Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа п.г.т. Уруша»
Сковородинского района Амурской области
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Что за прелесть эти приставки!» (Правописание гласных е-и в приставках пре- и при-).
подготовила
учитель русского языка и литературы
Фатуллаева Валентина Анатольевна
УРУША 2010
Тема: «Что за прелесть эти приставки!» Правописание гласных е – и в приставках пре- — при-.
Цели:
-
Обобщить и систематизировать сведения о правописании гласных е — и в приставках пре- — при- .
-
Закрепить умения различать на письме эти приставки.
Ход урока:
I. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
— Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа, ниже — тему урока «Что за прелесть эти приставки!»
-Сегодня на уроке мы обобщим знания по правописанию гласных е-и в приставках пре- — при-. Закрепим умение различать на письме эти приставки. Тема нашего урока: «Что за прелесть эти приставки». Они, действительно, прелесть. Но всё-таки считаются самыми трудными. И на это есть причины.
— Во — первых, от чего зависит их правописание? (Зависит от понимания их смысла в слове.)
— Во — вторых, сколько правил о правописании этих приставок?
(Не одно, а целых шесть.)
— Но самая большая трудность заключается в том, что многие слова не попадают ни под одно из шести правил и эти слова приходится запоминать.
— Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Вы, наверное, догадались, на чём мы будем путешествовать. (На сказочном поезде)
— Итак, мы команда. Наш девиз: «Знания приобретём, но трудности преодолеть придётся». Сядем поудобнее. Готовы? Отправляемся в путь! (сигнал)
I. — Первая станция, на которую мы прибыли называется «Спортивная». Чтобы продолжить путешествие, нужно поучаствовать в соревнованиях и дойти до финиша. Послушайте задание.
— Перед вами слова с пропущенными буквами. Вот вам гласные с карточками Е – И. Вставьте пропущенные буквы. Победит тот, кто первый и правильно выполнит это задание.
— Мне необходимо вызвать два человека к доске. Кто смелый? (выходят два уч.)
На доске: пр…близился, пр…скакал, пр…бежал, пр…шёл, пр…тащился.
— Давайте проверим. Правильно ли они вставили буквы? Какую приставку написали? Почему?
(Правильно, слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-)
Чтение стихотворения учеником:
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
— Итак, первое значение приставки при-: (На доске): ПРИБЛИЖЕНИЕ,
— Продолжаем путешествие, займите свои места в вагонах. Готовы? А теперь отправляемся дальше! (Сигнал)
II. — Следующая станция «Трудолюбивая». Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего они только не придумали для этой работы. Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями – всем этим они пользуются. На этой станции мы должны выполнить следующее задание.
— Сейчас ребята покажут вам действие, а вы замените это словом с приставкой пре- или при-, запишите его, выделите приставку, подчёркните гласную в приставке.
-
Присоединение с помощью верёвки,
-
Присоединение с помощью молотка и гвоздей.
-
Присоединение с помощью иголки и нитки.
-
Присоединение с помощью клея.
-
Присоединение с помощью винтов и шурупов.
— Какую приставку написали в этих словах? Выделите её. Почему?
(В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.) На доске: ПРИСОЕДИНЕНИЕ.
Ученик читает стихотворение:
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы при-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
III. — Сядем на свои места. Поехали дальше. Следующая станция «Шуточная». Давайте пошутим!
— Замените одним словом:
1. Присоединение с помощью слона.
2. Присоединение с помощью собаки.
— Ребята, вы поняли, почему станция «Шуточная»? А вот одна школьница не поняла эту шутку. У неё получились серьёзные слова, и она объяснила их так: «Прислонить — это привезти что-то на слоне. Так делают в Индии. А присобачить – значит доставить на собаках. Так делают на Севере. А ещё можно приверблюдить – привезти на верблюдах. Так делают в пустынях».
— Как вы думаете права ли девочка?
— Конечно же, нет. Но в русском языке есть слова прислонить и присобачить. Что обозначает слово прислонить? ( Приставить наклонно, оперев верхней частью).
