МКОУ «Ярковская СОШ»
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Части речи».
Подготовила и провела учитель начальных классов Ι квалификационной категории Демина Л.И.
2012
Тема урока: «Части речи».
Цели и задачи: уточнить представления о частях речи, их особенностях; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность, любознательность.
Оборудование: карточки с заданиями разной степени сложности, презентация «Части речи».
Ход урока:
Ι. Оргмомент.
1.Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2.Подготовка рук к письму.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни: (смотрим на ладони)
Вот и эдак, вот и так,
Не обидятся никак. (потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели, (вращение кистями)
И работать захотели (потираем руки).
3. Запишем дату нашего урока.
Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем пчелками. Пчелы живут большими и дружными семьями. В одной семье насчитывают тысячи пчел. Пчелы — прекрасные строители. Они строят соты, в которые приносят мед. К концу лета в каждом улье у пчел начинается подготовка к зиме. Пчелы собирают с почек деревьев клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчелки – строители. Строим аккуратно и красиво.
ΙΙ. Минутка чистописания.
Чч Чк Чн Чу Ча Чл Чм пч чт ча чл чу чк
Мала пчела, да и та работает.
ΙΙΙ. Словарная работа.
Чтобы наполнить соты медом, пчелам нужно много потрудиться, собирая нектар с цветов. Давайте и мы заполним соты нектаром.
Игра «Заполни соты нектаром»
На экране: п.льто, с.обака, х.рошо, м.локо, м.шина, р.бота, м.роз, к.рова.
Прочитайте слова, подумайте какая буква пропущена. Вставьте ее и запишите словарные слова в тетрадь. Подчеркните пропущенную букву.
(Работа учащихся) Проверим свою работу, сверив с записью на экране.
ΙV. Закрепление изученного материала о частях речи. Постановка учебной цели.
Пчелы не только собирают мед, но и выполняют очень важную работу – опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Такую пчелу называют пчелой – сборщицей. Итак, пчелки в путь, опылять цветы.
1.Игра «Опыляем цветы»
П.ля – х.лмы- д.ма-
тр.ва- цв.ты- р.са-
пч.ла- в.да-
-Прочитайте слова на экране. На какое правило эти слова?
-Как доказать написание безударной гласной?
-Вставим пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. (Устный разбор).
Запишите слова в тетрадь, подбирая проверочное слово.
2.Постановка учебной цели.
-Ребята, а на какие вопросы отвечают эти слова?
— К какой части речи они относятся?
— Докажите.
Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях речи. Какие части речи вы знаете? Расскажите о них.
Имя прилагательное…
Глагол…
Таблица «Части речи»…
3. Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай дружок,
Прямо спину ты держи.
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
3.Работа с частями речи.
Вход в улей охраняют пчелы – сторожа. У них довольно грозный вид, чужих не запустят. Давайте сейчас заселим ульи.
У нас будет три домика – улья.
Записать слова, распределив их по частям речи. ( Ученик работает у доски).
Пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, носить, улей, мед, пахучий, соты, лечебный, опылять.
V. Работа с деформированными предложениями.
Пчелы улетают за медом далеко от улья, но всегда несут его в свой домик, поочередно влетая в жилище.
Составьте предложения из данных слов.
Пчелы, цветами, деревьями, над, вьются, и,
Запишем его.
Роса, тяжелая, к, траву, земле, клонила.
Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
( Комментирование.)
VΙ. Самостоятельная работа.
В пчелиной семье есть пчелы – уборщицы. Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мед.
У каждого из вас баночка меда, но в каждой баночке есть «мусор»
( на каждой баночке написано по 10 слов, 3 из них лишние).
Давайте же очистим мед – зачеркнув ненужную часть речи.
Проверка (чтение слов).
VΙΙ. Итог урока.
Что интересного узнали на уроке? Какая работа на уроке вам понравилась? Что мы должны помнить о частях речи? (работа с таблицей)
Ребята, мы говорили о пчелах — труженицах. А ведь в улье живет еще одна, главная пчелка – матка. Она в улье сидела, все видела, как вы трудились, убирались, как мед собирали и цветы опыляли, знания о частях речи закрепляли. Пчела – матка благодарит за работу на уроке и награждает вас. (Оценки за работу).