Урок русского языка во 2 классе

«Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова»

Цели:
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Оборудование:

карточки для словарной работы;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
— Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
2. Цели урока (психологическая минутка).
— Вы любите преодолевать трудности?
— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
3. Чистописание:
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, читают хором:
А сейчас, мы проведем минутку правильного и красивого письма. Приготовьтесь.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
— Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
— Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
— Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
— Где может стоять второй знак (в конце слова)
— Итак, сначала все пропишем в воздухе.
— Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.
— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

На доске у меня записана пословица. Прочтите ее.

Жить – Родине служить.

А теперь спишите пословицу, подчеркнув орфограммы.


4. Словарная работа:
Как называются эти слова? (словарные)
— Почему (проверяем по словарю).
— Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
— Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
— А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
— Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто? Что?
учитель тетрадь
девочка пальто
медведь морковь
мальчик коньки
— Проверяем работу на доске.
— Какие слова отвечают на вопрос Кто?
— Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
— Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.
— Хорошо. А какое слово в первом столбике как- будто лишнее? (девочка)
— Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)
— Молодцы.

-Так кто же догадался, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

— Итак, цель нашего урока– закрепить умения писать слова с мягким знаком

-Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
— у неё нет собственного звука,
— но может влиять на звук, стоящий перед ней,
— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

5.Физкультминутка

6. Работа на карточках.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
— У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) — на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
— Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
— А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
7.Работа по учебнику

Самостоятельное выполнение упражнения № . Проверка.

8. Итоги урока.
— Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
— А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
— Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка.

— Спасибо всем. Урок закончен.



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here