Урок русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний»
(Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина )
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: углубление представлений об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины),
Задачи: организовать наблюдение над одушевлёнными существительными – названиями животных (звери, птицы, рыбы, насекомые). Формировать орфографическую зоркость обучающихся, развивать речь, мышление, внимание, развивать коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
— Мы начали изучать части речи. О какой части речи говорится в стихотворении?
Давно живу на свете этом,
Даю название предметам.
Слайд № 1.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— А что вы знаете об имени существительном?
— Сегодня на уроке вы пополните свой багаж знаний об имени существительном.
Словарная работа
— Дайте названия предметам. Внимание на слайд (Слайд № 2.). (Появляются картинки.)
Мужчина, велосипед, компьютер, женщина, ворона, аттракцион, обезьяна, конфеты.
Слова записываем самостоятельно.
— А теперь проверьте сами себя. (Слайд № 3.) Если нет ошибок, на полях поставьте букву М – молодец, 1 ошибка – Х – хорошо, если больше – П – подучить.
— Что вы можете сказать об этих словах? На какие группы можно разделить эти существительные?
— По какому признаку я поделила слова на группы: Слайд № 4
Мужчина велосипед
Женщина компьютер
Ворона конфеты
Обезьяна аттракцион
(живые) (неживые)
3. Первичное усвоение новых знаний.
— На какие вопросы отвечают слова 1 столбика? 2 столбика?
Почему одни слова отвечают на вопрос ЧТО?, а другие на вопрос КТО?
— Как называются такие слова? (предположения обучающихся)
— Где вы можете проверить свои предположения?
— Давайте проверим, прочтём правило в учебнике на с. 82.1
— Какие существительные называются одушевлёнными? Неодушевлёнными?
— Впервые термин «одушевлённость» пришёл в науку 335 лет назад. Его ввёл английский учёный Ральф Кедворт (Слайд № 5). До этого лишь были понятия «живое — неживое».
4. Первичная проверка понимания
1) Работа в парах.
— Прочтите задание к упр 2.
Упражнение 2.
Прочтите слова. Выпишите отдельно имена существительные, обозначающие профессии, отдельно остальные слова. Поставьте ударение в словах.
Девочка, учитель, мучина, дети, шофёр, почтальон, лётчик, ребята, строитель, подросток, юноша, врач, женщина, мальчик.
— Договоритесь в парах, кто какие слова будет выписывать. Что ещё надо сделать?
Проверка:
— Кто выписывал профессии? Прочитайте, назовите орфограммы.
— К каким существительным относятся эти слова? Почему? (обозначают людей)
— Кто выписывал остальные слова? Прочитайте, назовите орфограммы.
— К каким существительным относятся эти слова? Почему? (обозначают людей)
— Сделаем вывод: слова, обозначающие людей — …..(относятся к одушевлённым существительным)
2) Первичное закрепление.
Комментированное письмо.
— Какие ещё слова относятся к одушевлённым существительным?
Упр 4 — текст читает учитель.
Животные…Кого ты представляешь за этим словом? Собаку? Может быть, белочку?
А рыбок, мохнатых шмелей, раков представляешь? Ты спросишь: разве они тоже животные? Да. И звери, и птицы, и рыбы, и насекомые, и даже черви – всё это животные.
— Кого мы относим к животным?
Упр 5 выполняется с комментированием у доски, дети получают оценку.
Упражнение 5.
Продолжи запись названий зверей, рыб, птиц.
Насекомые: оса,…….. .
Кто? Рыбы: ёрш, ….. .
Птицы: соловей, …. .
— Это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные? Докажите.
Физминутка
Я буду называть существительные. Если одушевлённое – поднимитесь на носочки, если неодушевлённые – присядьте. «ПТИЦА, ВЬЮГА, ПЕНАЛ, ВОДОПРОВОД, ВОДОПРОВОДЧИК »
Если одушевлённое –руки вверх,, если неодушевлённые – на пояс «СНЕГОПАД, ПАЛЬМА, ЛЫЖНИК, ЛЫЖИ, ЯБЕДА»
3) Работа в печатной тетради.2
— Кроме одушевлённых, какие есть существительные?
— На какой вопрос они отвечают?
– Вопрос на засыпку: к каким существительным относятся растения? (предположения детей).
— Несмотря на то, что растения относятся к живой природе, это неодушевлённые существительные.
Печатная Тетрадь с 30 упр 3 – выполняем самостоятельно. Взаимопроверка в парах.
Задание: распределите имена существительные по указанным группам, покажи стрелочками. Вставь буквы.
Почталь__н одушевлённые чу__ство
Су__ота существительные фу__болист
В__теран неодушевлённые тро__ейбус
Па__ажир существительные шампин__он
— Кто хочет сказать о работе своего соседа?
4) Самостоятельная работа.
Печатная Тетрадь с. 30 упр 4.
Укажи над именем сущствительным буквой «О» — одушевлённое, «Н» — неодушевлённое.
Самая быстрая птица – это сокол. Эту птицу специально используют для охоты. Искусство соколиной охоты очень древнее и, судя по всему, зародилось в Азии.
— Прочтите текст. Как его можно озаглавить? Прочтите задание. Выполните самостоятельно.
Проверка: Прочтите одушевлённые существительные, затем неодушевлённые. В каких словах есть орфограммы?
5. Рефлексия
С какими существительными познакомились?
Образуйте новые слова (Слайды № 6, 7).
Слайд №8.
— Удалось ли пополнить свой багаж знаний об имени существительном? Закончите предложение:
Я не знал……Теперь я знаю……….
Оценивание.
Домашнее задание: с.82 правило, упр 7
1 Русский язык: учебник: в 2ч.: /Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.-М.: АСТ: Астрель, 2012.
2 Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. К учебнику Л.Я.Желтовской «Русский язык». В 2-х частях/ Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.-М.: АСТ: Астрель, 2012.