Урок русского языка
во 2 классе
Тема: «Орфограммы в корне слова. Обощение.»
Учитель Солдатова Виктория Николаевна
Цель деятельности учителя:
Учить систематизировать материал о разных проверяемых и непроверяемых орфограммах в корне слова; совершенствовать умения использовать разные способы и приёмы проверки орфограмм.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов;
Метапредметные: р е г у л я т и в н ы е: научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
п о з н а в а т е л ь н ы е : научатся использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
к о м м у н и к а т и в н ы е : научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
Предметные: научатся использовать разные способы и приёмы проверки орфограмм; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
-
Орг.момент.
-
Минутка чистописания
Откройте те тетради, запишите число.
Посмотрите на доску. На доске записаны буквы. Прочитайте их и подумайте, что их объединяет.
а, о, и, е, я
( они гласные, в слабой позиции требуют проверки)
Соедините эти буквы в цепочку и напишите в тетради до конца строки. Соединения букв пишите правильно.
б,в,г,д,ж,з.
Что общего у этих букв?
(они согласные, звонкие, парные. В слабой позиции требуют проверки)
Соедините эти буквы в цепочку и напишите в тетради до конца строки. Правильно соединяйте буквы.
-
Постановка учебной задачи.
Безударная гласная, парная согласная – это орфограмма. А в какой части слова она находится? ( в корне слова)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-
Словарная работа.
В нашем саду выросла яблонька с необычными яблочками. Какую букву нужно вставить в слово. (работа с карточками – обратная связь.)
Капуста, морковь, ромашка, ягода, малина, лимон, осина.
Что объединяет эти слова? (обозначают предмет. Указывают на название растения, непроверяемая безударная гласная)
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании орфограммы в таких словах? (выучить написание таких слов или посмотреть в словаре)
Придумайте предложение с одним из этих слов.
Докажите, что то, что назвал ……………… — это предложение.( слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль)
Запись предложения с комментированием:
Под нашим окном расцвела душистая ромашка.
Выделите грамматическую основу.
-
Повторение о безударных гласных, проверяемых ударением.
Какая орфограмма в словах окном и расцвела?
(окном, расцвела – безударная гласная)
Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на эту букву падало ударение)
-
Физкультминутка.
-
Самостоятельная работа
Прочитайте слова, записанные на доске. На какие две группы можно разделить эти слова? (с безударной гласной проверяемой ударением и слова с безударной гласной непроверяемой ударением – словарные слова)
Снежок, медведь, земля, волна, облако, воробей, зерно, хозяин, семья, плясать, собака, пятёрка, синица, деревня.
1 вариант – с проверяемой безударной гласной
2 вариант – с непроверяемой безударной гласной
Покажите сигналом светофора как вы поняли задание.
Самостоятельное выполнение работы. Самопроверка с доской.
Просигнальте с помощью шарика новогодней игрушки как вы справились с работой.
-
Повторение о парных согласных.
Составьте пословицу по картинке.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Запишите пословицу. Как понимаете смысл этой пословицы. Определите орфограмму в слове рыбка.
SMS
Что обозначают эти буквы?
В нашей жизни мы часто пользуемся отправлением таких сообщений. Очень важно это делать грамотно.
Посмотрите на текст сообщения.
Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвосд, сидел и приговаривал: лофись рыпка мала и велика.
Что вы заметили в этом сообщении. (ошибки в словах)
От какого сказочного героя пришло это сообщение?
Из какой сказки герой?
Кто написал эту сказку?
Найдите на листочках ошибки и исправьте их.
Посчитайте, сколько ошибок в тексте. (5)
Про какую орфограмму забыл волк?
Как её проверить? (изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после согласной шёл гласный иди звонкий согласный)
Сравните свою работу с работой соседа. Оцените свою работу, используя шарики для новогодней ёлки.
-
Работа со словами с непроизносимой согласной.
Посмотрите внимательно на слова. Какое слово заблудилось?
Календарь, сентябрь, праздник, веселье.
Докажите, что заблудилось слово праздник. ( праздник- непроизносимая согласная, остальные слова – безударная гласная)
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной.
(изменить слово так, чтобы эта согласная слышалась отчётливо)
Вспомните ещё слова с такой же орфограммой.
Запись с проговариванием.
-
Итог урока.
Чем занимались на уроке?
Для чего нужно знать написание слов с данными орфограммами? (чтобы грамотно писать)
Сделайте вывод
Своей работой на уроке я ……………..
Урок заставил меня задуматься о ……………….
Мне особенно удалось ……………………..
Для меня стало открытием ………………………….