Тема: Имя существительное. Повторение.

Цели и задачи: Закреплять знания детей об имени существительном. Совершенствовать умение изменять существительные по числам, определять род существительных, анализировать и делать самостоятельно выводы. Способствовать развитию грамотного письма, развитию речи, фонематического слуха, произвольного внимания, навыков адекватной самооценки.

Способствовать воспитанию организованности, дисциплинированности на уроке, интереса к изучению русского языка., самостоятельности в поисках информации.

Ресурсы: карточки для работы в группах, карты Казахстана, бейджики, толковый словарь, презентация, пульты к системе работы в Актив Студии, опорные слова, ил – ции для составления «фоторобота».

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия детей

1 Психологический настрой.

Грамоте учиться-

Всегда пригодиться.

Будем правильно сидеть

И внимательно смотреть.

Буквы правильно писать,

На вопросы отвечать.

Нужно многое узнать

И пятёрки получать.

Слайд 1

Дети стоят у парт и проговаривают слова вместе с учителем.

2 Создание ситуации успеха.

Собери пословицу и Ты узнаешь девиз нашего урока.

Один , поле, воин, в, не.

Объясни, как вы её понимаете.

Слайд 2

Дети, переставляя слова, собирают пословицу:

(Один в поле не воин.)

3 Целеполагание.

1 Сегодня пришло сообщение от министра внутренних дел.    

-Исчезла часть речи, которую решили представить к награде.

-Как вы думаете, почему исчезла часть речи? И почему её решили наградить? Слайд3

Приказ: Отыскать пропавшую часть речи и

доставить для награждения.

2 Я предлагаю организовать детективное

Слайд 4

агентство и разыскать пропавшую часть речи. А вы сегодня будете детективами.

А кто такие детективы? Откуда это можно узнать? Найдите в словаре.

Какими должны быть детективы?

Что должны знать?

Что уметь?

Каждый из вас получает свою должность.

Рассуждения детей.

(Может эта часть речи герой? А герои хвастать своими достижениями не привыкли.)

Дети в словарях ищут значение

слова «детектив».

4 Выдвижение гипотезы и

Построение плана работы.

Как вы думаете, нужна ли нам потеряв-шаяся часть речи?

Слайд 5

1 Допустим, что потерявшаяся часть речи нам необходима в русском языке и является героем.

Доказать важность и значение части речи.

2 Раз мы детективы и проводим расследование, давайте построим план своей работы.

Слайд 6

Что ищут детективы и будем искать мы? (улики)

Что нужно будет составить? (фоторобот)

Рассуждения детей.

Совместное составление плана.

5 Исследование – расследование.

1) Письмо.

2) Работа по следственным группам.

3) Физминутка.

4) Работа в парах.

5) Работа над развитием речи.

Опытные оперативники заводят дело и ведут расследование.

Итак открываем дело, свои тетради.

1 Записываем число, с которого начинаем вести следствие.

__ дек…бря- объяснить орфограммы.

Кла…ная р…бота.- объяснить орфограммы.

2 Минутка чистописания.

-И а р -дайте характеристику звукам

( записать по 1 букве) составьте слова из этих букв. (Ира — напишите полное имя- Ирина, Иа, ар- кто знает)

— улика- добавьте 1 букву так, чтобы это слово стало одушевлённым ( улитка). Поставь ударение.

3 Следователям часто приходится разгадывать тайны и загадки. И нам придётся разгадать ребусы и отыскать 1 улику.

Словарь: слайд 7

П…рог, м…роз, т…релка, б…г..тырь, л..мон.

Проверьте.

— Что обозначают все эти слова? (предметы)

Это будет 1 УЛИКА – ч.р. обозначает предмет

4 Нам нужно записать в дело свои предположения, кто и когда мог исчезнуть. Используя словарные слова.

В это время тайные агенты нашего агентства будут разрабатывать свои версии. (работа по синим карточкам)

— Пока работают Т. А., проведём исследование предложения. Разобрать предложение по членам предложения.

1 -Ваши тайные агенты собрали несколько улик. Вам сейчас нужно их проработать всей оперативно-следственной группой. Распределить и записать слова в два столбика.

