Урок русского языка для 6 класса «Притяжательные местоимения»

Тема урока: Притяжательные местоимения.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс: 6

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

— сформировать понятие о притяжательных местоимениях;

— вырабатывать умение употреблять притяжательные местоимения в речи;

— закрепить умение дифференцировать личные, возвратное, притяжательные местоимения;

— отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

— Что называется местоимением?

— Какие разряды местоимений вы знаете?

— Каким членом предложения может быть местоимение?

— Какие личные местоимения вы знаете?

— Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?

— Как изменяются личные местоимения?

— Что вы знаете о возвратном местоимении себя?

— Какова особенность возвратного местоимения?

— Назовите притяжательные местоимения.

— На что указывают эти местоимения?

3. Морфологический разбор местоимений.

— Выполните морфологический разбор местоимений: я, себе, они.

Отвечают на вопросы.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.

Подлежащим, дополнением, определением.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Потому что обозначают лицо, человека, животное.

Они изменяются по падежам. Местоимение он изменяется по родам.

Возвратное местоимение себя указывает на то лицо, о котором говорят.

Оно не имеет именительного падежа и форм рода и числа.

Мой, твой, наш, ваш, свой.

Они указывают какому лицу принадлежит предмет.

Выполняют морфологический разбор местоимений.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

4. Работа по теме урока.

На доске записаны словосочетания в два столбика:

Папина шляпа моя шляпа

Волчий хвост твоя коса

Воронье гнездо наш дом

— Определите, в каком столбике записаны имена прилагательные, а в каком – местоимения.

— Правильно. Местоимения, обозначающие как притяжательные прилагательные принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо, называются притяжательными местоимениями. Они склоняются как имена прилагательные.

5. Работа с таблицей.

— Некоторые формы личных местоимений (например, формы Р.П. личного местоимения 3 лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, т.е. выступать в роли притяжательных местоимений.

— Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их представим в таблице.

Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их.

Личное местоимение

Притяжательное местоимение

1.Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Она спросила его о поездке.

1.Отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».

Его сестры долго не было.

2.В предложении является дополнением.

2.В предложении являются определениями.

3.Если добавить предлог, появляется начальная буква Н.

Спросил его.

Спросил у него.

3.С тем же предлогом начального буквы Н нет.

Спросил его сестру.

Спросил у его сестры.

Работают со словосочетаниями, определяют местоимения, объясняют свой выбор.

Заносят таблицу в словарики для запоминания наизусть.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

6. Самостоятельная работа.

Просклоняйте местоимения мой, наш, ваш, их, ее, его.

7. Работа с учебником.

Упр. 22 (работа с отрывком из рассказа Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса»)

— Выпишите все встретившиеся формы притяжательного местоимения мой вместе с существительными, к которым они относятся. Можно ли по этим существительным определить род, число и падеж местоимений? Докажите. Обозначьте лицо, на которое указывают данные местоимения.

— Сделайте морфологический разбор одного из местоимений.

— Кому на самом деле принадлежит все то, что перечисляет Барбос? Напишите, чья кровать, чей буфет, чье варенье, чьи все вещи. Охарактеризуйте непостоянные морфологические признаки (род, число, падеж) притяжательных прилагательных, которые вы использовали в ответах. Сравните эти признаки с непостоянными морфологическими признаками притяжательных местоимений и сделайте вывод.

8. Работа с рубрикой «Говорим правильно».

Стр. 22-24 учебника.

9. Творческое задание.

Выполнение упр. 23

— Представьте, что к вам в гости приехали друзья, которые никогда не были в вашем городе (селе). С какими местными достопримечательностями вы их познакомите? Что им покажете? Напишите об этом, используя притяжательные местоимения наш, наша, наше, наши. Укажите падежные формы, в которых вы употребите эти местоимения.

— Используя притяжательные местоимения ваш, ваша, ваше, ваши в разных падежных формах, составьте и запишите вопросы, которые обычно задают гости города (села) его жителям.

Выполняют задание самостоятельно письменно. После выполнения, осуществляется устная проверка.

Выполняют анализ отрывка из рассказа Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

Отвечают на вопросы, рассуждают, выполняют задание в парах.

Характеризуют непостоянные морфологические признаки притяжательных прилагательных, сравнивают с непостоянными морфологическими признаками притяжательных местоимений, обобщают, делают выводы.

Работают с рубрикой, следят за произношением.

Выполняют творческое задание в парах, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Домашнее задание. § 4 упр. 24 (употребить притяжательные местоимения в нужной форме в предложениях, подчеркнуть данные местоимения как члены предложения, указать род, число, падеж).

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here