Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Города Таштагола, Кемеровской области

РАЗРАБОТКА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО УРОКА по теме:

« Научно- исследовательский институт им. Числительного»

ДЛЯ 6 КЛАССА.

Выполнила учитель русского языка и

литературы Осинцева Лариса

Анатольевна.

Таштагол, 2011

Цели и задачи:

совершенствовать навыки употребления имен числительных в речи в соответствии с нормой;

— совершенствовать вычислительные навыки;

— повторить и закрепить изученное об имени числительном;

— способствовать интеллектуальному развитию учащихся;

— развивать логическое мышление и способности переключать внимание;

— расширять кругозор учащихся;

— формировать умения применять знания в практической деятельности и в смежных дисциплинах.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, дидактический материал

План урока.

1.Сегодня мы подведем итоги изучения темы « Имя числительное» и проведем уроки в необычной форме. Мы будем работать в Научно-исследовательском институте имени Числительного. Весь класс мы поделим на два отдела и будем выполнять задания, которые будут предложены в презентации. В конце урока жюри подведет итоги вашей работы.

Итак, начинаем свою работу.

В тетрадях напишите

Лабораторная работа. Слайд № 3

40 баллов оценка 5

31-39 баллов оценка 4

25-30 баллов оценка 3

Меньше 25 баллов оценка 2

Повторение теории.

  1. Что обозначает числительное? Ответы учащихся     Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете

  2. На какие разряды делятся числительные? Ответы учащихся. По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

  3. На какие  отвечают количественные числительные? Ответы учащихся. Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).

  4. На какие вопросы отвечают порядковые числительные? Ответы учащихся.   Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).

На какие три группы делятся количественные числительные? Ответы учащихся. Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

     Если слово обозначает целое число, такое числительное называется целым. Например: пять, двадцать два.

     Если слово обозначает дробь с числителем и знаменателем, это дробное числительное. Например: две трети, одна десятая.

     Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, такое числительное называется собирательным. Например: семеро, двое.

Наведите порядок в лаборатории. Распределите числительные по трем колонкам.

Слайд № 5

Восем… надцать лет, шестеро друзей, три четверти участка, об… подруги, оди(н,нн)адцать баллов, девят…сот ки(л.лл)ометров, двое учеников,семеро козлят, семь целых восемь десятых, шестеро туристов, пят…надцат… рублей, сорок пр…центов, тысяча сто восем…десят

Ответы учащихся.

Целые числа

Дробные числа

Собирательные

Восем надцать лет

Одиннадцать баллов

девят.сот километров

пятнадцать рублей

сорок процентов

тысяча сто восемьдесят

три четверти участка

семь целых восемь десятых

Обе подруги

двое учеников

семеро козлят

шестеро туристов

Слайд №6

Просклоняйте одно числительное в указанных пределах

от 11-19

от 50-80

200-300

от 500-900

Им.п

одиннадцать

шестьдесят

триста

шестьсот

Род.п

одиннадцати

шестидесяти

трехсот

шестисот

Дат.п.

одиннадцати

шестидесяти

тремстам

шестистам

Вин.п.

одиннадцать

шестьдесят

триста

шестьсот

ТВ.п.

одиннадцатью

шестьюдесятью

тремястами

шестьюстами

Пред.п.

об одиннадцати

о шестидесяти

о трехстах

о шестистах

Слайд №7

Математический анализ

Высчитайте результат и запишите примеры словами

1 отдел

9 2/7 – 7 1/7 = Ответы учащихся. От девяти целых двух седьмых отнять семь целых одну седьмую получится две целых одна седьмая.

7 5/7 + 5/7= Ответы учащихся. К семи целым пяти седьмым прибавить пять седьмых получится восемь целых три седьмых.

7 6/9 + 4 4/9 = Ответы учащихся. К семи целым шести девятым прибавить четыре целых четыре девятых получится двенадцать целых одна девятая.

2 отдел

3 ¼ + 1/4 = Ответы учащихся. К трем целым одной четвертой прибавить одну четвертую получится три целых одна вторая.