Проверка. Докладывает главный оперативник (ученик) координатору (учителю)

— Какую улику вы нашли?

2 УЛИКА- одушевлённые и неодушевлённые.

2 Нам нужно определить место поисков и исследовать местность. Поэтому вы отправляетесь в «командировку»

Исследовать местность.

1группа – города Казахстана

2группа – реки

3 группа – озёра

4группа – города

5группа – реки

6группа –озёра

7группа- моря

Докладывает старший следователь.

Нашли следующую улику? Какая?

3 УЛИКА — часть речи может быть собственной или нарицательной

Слайд 8

Часть речи решила не привлекать к себе внимание и запутала следы.

Работа с деформированным текстом.

Исправь ошибки и восстанови текст.

Проверка. Докладывает криминалист.

Какую улику обнаружили? Как изменялись слова?

4 УЛИКА- ч. р. изменяется по числам.

У следователей было дополнительное задание, представить несколько версий.

Объясни по какому признаку разделили в 3 столбика?

Почему эти слова можно назвать героями?

Дополните их своими версиями ( по 1-2 примеру) Выдели окончание.

пограничник вода солнце

воздух мама дерево

президент земля море Слайд 9

Докладывает тайный агент.

Объясни, можно ли эти предметы считать героями и почему. Докажи.

Какую улику нашли?

5УЛИКА- ч.р. имеет род. М, Ж,С.

Запись числа и классной работы. Комментируют написание и объясняют орфограммы.

Дети записывают буквы, дают их характеристику. Составляют и записывают слова. Находят самое красивое слово.

Записывают слово, изменяют его на одушевлённое.

Разгадывают ребусы и записывают словарные слова. Комментируют орфограммы.

Взаимопроверка

Составляют совместно с учителем 1 часть фоторобота.

Записывают предложение:

Богатырь исчез в сильный мороз.

«Тайные агенты» выписывают из данных слов, слова, обозначающие предметы.

Разбирают по членам предложения.

Обсуждение в группе. Распределение слов в два столбика по вопросам кто? что?

Записывают слова в два столбика.

Делают вывод, что часть речи может быть одушевлённой и неодушевлённой.

Составляют совместно с учителем 2 часть фоторобота.

Получают карту поиска (карта Казахстана)

Записывают 3 словосочетания.

Объясняют как записали почему.

Составляют совместно с учителем 3 часть фоторобота.

Дети выполняют зарядку под музыку.

Исправляют ошибки в тексте.

Составляют совместно с учителем 4 часть фоторобота.

Устно приводят примеры, распределяя по родам.

Доказывают за что можно наградить эти предметы.

Составляют совместно с учителем 5 часть фоторобота.

6 Итог работы.

Итак, давайте ещё раз просмотрим все улики, которые у нас имеются.

1 Улики:

Обозначает ПРЕДМЕТ

Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Может быть ОДУШ. и НЕОДУШ.

Является СОБСТВ. или НАРИЦ,

Изменяется ПО ЧИСЛАМ

Имеет РОД

-Какая же часть речи исчезла? (сущ.)

— За что её хотят наградить? (делает нашу речь правильной, красивой)

2-Посмотрите на фоторобот. Кого он вам напоминает? (вас) Почему? (дети- это имя существительное)

-Подберите существительные к фотороботу.

Повторяют признаки существительного.

Рассуждения.

Подбирают существительные –ДЕТИ, РЕБЯТА.

7 Закрепление.

Вам нужно закрыть и сдать дело в архив.

Но прежде ещё раз всё проверить.

Тест « Имя существительное» в ActivStudio

Вот закончились дела
Подвести итог пора.
Хорошо вы потрудились
И все в сыске отличились

Какая же была тема урока? (сущ.)

Мы что-то узнали нового? (повторяли)

Закрывают тетради.

Выполняют тест.

8 Оценивание и рефлексия.

Часть речи мы вернули. А вам полагается ли награда? За что?

Какая награда? (оценки за работу)

Оцените свою работу в «рефлексивном блокноте».

