Баннова Ольга Николаевна ,МОАУ «Средняя общеобразовательная школа№10»,г.Оренбурга.
«Учиться – значит учить себя».
План урока.
-
Формулировка целей.
-
Организационный момент.
-
Подбор для учащихся вопросов и заданий для этапа актуализации необходимых знаний и действий.
-
Извлечение учащимися блоков информации из текста нового параграфа , выделение главного и фиксирование его в виде логической цепочки.
-
Выделение материала , поясняющего каждое звено логической цепочки.
-
Построение опорного конспекта в виде кратких записей .
-
Задания для итогового и контрольного этапов урока.
-
Самооценка учащимися своих работ.
-
Подведение итогов.
Цели:
-«получить» учащихся , усвоивших , что предложения с таким сказуемым , которое имеет форму 3 лица мн. ч. Или форму прошедшего времени , называются неопределённо-личными .
-« получить»учащихся , научившихся находить односоставные предложения , определять вид односоставного предложения, демонстрировать на конкретном примере применение знаний.
Оборудование: Учебники , тетради , ручки , карандаши ,словари, карточки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Формулировка целей.
Ребята , сегодня мы с вами продолжим вести разговор об односоставных глагольных предложениях.
-Что вы знаете об односоставных предложениях ?
-На какие группы делятся глагольные односоставные предложения ?
-Что представляет их себя определённо-личное предложение?
Ан доске записана тема урока « Неопределённо-личные предложения», и вы должны самостоятельно к концу урока разобраться в ней .
Вам нужно узнать:
-
Какие предложения являются неопределённо-личными.
-
Как определить, что данное предложение является неопределённо-личным.
-
Научиться демонстрировать алгоритм определения вида односоставного предложения.
( Эта часть урока нужна для того , чтобы учащиеся знали , в каком направлении они должны продвигаться и что от них требуется .Добившись в конце цели , они получают удовлетворение от того , что справились с поставленной задачей.)
Тему урока и его цель , пожалуйста ,запишите в словарь.( Пауза).
Чтобы успешно справиться с поставленной задачей , мы должны вспомнить пройденный материал.
III.Актуализация необходимых знаний.
-Что вы должны вспомнить –всё указано в карточках .( Работа по карточкам , в группах)
Карточка.
-Чем односоставное предложение отличается от двусоставного?
— На какие две группы делятся односоставные предложения?
-Какие предложения мы назовём определённо-личными?
-Приведите примеры односоставных предложений.
Готовьтесь.
Затеем учащиеся отвечают.( После ответа каждого ученика на вопросы их карточки выставляются оценки .При этом выделяется усердие каждого ученика , это очень важно.)
-По вашим ответам я убедилась ,что вы готовы к работе.
IV.Извлечение информации из текста параграфа
-Молодцы! Откройте учебники и найдите п.19.
-Прочитайте весь текст. При этом в словарь запишите те вопросы , которые мы изучали раньше и которые вы забыли.
-Назовите выписанные вопросы.
-Кто может ответить на них по существу?
-Если затрудняетесь , ничего страшного. Я предлагаю вам обратиться к п.17, где вы можете найти ответы.
(выслушивание ответов)
V.Выделение материала, поясняющего каждое звено цепочки.
А теперь « идем» дальше Прочитайте текст ещё раз и попробуйте выделить из него главное и расположить в логическую цепочку.
( Неопределённо-личные__ односоставные предложения__ со сказуемым__ форма 3 лица мн. ч. прошедшее время.)
Эту цепочку запишите в словарь.
-Читаем вслух главные мысли , изложенные в тексте параграфа в порядке их расположения.
— Молодцы! Я рада за вас. А теперь найдите в тексте пояснения к этим мыслям.
А сейчас послушаем, что вы узнали.
-Какие предложения называются неопределённо-личными?
-Приведите пример неопределённо-личного предложения.
-Докажите , что оно неопределённо-личное.
На уроке неоднократно прозвучал термин «неопределённо-личные». Историю об односоставных неопределённо-личных предложениях и людях ,которые занимались изучением этого вопроса расскажет ученик вашего класса.
( Дополнительная информация. Материал готовится заранее .Учащиеся слушают сообщение и делают себе пометки )-Давайте скажем «спасибо» за интересный рассказ.
(Самостоятельно подготовленный доклад -ещё один способ «добывания» знаний.)
VI.Построение опорного конспекта.
А теперь суммируем всё сказанное в виде опорного конспекта.
VII.Закрепление.
-Ребята, сегодня мы с вами узнали ещё об одном виде односоставных предложений , и в этом- большая заслуга вас самих. А теперь ещё раз пройдёмся по всему материалу.( Работа в группах )
1)В палате её долго вспоминали его рассказы.2)На балконе соседней дачи зажгли свет.3)Ведут ко мне коня.4)Выступление нашего хора будут транслировать по радио.
-Определить в каких формах употреблено сказуемое в предложениях.
1) На площади строители возводят здание нового театра.2)Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.3)На заводе рабочие изготовляют подшипники.4) В институте научные сотрудники проведут ряд экспериментов.
-Определите вид данных предложений по строению грамматической основы.
-Перестройте двусоставные предложения в односоставные неопределённо-личные.
Словарная работа
ЭКСПЕРИМЕНТ.
Подводя итог урока , я хочу сказать: то , что было намечено, мы успешно выполнили. Я вижу по вашим ответам и по тому как вы выполняли задания .Мне понравилось ,как вы сегодня работали, как дополняли друг друга.
VIII.Самооценка
-А сейчас каждый из вас попробует сам оценить свои знания.
( Наступает этап самооценки учащихся . Затем результаты оглашаются)
Похвально , что вы оценили себя скромно. Думаю , что у многих из вас возникло желание работать лучше. Благодарю всех за полезный и хороший труд. До свидания!