7 4/61/6= Ответы учащихся. От семи целых четырех шестых отнять одну шестую получится семь целых одна вторая.

9 3/8+ 7/8= Ответы учащихся. К девяти целым трем восьмым прибавить семь восьмых будет десять целых одна четвертая.

Слайд № 8

ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА

1) К какому склонению относится слово мама?

К первому
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа?

Два или двое
3) Какой по счету в году месяц
ноябрь?

Одиннадцатый
4) Сколько лет в одном веке?

Сто

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ Слайд №9

1 вариант ( ответы учащихся)

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

За лето прочитал пятнадцать книг.

В школе пятьсот учеников.

Напечатано восемьсот экземпляров книг.

В продаже есть семнадцать видов обоев.

Объем бака — шестьдесят литров.

Выполнено двадцать заданий.

Вспахали девятнадцать гектаров земли.

Заработано девятьсот рублей.

Построено пятьдесят километров дороги.

В здании восемнадцать этажей.

2 вариант. Замените цифры словами.

В 6:00 ; 12:00; 15:00-« Новости». В шесть, двенадцать, пятнадцать часов — « Новости»

В 9:20-«Кумиры». В девять двадцать — « Кумиры».

В 12:20-«Утренний концерт». В двенадцать двадцать -«Утренний концерт».

В 14:10-«Спорт, спорт, спорт». В четырнадцать десять -«Спорт, спорт, спорт».

В 15:20- « Исторический Альманах». В пятнадцать двадцать — « Исторический Альманах».

В 16:40- « Территория здоровья». В шестнадцать сорок — « Территория здоровья».

В 18:45- Обзор прессы. В восемнадцать сорок пять — Обзор прессы.

Слайд № 10

Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (машинист, медвежата, девочка, ножницы). Ответы. Двое медвежат, двое ножниц.

трое (ученик, ученица, мастерица, сани). Ответы. Трое учеников, трое саней.

четверо (лисята, очки, подруга, малыш). Ответы. Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.

Слайд №11

Окажите «скорую помощь» числительным. Ответы учащихся

Четыреста восемьдесят книг.

О ста девяноста двух студентах.

К девяноста пяти прибавить тридцать четыре.

Одиннадцать дней.

С обеих сторон.

Расплатиться пятьюдесятью двумя рублями.

Восемьсот пятнадцать штук.

Найдите правильный вариант.

Слайд№12

2 вариант. Ответы учащихся.

1. Сто сорок пять умножить на двести сорок восемь.

2. Полгорода

3. В двенадцатом часу вечера

4. Восемнадцать лет

5. Пол-области

6. Полуторамиллионный город

7. Пол-леса

8. Двадцать второй день

Выполнение тестовых заданий. Слайды № 13-19

Сайд №13 ответ б)

Сайд №14 ответ в)

Сайд №15 ответ 3.в)

Сайд №16 ответ 5.а,) ответ 6.б,)

Сайд №17 ответ 7 в)

Сайд №18 ответ 8 в)

Биологический эксперимент Слайд №19

Спишите текст

Чтобы собрать 1 килограмм меда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), посетив при этом около 19 миллионов цветков.
Пчела живет не более 30–35 дней. Но трудолюбие пчел вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 километра в час, одна пчела за хороший рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Чтобы собрать один килограмм меда, пчеле надо «налетать» около трехсот тысяч километров (больше трех четвертых расстояния до Луны), посетив при этом около девятнадцати миллионов цветков.
Пчела живет не более тридцати-тридцати пяти дней. Но трудолюбие пчел вошло в поговорку: летая со скоростью шесть целых пять десятых километра в час, одна пчела за хороший рабочий день посещает примерно семь тысяч цветков.

Подведение итогов работы.

Использованная литература. Слайд № 21

1. Р. Н. Бунеев. Учебник Русский язык для 6 класса.

2. Е.М. Мордес «Искать, пробовать, изучать…» Издательство «Учитель- АСТ», Волгоград 2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here