Урока русского языка для 5 класса «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Тема урока:
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;
— дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
— сформировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |||||||||
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
В такой прекрасный зимний день Я очень рада встрече с вами, Приступим же к работе поскорей, Надеюсь, дружно справимся с заданиями.
| Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | ||||||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |||||||||
1. Опрос.
— Итак, первое задание, которое приготовила для вас зима- это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз. — Слов какой части речи вы составили больше? -Дайте определение имени существительному? — А какие признаки существительного спрятала зима в стихотворении: Интересная часть речи В русском языке живет: Существительным зовется, Всех по имени зовет. Знает, кто — она, кто — он, И число покажет, Кто – живой, кто – неживой Быстренько нам скажет. Может измениться вдруг, Обозначит все вокруг, Будет в предложении Главным, без сомнения.
— Распределим составленные нами слова по данным признакам: род, число, живой – неживой. — Остановимся на последнем признаке существительного: КТО? ЧТО? (на доске прикреплены карточки с вопросами) -Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными — Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными. — Как думаете, какова тема урока?
— Какова главная цель и задача урока?
|
Кол, лес, село, осёл, соло,
Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.
(Существительных)
Учащиеся находят признаки имени существительного.
Школьники обозначают над словами род, число
Учащиеся распределяют слова.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.(запись темы в тетрадь.) Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | ||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новой темы. |
| |||||||||
1.Объяснение нового материала. — Обратимся к учебнику и зачитаем определение на странице 94. — Но для того, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, зима приготовила задание: Распределите словарные слова, которые находятся на карточках, по принципу: одушевленные — к вопросу КТО?, неодушевленные — к вопросу ЧТО? — Кроме этого вставьте пропущенные орфограммы. Словарная работа КТО? ЧТО? Ш…фер ап…льсин Тр…нер в…кзал К…смонавт г…рбарий Г…рой зд…ровье Оф…цер к…лекция Ж…кей к…стюм — Молодцы! — Но не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет. — Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное? — А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ? — А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК? — Оказывается, это одушевленные имена существительные. — А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ? — Это неодушевленные существительные. — Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными. Эти существительные имеют форму только единственного числа. — Но чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, зима приготовила вам таблицу (на доске и у каждого ученика на парте находится таблица).
Работа по таблице. — Давайте проверим: КУКЛА — мн.ч. КУКЛЫ Р.- нет кукол В.- вижу кукол Р =В – одушевленное
|
Зачитывают теорию в учебнике.
Дети в группе по 2 человека работают с карточками.
( ученики работают у доски по цепочке, распределяют слова по группам и вставляют маркером орфограммы (слова напечатаны); остальные делают записи в тетради).
Анализ работ и вывод внутри группы
Отвечают на вопросы.
(на доске и у каждого ученика на парте находится таблица).
Работают с таблицей в парах.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | ||||||||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |||||||||
— Итак, мы немного отдохнули. Но зима не позволяет нам расслабляться, она приготовила новое задание. Но пока снежинки кружились, то одушевленные и неодушевленные существительные перемешались. Зима приготовила вам игру «Третий лишний», найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь. 1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ 2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК 3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ 4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА — Упр. 139(устно), чтение рубрики «Знаете ли вы, что…» — Упр. 140, 141, 143, 144, 145, 146, 147, 149
|
Выполняют задание в парах
Учащиеся находят лишнее слово и записывают его в тетрадь. (Дети, снеговик, снежинки, зима)
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | ||||||||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |||||||||
— Прослушайте фрагмент стихотворения:
Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле! (В.Берестов)
— К одушевлённым или неодушевлённым именам существительным относятся слова из текста стихотворения? — Продолжите стихотворение всё вызывает интерес рядом одушевлённых имён существительных. — Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
— Дома § 19, упр. 150. | Слушают фрагмент стихотворения.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |