Урока русского языка для 5 класса «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Тема урока:

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: — актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;

— дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

— сформировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки.

Приветствие.

В такой прекрасный зимний день

Я очень рада встрече с вами,

Приступим же к работе поскорей,

Надеюсь, дружно справимся с заданиями.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Опрос.

Итак, первое задание, которое приготовила для вас зима- это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.

— Слов какой части речи вы составили больше?

-Дайте определение имени существительному?

— А какие признаки существительного спрятала зима в стихотворении:

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Существительным зовется,

Всех по имени зовет.

Знает, кто — она, кто — он,

И число покажет,

Кто – живой, кто – неживой

Быстренько нам скажет.

Может измениться вдруг,

Обозначит все вокруг,

Будет в предложении

Главным, без сомнения.

— Распределим составленные нами слова по данным признакам: род, число, живой – неживой.

Остановимся на последнем признаке существительного:

КТО? ЧТО?

(на доске прикреплены карточки с вопросами)

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными

— Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными.

— Как думаете, какова тема урока?

— Какова главная цель и задача урока?

Кол, лес, село, осёл, соло,

Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.

(Существительных)

Учащиеся находят признаки имени существительного.

Школьники обозначают над словами род, число

Учащиеся распределяют слова.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.(запись темы в тетрадь.)

Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новой темы.

1.Объяснение нового материала.

— Обратимся к учебнику и зачитаем определение на странице 94.

— Но для того, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, зима приготовила задание: Распределите словарные слова, которые находятся на карточках, по принципу: одушевленные — к вопросу КТО?, неодушевленные — к вопросу ЧТО?

— Кроме этого вставьте пропущенные орфограммы.

Словарная работа

КТО? ЧТО?

Ш…фер ап…льсин

Тр…нер в…кзал

К…смонавт г…рбарий

Г…рой зд…ровье

Оф…цер к…лекция

Ж…кей к…стюм

— Молодцы!

— Но не всегда так просто бывает определить

одушевленный или неодушевленный это предмет.

— Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное?

— А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ?

— А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?

— Оказывается, это одушевленные имена существительные.

— А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ?

Это неодушевленные существительные.

— Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными. Эти существительные имеют форму только единственного числа.

— Но чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, зима приготовила вам таблицу (на доске и у каждого ученика на парте находится таблица).

Имена существительные

одушевленные

неодушевленные

мн. число

И. братья сестры

Р. братьев сестер

В. братьев сестер

И. камни доски

Р. камней досок

В. камни доски

В. = Р.

В. = И.

Работа по таблице.

— Давайте проверим: КУКЛА — мн.ч. КУКЛЫ

Р.- нет кукол

В.- вижу кукол Р =В – одушевленное

Зачитывают теорию в учебнике.

Дети в группе по 2 человека работают с карточками.

( ученики работают у доски по цепочке, распределяют слова по группам и вставляют маркером орфограммы (слова напечатаны); остальные делают записи в тетради).

Анализ работ и вывод внутри группы

Отвечают на вопросы.

(на доске и у каждого ученика на парте находится таблица).

Работают с таблицей в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

— Итак, мы немного отдохнули. Но зима не позволяет нам расслабляться, она приготовила новое задание. Но пока снежинки кружились, то одушевленные и неодушевленные существительные перемешались.

Зима приготовила вам игру «Третий лишний», найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь.

1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

— Упр. 139(устно), чтение рубрики «Знаете ли вы, что…»

— Упр. 140, 141, 143, 144, 145, 146, 147, 149

Выполняют задание в парах

Учащиеся находят лишнее слово и записывают его в тетрадь.

(Дети, снеговик, снежинки, зима)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Прослушайте фрагмент стихотворения:

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

(В.Берестов)

— К одушевлённым или неодушевлённым именам существительным относятся слова из текста стихотворения?

— Продолжите стихотворение всё вызывает интерес рядом одушевлённых имён существительных.

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Дома § 19, упр. 150.

Слушают фрагмент стихотворения.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here