Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание НЕ с глаголами»
Цели:
-
Познакомить учащихся новой для них темой – правописание частицы не с глаголами, формировать у учащихся навыки правописания частицы не с глаголами, учить находить глаголы в тексте.
-
Развивать умения и навыки коллективной и индивидуальной работы, способствовать развитию и закреплению навыков самостоятельной работы, концентрировать внимание на материале урока через постановку проблемных вопросов.
-
Воспитывать умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, расширять кругозор.
1.Организационный момент
Здравствуйте, рада приветствовать всех на нашем уроке.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Новая тема
— Сегодня раскрыть тему урока нам поможет работа со сказкой.
— В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала . За это прозвали её Рёва. Каждый день между царём и дочкой происходил один и тот же диалог:
— Улыбнись!
— Не буду!
— Вытри слезы!
— Не хочу!
— Значение каких слов вам непонятно?
— Какая часть речи передает действие в тексте?
— назовите глаголы.
— выпишите эти глаголы в тетради.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ ДАТЫ.
Жил, была, рыдала, прозвали, происходил, улыбнись, не буду, вытри, не хочу.
— Докажите, что выписанные вами части речи являются глаголами
— Есть ли глаголы которые отличаются от других глаголов?
( есть глаголы с не)
— Это маленькое слово называется частицей.
— На что указывает эта частица.
— (на отрицание действия)
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Понаблюдайте за этими глаголами, сделайте вывод и сформулируйте правило!
— Сегодня будем работать над правописанием частицы НЕ с глаголами.
Вывод: Запомните! Не пишется с глаголами отдельно.
ПРАВИЛО!
— Давайте посмотрим , что говорится в учебнике по нашей теме (с.207).
— Значит как пишется НЕ с глаголами?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ ТЕМЫ УРОКА.
— Прочитайте текст, записанный на экране:
От слез Рёвы не росли цветы, не пели птицы. Даже кузнечик не трещал в траве.
-Выпишите не с глаголами, подчеркните частицу не.
(Продолжение сказки.)
5. Словарная работа
— Рёва затихала всего на несколько минут, когда заглянула в библиотеку и увидела слова, а прочитать не могла. Давайте поможем расшифровать слова.
Зашифрованные слова. Работа в парах.
Мастер
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
а | е | м | р | с | т |
3 1 5 6 2 4 ______________________________
|
Продавец
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а | в | д | е | о | п | р | ц |
6 7 5 3 1 2 4 8 __________________________
|
Беречь
2 | 3 | 5 | 6 | |
Б | Е | Р | Ч | Ь |
1 2 3 2 5 6
______________________________________
Какое слово лишнее?
Почему?
— образуйте от слов мастер, продавец однокоренные слова-глаголы.
Мастер- мастерит
Продавец- продает
Беречь
Запись в тетрадях этих слов.
6. Закрепление.
И вот однажды РЕВА совсем заупрямилась и спряталась от всех в шкафу. А там пословицы.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!
Составьте пословицы, объясните их смысл.
Кто (не) работает, (не) сидеть на печи.
Есть калачи — торопись делом.
(Не) спеши языком, что можно сделать сегодня.
(Не) откладывай на завтра то, тот (не) ест.
-Перед какой частью речи стоит не? Как пишется с глаголами?
– Запишите одну понравившуюся пословицу, раскрывая скобки.
– Прочитайте глаголы с НЕ.
– Как написали эти слова, почему?
7. Работа со словами исключениями.
Закончила Рёва работу и опять зарыдала. Рассердился царь-отец.
(Текст на экране) Негодует царь на дочку: «Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?»
—Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Что интересного вы заметили в написании этих слов? Может автор допустил ошибку?
Давайте попробуем употребить слова без НЕ ( негодует, не хотел)
Вывод: Запомните! В глаголах ненавидеть, негодовать, нездоровится не пишется слитно. Это слова-исключения, их надо запомнить. НЕ с глаголом пиши раздельно, Например: не хотел, не знал. Только помни об исключениях: Ненавидел, негодовал.
Работа над значением слов :негодует, ненавижу, нездоровится( толковый словарь)
!!!!!!!8. Закрепление.
— А что же делает наша Рёва? Она заканчивает последнее задание, которое ей дал батюшка. Вот оно:
Нужно разделить слова в два столбика.
(Не)навидеть, ( Не) решает, ( не) бегает, (не)здоровиться, ( не) боится,
(не)годовать, ( не) знает
9. Закрепление
— Ребята, вам нравятся если плачут
— Давайте, напишем указ из одних глаголов с частицей не, повелевающий Рёве перестать плакать.
Не реветь!
Не киснуть!
Не плакать!
Не грустить!
Не тосковать!
10. Домашнее задание
— Ребята вам понравилась сказка, нужно дома
1) Придумать сказку используя глаголы с НЕ.
2) Вставьте в пословицах, где нужно частицу НЕ
Стыдно знать, стыдно учиться.
Кто стыдится спрашивать, узнает многое.
После драки кулаками машут.
Учи рыбу плавать.
Без труда вынешь рыбку из пруда.
Дружба, что стекло, расколешь – склеешь.
— Вот, ребята, у царя и Ревы поднялись настроения
10. Итог урока.
-А теперь я хочу знать о ваших настроениях
Расскажите по схеме:
Я научился …..
Я узнал ……
Мне понравилось…..
Мне было трудно …..
11. Оценивание