-Понравилось ли вам быть детективом? Чем вам понравилась эта работа?

Закончим урок пословицей: Кончил дело –гуляй смело! Слайд 10

Рассуждения.

Заполнение «рефлексивного дневника».

Прикрепляют свой смайлик настроения на «Детективное агентство»

      

Выпиши слова, обозначающие пре-

меты.

Кот, сад, делает, красивый, дети,

белый, стол.

Выпиши слова, обозначающие пре-

меты.

Стул, рыба, играет, большой, ребята,

высокий, сумка

Выпиши слова, обозначающие пре-

меты.

Птица, ручка, пишет, чёрный, люди, красивый, диск.

Выпиши слова, обозначающие пре-

меты.

Собака, лист, думает, зелёный, звери, тёмный, пульт.

Выпиши слова, обозначающие пре-

меты.

Медведь, лопата, стирает, большой, птицы, красный, карандаш.

Выпиши слова, обозначающие пре-

меты.

Человек, книга, рисует, красивый,

дети, золотой, стул.

Выпиши слова, обозначающие пре-

меты.

Бабочки, тетрадь, рисует, высокий, жираф, низкий, карта.

Ф.И. ___________________________Число_______

русский

математика

познание

литература

изо

1 Урок понравился.

2 Было интересно.

3 Мне было не интересно.

4 Я доволен своей работой.

5 Я хотел бы работать лучше.

6 Я не мог справиться с самостоятельной работой

7 Я не всё понял.

8 Мне нужна была помощь.

9 Я мог бы помочь соседу.

10 Мне нужно постараться.

Ф.И. ___________________________Число_______

русский

математика

познание

литература

изо

1 Урок понравился.

2 Было интересно.

3 Мне было не интересно.

4 Я доволен своей работой.

5 Я хотел бы работать лучше.

6 Я не мог справиться с самостоятельной работой

7 Я не всё понял.

8 Мне нужна была помощь.

9 Я мог бы помочь соседу.

10 Мне нужно постараться.

Ф.И. ___________________________Число_______

русский

математика

познание

литература

изо

1 Урок понравился.

2 Было интересно.

3 Мне было не интересно.

4 Я доволен своей работой.

5 Я хотел бы работать лучше.

6 Я не мог справиться с самостоятельной работой

7 Я не всё понял.

8 Мне нужна была помощь.

9 Я мог бы помочь соседу.

10 Мне нужно постараться.

Ф.И. ___________________________Число_______

русский

математика

познание

литература

изо

1 Урок понравился.

2 Было интересно.

3 Мне было не интересно.

4 Я доволен своей работой.

5 Я хотел бы работать лучше.

6 Я не мог справиться с самостоятельной работой

7 Я не всё понял.

8 Мне нужна была помощь.

9 Я мог бы помочь соседу.

10 Мне нужно постараться.

Исправь ошибки в выделенных словах и восстанови текст.

В заповедниках обитают животный, которых осталось мало на землях. Их истребляют охотник.

Исправь ошибки в выделенных словах и восстанови текст.

Нурсултан Назарбаев – первый президенты Казах-стана. Он со своими помощ-ник создал много важных закон для своих граждан.

Исправь ошибки в выделенных словах и восстанови текст.

Дерево дают нам чистый воздух. Лист выделяют кислород, а поглощают углекислый газы.

Исправь ошибки в выделенных словах и восстанови текст.

Проливной дожди размыл дорогу. Автобусы застрял в пути. Ребёнок не смогли добраться до школы.

Исправь ошибки в выделенных словах и восстанови текст.

Наступила зимы. На улице потрескивает сильный морозы. Деревья нарядились в белые шуба.

Исправь ошибки в выделенных словах и восстанови текст.

Белки сидит на дереве и гры-

зёт шишку. У неё длинный и пушистый хвосты. На красивой головке у белки чёрные глаз.

Исправь ошибки в выделенных словах и восстанови текст.

Наступила весна. Из дальних стран прилетели ласточка. Осмотрели свои старые гнёздо. И стали их восстанав-ливать. Через несколько недель в гнезде появились маленькие птенчик.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here