— Что обозначает слово присобачить? (Присобачить – приделать, присоединить, прикрепить).
— Справились ещё с одним заданием. А теперь сядем поудобнее, и поехали дальше.
IV. -Следующая станция «Пр…городная».
— Какую букву нужно вставить в слове? Почему?
(При- указывает на близость к чему — либо).
— Образуйте с помощью при- имена прилагательные от данных слов и запишите их. Вот так:
Участок при школе – пришкольный;
-
Край при море — … (рисунок)
-
Лес при дороге , лес рядом с рекой — … (рисунок);
-
Постройка при станции -… (рисунок)
-
Огород при усадьбе — … (рисунок)
— Какую приставку написали?
— Что обозначает приставка при- в этих словах? (На доске: БЛИЗОСТЬ)
— Вы справились с этим заданием. Пора отправляться дальше в путь. Сядем поудобнее – поехали.
Физкультминутка.
Загудел паровоз
И вагончики повёз:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук
Дальняя дорога, дальняя дорога…
— СТОП! Остановка! Пора отдохнуть от поезда! Скорей выходите! К сожалению, мы остановились на болоте.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкультпривет!
VI. -Следующая станция – «Неполная».
— У неё не очень красивое название, но строительство этой станции ещё не закончено, поэтому она и называется «Неполная». Задание на этой станции нужно выполнить следующее:
— Определите, какие из данных слов имеют значение неполного, незаконченного действия.
(Приумолк, прикасаться, привстал, пригородный, пригорел, пристегнул, причалить, пристроил, пристегнул, приоткрыл, ). Запишите, выделите приставку.
— Какую приставку необходимо писать в этих словах? Почему?
( Если что — то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой при-). Мы называем это неполнота действия.
Ученик:
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит,
Помни — что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-!
— Какое значение приставки при- в этом случае? (Неполнота действия).
— Наше путешествие бы уже закончилось, если бы не приставка пре-. Итак, мы продолжаем путешествие.
— Следующая станция «Добрая». Сейчас нам прочитает стих-е Вика Соколова, ваша задача – запомнить слова с приставками пре- — при-.
Ученик:
Пре- или при-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»
Пре- мы напишем при этом.
— Какие слова с приставками пре- — при- запомнили? (Предлинный, прежадный.)
— Какую приставку будем писать? Почему?
(Если можно заменить приставку словом «очень» пишется пре-.
— Запишите, выделите приставку пре-. (На доске: близка по значению со словом ОЧЕНЬ)
— Едем дальше. На пути станция «Конечная». Осталось ещё одно значение приставки пре-.
— Когда она пишется? (Когда её можно заменить приставкой
пере- ). На доске: можно заменить приставкой ПЕРЕ-
— Выполните следующее задание. Образуйте слова с приставкой пре-, переделав словосочетания:
1. Показ фильма без перерыва. (непрерывный)
2. Человек, переступивший закон. (преступник)
3. Упавшее дерево перегородило дорогу. (Преградить
4. Дождь долго не перестаёт. (непрестанно)
Ученик:
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-
Писать только пре- нам надо!
III. Итог урока.
— Мы с вами сегодня на уроке путешествовали по всем станциям, на которых живут приставки пре- и при-. Но часто приходится встречаться с такими словами, в которых объяснить значение приставок пре- и при- трудно или даже невозможно. Например, слова презрение, преследовать, пренебречь. Такие слова надо запоминать.
— Ребята, давайте ещё раз повторим, когда пишется приставка при-?
Неполнота действия.
Приближение
Присоединение
Близость
— Когда пишется приставка пре-:
Приставка близка к слову «очень»
К приставке пере-
— Итак, чтобы не ошибиться при написании слов с приставками пре- — при- нужно уметь различать разные смыслы приставок по шести правилам и стараться запомнить как можно больше слов, которые не относятся к данному правилу.
Список использованной литературы:
Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. Москва, Просвещение, 1991 г.