Урок русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний»

(Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина )

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель: углубление представлений об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины),

Задачи: организовать наблюдение над одушевлёнными существительными – названиями животных (звери, птицы, рыбы, насекомые). Формировать орфографическую зоркость обучающихся, развивать речь, мышление, внимание, развивать коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

— Мы начали изучать части речи. О какой части речи говорится в стихотворении?

Давно живу на свете этом,

Даю название предметам.

Слайд № 1.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— А что вы знаете об имени существительном?

— Сегодня на уроке вы пополните свой багаж знаний об имени существительном.

Словарная работа

— Дайте названия предметам. Внимание на слайд (Слайд № 2.). (Появляются картинки.)

Мужчина, велосипед, компьютер, женщина, ворона, аттракцион, обезьяна, конфеты.

Слова записываем самостоятельно.

— А теперь проверьте сами себя. (Слайд № 3.) Если нет ошибок, на полях поставьте букву М – молодец, 1 ошибка – Х – хорошо, если больше – П – подучить.

— Что вы можете сказать об этих словах? На какие группы можно разделить эти существительные?

— По какому признаку я поделила слова на группы: Слайд № 4

Мужчина велосипед

Женщина компьютер

Ворона конфеты

Обезьяна аттракцион

(живые) (неживые)

3. Первичное усвоение новых знаний.

— На какие вопросы отвечают слова 1 столбика? 2 столбика?

Почему одни слова отвечают на вопрос ЧТО?, а другие на вопрос КТО?

— Как называются такие слова? (предположения обучающихся)

— Где вы можете проверить свои предположения?

— Давайте проверим, прочтём правило в учебнике на с. 82.1

— Какие существительные называются одушевлёнными? Неодушевлёнными?

— Впервые термин «одушевлённость» пришёл в науку 335 лет назад. Его ввёл английский учёный Ральф Кедворт (Слайд № 5). До этого лишь были понятия «живое — неживое».

4. Первичная проверка понимания

1) Работа в парах.

— Прочтите задание к упр 2.

Упражнение 2.

Прочтите слова. Выпишите отдельно имена существительные, обозначающие профессии, отдельно остальные слова. Поставьте ударение в словах.

Девочка, учитель, мучина, дети, шофёр, почтальон, лётчик, ребята, строитель, подросток, юноша, врач, женщина, мальчик.

— Договоритесь в парах, кто какие слова будет выписывать. Что ещё надо сделать?

Проверка:

— Кто выписывал профессии? Прочитайте, назовите орфограммы.

— К каким существительным относятся эти слова? Почему? (обозначают людей)

— Кто выписывал остальные слова? Прочитайте, назовите орфограммы.

— К каким существительным относятся эти слова? Почему? (обозначают людей)

— Сделаем вывод: слова, обозначающие людей — …..(относятся к одушевлённым существительным)

2) Первичное закрепление.

Комментированное письмо.

— Какие ещё слова относятся к одушевлённым существительным?

Упр 4 — текст читает учитель.

Животные…Кого ты представляешь за этим словом? Собаку? Может быть, белочку?

А рыбок, мохнатых шмелей, раков представляешь? Ты спросишь: разве они тоже животные? Да. И звери, и птицы, и рыбы, и насекомые, и даже черви – всё это животные.

— Кого мы относим к животным?

Упр 5 выполняется с комментированием у доски, дети получают оценку.

Упражнение 5.

Продолжи запись названий зверей, рыб, птиц.

Насекомые: оса,…….. .

Кто? Рыбы: ёрш, ….. .

Птицы: соловей, …. .

— Это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные? Докажите.

Физминутка

Я буду называть существительные. Если одушевлённое – поднимитесь на носочки, если неодушевлённые – присядьте. «ПТИЦА, ВЬЮГА, ПЕНАЛ, ВОДОПРОВОД, ВОДОПРОВОДЧИК »

Если одушевлённое –руки вверх,, если неодушевлённые – на пояс «СНЕГОПАД, ПАЛЬМА, ЛЫЖНИК, ЛЫЖИ, ЯБЕДА»

3) Работа в печатной тетради.2

— Кроме одушевлённых, какие есть существительные?

— На какой вопрос они отвечают?

Вопрос на засыпку: к каким существительным относятся растения? (предположения детей).

— Несмотря на то, что растения относятся к живой природе, это неодушевлённые существительные.

Печатная Тетрадь с 30 упр 3 – выполняем самостоятельно. Взаимопроверка в парах.

Задание: распределите имена существительные по указанным группам, покажи стрелочками. Вставь буквы.

Почталь__н одушевлённые чу__ство

Су__ота существительные фу__болист

В__теран неодушевлённые тро__ейбус

Па__ажир существительные шампин__он

— Кто хочет сказать о работе своего соседа?

4) Самостоятельная работа.

Печатная Тетрадь с. 30 упр 4.

Укажи над именем сущствительным буквой «О» — одушевлённое, «Н» — неодушевлённое.

Самая быстрая птица – это сокол. Эту птицу специально используют для охоты. Искусство соколиной охоты очень древнее и, судя по всему, зародилось в Азии.

— Прочтите текст. Как его можно озаглавить? Прочтите задание. Выполните самостоятельно.

Проверка: Прочтите одушевлённые существительные, затем неодушевлённые. В каких словах есть орфограммы?

5. Рефлексия

С какими существительными познакомились?

Образуйте новые слова (Слайды № 6, 7).

Слайд №8.

— Удалось ли пополнить свой багаж знаний об имени существительном? Закончите предложение:

Я не знал……Теперь я знаю……….

Оценивание.

Домашнее задание: с.82 правило, упр 7

1 Русский язык: учебник: в 2ч.: /Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.-М.: АСТ: Астрель, 2012.

2 Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. К учебнику Л.Я.Желтовской «Русский язык». В 2-х частях/ Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.-М.: АСТ: Астрель, 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here