского рода, а девочка – женского. Но вот с животными и неодушевлёнными предметами по-другому.

Например, в Испании слово дом – женского рода, а книга – мужского.

Кстати в испанском языке вообще нет среднего рода.

В Английском языке все животные среднего рода (хотя они одушевленные), слово корабль – женского.

— Чтение теории учебника на стр. 183-184

— Расскажите об окончаниях существительных с уменьшительным и увеличительным значением суффиксов.

Выполнение упр. 235.

Знакомство с теорией № 5.Окончания русских фамилий и названия населённых пунктов на –ин, -ын, -ов, -ев в Т.п. ед.ч.

Выполнение упр. 236, 237 (у).

Слушают учителя.

Работают с теорией учебника.

Выполняют упражнение, при проверке оценивают себя.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

5.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

Рефлексия


— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.

Домашнее задание: § 28, словарный диктант.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here