Урок в 5 классе.

Почувствуйте вкус слова ДОБРОТА.

Цель: дать понятие о доброте, расширив представление учащихся о слове с позиций формально-грамматических и с точки зрения нравственного смысла; обогатить лексикон учащихся новыми словами; закрепить практические умения работы с таблицей «Путь к Слову»; развивать детское речевое творчество; «разговорить» детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на взволнованный, доверительный разговор.

Наглядность: детские рисунки, таблица «Путь к Слову», толковые, этимологические словари.

Ход урока:

Вводная беседа (настроение – чувство – речь) – экспромт, своеобразная эмоциональная разминка.

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень,

Чего не знаешь ты, а что — мне известно.

Поговорим?

— Поговорим. Нам будет интересно.

  • Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твое настроение?).

  • Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно … ощутить, почувствовать?

  • Попытайтесь раскрыть секрет, тайный смысл, лексическое значение всем знакомого и одновременно загадочного слова. (Настроение – внутреннее душевное состояние, состояние духа).

  • А если бы вас попросили поразмыслить о характере, душе слова «настроение»; что бы вы на это ответили? (Характер непонятный, изменчивый, слово-хамелеон, противоречивый).

  • Как вы считаете, почему так важно учитывать настроение своего собеседника? (Важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен, психологически не готов к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе).

  • А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, одним словом. Каким? (Прилагательным – эпитетом, художественным определением. Приподнятое, бодрое, радостное, шутливое, светлое, уютное, непонятное).

  • Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Как вы считаете, какая форма речи и почему возникла раньше других? (Раньше других возникла внутренняя речь, когда человек что-то чувствовал, переживал и думал об этом не вслух, а про себя).

  • Внутренняя речь человека – это его внутренний голос, голос его души, сердца, чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему надо прислушиваться. Попытаемся прислушаться к своему внутреннему голосу. О чем он должен напомнить?

Психологическая разминка: (дети встают и не очень громко, почти шепотом, хором произносят следующие слова):

Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.

Мой язык – мое лицо.

Знаю, мне необходимо развивать,

Совершенствовать свою речь.

Я должен знать: что, где, кому и как сказать.

Буду говорить с чувством, с толком, с расстановкой.

Я спокоен и уверен в себе.

  • Ребята, благодаря чему становится возможным наше общение (Языку, речи).

  • Язык – важнейшее средство общения, благодаря которому мы выражаем свои мусли и чувства, обращаемся с вопросом, передаем и получаем информацию; язык – это и средство изучения человеческой личности и народа в целом, память народа.

Что, по-вашему должен помнить каждый человек, вступая в речевое общение?

Должен помнить определенные правила для слушающего и для говорящего, учитывая речевую ситуацию, помнить совет Л.Н.Толстого: «Надо молчать или говорить вещи, которые лучше молчания».

Вы уже достаточно хорошо знакомы с одним из изобразительных средств языка – сравнением. Мы живем и постоянно что-то с чем-то (кого-то с кем-то) сравниваем.

А с чем можно сравнить Слово?

С живым человеком, другом и врагом, одеждой мысли, магнитом, кубиком Рубика, добрым волшебником, укусом змеи и т.д.)

Так вот, чтобы понять слово, мы должны почувствовать его, проникнуть в его душу. Послушайте, что говорит об этом польский поэт Юлиан Тувим:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

Как его звучало звучало.

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Для серьезного, важного разговора умные собеседники всегда определяют и формулируют тему, которая может быть широкой и узкой.

Марк Шехтер.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

Легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Эти стихи (эпиграф) и помогли мне определить тему нашего дальнейшего разговора, общения. Прочитайте ее (она записана на доске), выделяя голосом все значимые слова.

Почувствуйте вкус слова ДОБРОТА.

Л.Николаенко «Доброта».

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Предлагаю вам пройти увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова.

Работа с таблицей «Путь к Слову».

Чтобы вспомнить весь необычный лингвистический маршрут путешествия в слово, перечислите все разделы языкознания, которые помогают охарактеризовать слово (работа с таблицей).

  1. Рассмотрим слово с точки зрения орфоэпии, произнесем слово. (Какой словарь помогает нам?)

  2. Орфография. Запишите слово и обозначьте орфограмму. (Какой словарь может помочь?)

  3. Запишем фонетическое слово.

  4. Проникаем в тайну лексического значения. Прочитайте значения слова.

Доброта – 1. Все положительное, хорошее, светлое.

2. Отзывчивость, душевные отношения, стремление сделать добро.

  1. Определяем слово:

  • По количеству лексических значений: многозначное.

  • По происхождению: исконно русское.

  • По употреблению: активное (общеупотребительное).

Дальше самостоятельно:

  1. Выделяем части слова.

Слова – родственники («родовое гнездо», «братья по крови»).

Глаголы: добреть, одобрить.

Прилагательные: добрый, добродушный, добросовестный, доброкачественный, добрейший.

Существительные: добряк (разговорное), добро, доброжелатель, добрососедство.

  1. Размышляем о характере слова, о душе: доброе, светлое, солнечное, радостное, приятное, сладкое.

  2. Слово и рифма: доброта – красота, чистота, теплота, к людям врата, подарили кита, должна быть чиста.

  3. Слово и образ: доброта – волшебный цветок, сказочная фея, улыбка, цветущая вишня, руки мамы, солнышко, олимпийский огонь, светлое пятно на темном квадрате и т.д..

  4. Воображаю, что слово – магнит: лес, птицы, деревья, прогулка, волшебник, музыка, красота, улыбка, радость, любовь, милосердие, красивый человек.

Дети пишут сочинение – миниатюру «Какого цвета доброта» или «Доброта – это…». (Чтение текстов).

Вывод: доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она как волшебное лекарство, вылечивает о недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Научится по-настоящему быть добрым ко всему окружающему трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы (чередование добра и зла). Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Домашнее задание: сочинить сказку о доброте.

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли –цветы.

Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here