Внеклассное мероприятие
по русскому языку в 4 «Б» классе.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13»
с. Надежда
Сотникова Ирина Викторовна.
2009-2010 уч.г.
Цели:
— повторить знания учащихся по русскому языку;
— формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
— развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный
запас учащихся.
Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями
Ход занятия:
-
Организационный момент.
— Вы навстречу сегодня пришли, и не хмурьте лица,
Будьте весёлыми до конца. Мы собрались не в последний раз,
Так как любим игры без прикрас. И давайте же друзья,
Все, дыханье затая, играть.
— И сегодня здесь, друзья
Свела нас очень интересная игра – КВН.
— А как расшифровать эти буквы?
Заседание нашего клуба будет посвящено тайнам русского языка.
«Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» — так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка ( слайд 2)
А узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:
«На столе моём – книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке.
Говорю я с целым миром
на том языке».
— В нашей игре примут участие 2 команды.
1 команда – «Почемучки»
2 команда – «Всезнайки».
А наши гости будут жюри, они оценят работу каждой команды.
— И так, слушаем внимательно, думаем старательно.
— Кто же первый начнёт игру? Отгадайте загадку:
— Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семь – я)
— В каком слове сорок гласных ? (сорок- а)
1 Конкурс «Один – много». ( слайд 3)
Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить , как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :
Нога — … (ноги)
Рука — … (руки)
Дуга — … (дуги)
Мука — … (нет мн.числа)
Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро — … (вёдра)
Бедро — … (бёдра)
Метро — … (нет мн.числа)
День — … (дни)
Пень — … (пни)
Лень — … (нет мн.чила)
Цыплёнок — … (цыплята)
Козлёнок — … (козлята)
— Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
2 .Конкурс «Пятнадцать ква» ( слайд 4) Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «ква».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
— Этот «ква» научит читать (буКВАрь)
— Эта – стремиться атаковать (КаВАлерия)
— Этот жажду в жару утоляет (КВАс)
— Этот в пустыне степенно шагает (КараВАн)
— Без этого конь лихой спотыкается (подКоВА)
— Плавает в этом рыбка-красавица (аКВАриум)
— Эта – фигура в умной игре (КоролеВА)
— На этом Колумб отплыл на заре (КараВеллА)
— Эта, звук означая, молчит (буКВА)
— Эта даёт молоко и мычит (КороВА)
— Этот не раз вы чертили в тетрадке (КВАдрат)
— Эта растёт в огороде на грядке (тыКВА)
— Эта орехи впрок запасает (КедроВкА)
— Трудится кто, тот её получает (КВАлификация)
— Молодцы! С таким сложным заданием справились! Следующий
3. Конкурс «Про многозначные слова и омонимы» ( слайд 5)
Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.
— Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
— Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает (Пятачок)
— Первая с ниткой всегда неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну , а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не тужит (игла)
— Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает (хвост)
— Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте (молния)
— Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают (очки)
Эти все слова многозначные, а ещё как их можно назвать? ( омонимы)
4. Конкурс «Загадки-кроссворды на словарные слова» ( слайд 6)
1. А – в начале,
З – в конце.
Сам он вырос на бахче,
Очень сладкий на вкус
Называется… (арбуз)
2. Буква Е и буква Ё.
Все вы знаете её.
Белый ствол её примета.
Назовите слово это (берёза)
3. Для вас открыты А и Я,
А слово назовите сами.
Сидит здесь маленький зверёк
Трусливый с длинными ушами (заяц)
4. Сначала А, потом уж О.
Все вы знаете его.
Из одежды – слово то
И называется … (пальто)
5. В этом слове буква А –
В трёх слогах стоит одна.
Он умеет рисовать,
Может слово написать.
Ответ теперь мне быстро дашь –
Конечно, это … (карандаш)
6. Что за слово загадали?
Буквы О три написали.
Помогу назвать вам слово:
Это нам даёт корова.
Догадались вы легко,
Это слово… (молоко)
7. Две буквы И и Ц одна.
Очень любит кур она.
Что за слово здесь таится
Угадали вы? … (лисица)
8. Во мне две О, не забывайте,
А как зовут меня – узнайте.
Рублю дрова я с давних пор,
И называюсь я … (топор)
5. Конкурс «Подбери пару» ( слайд 7)
Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились
предложения, выражающие законченную мысль.
Крупные капли дождя торчали на косогоре
Последние снежинки весело катались с горки
Маленькая собачонка летела в тёплые страны
Голые кусты барабанили по крыше дома
Деревенские ребята порхали в холодном воздухе
Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих
6. Конкурс «Будь внимателен мой друг» ( слайд 8)
— Если я называю имя существительное — хлопните 1 раз в ладоши.
Если прилагательное — встаньте. Если другую часть речи — сядьте.
Слова 1 команде «Почемучек»
День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, раняя, весна, наступила, холодная, ветер.
Слова 2 команде «Всезнаек»
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый, мяч.
— Самыми внимательными были …..
— Слова, какой ещё части речи вам встретились в этом конкурсе?
(глагол)
7. Конкурс «Блиц-опрос» ( слайд 9) Команда отвечает быстро и правильно.
Вопросы 1 команде «Почемучек»
1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
5. Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
Вопросы 2 команде «Всезнаек»
1. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
2. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
3. Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…(сказуемым)
4. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
5. Как переносятся слова с двойными согласными?
8 конкурс: «Закончи пословицу» ( слайд 10)
— Я начинаю, а вы заканчиваете. Начинаем с команды ….
1) Труд кормит, а лень….. портит.
2) Как аукнется, так и….. откликнется.
3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
4) Нет друга — ищи, а нашёл….. береги.
5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
-
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
-
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
-
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
-
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
-
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
-
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
9 конкурс: «Загадки — шутки» ( слайд 11)
Вопросы для команды ____________
1) Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?»
Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы -ты.)
2) Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? (Ты-к — вы.)
3) Какое местоимение состоит из двух предлогов?(О-на.)
Вопросы для команды ____________
4) Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать
справа налево? (он)
5) Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы
Получилось название животного?(За-я-ц.)
6) В названии какого из родственников две гласные, которые являются
местоимениями 1 лица единственного числа? (дЯдЯ.)
10 конкурс: «Восстанови справедливость» ( слайд 12)
— Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот
что: 1 команда: 2 команда:
-
Неуклюжий как крот Верный как слон
-
Неповоротливый как собака Хитрый как бык
-
Слепой как пёс Длинный как заяц
-
Трусливый как медведь Вороватый как жираф
-
Злой как лиса Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
11 конкурс: «Из мужского в женский» ( слайд 13)
— К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода.
1 команда: 2 команда:
-
Гость — …(горсть) шах — …(шахта)
-
Клуб — …(клумба) жест – …(жесть)
-
Шест — …(шерсть) ход — …(ходка)
-
Пол – …(полка) рак — …(рамка)
-
Полк — …(полка) рост — …(трость)
-
Хлор — …(хлорка) вол — …(воля)
-
Лак — …(ласка) мел — …(мель)
-
Сор — …(ссора) мак — …(марка)
-
Чай — …(чайка) док — …(доска)
-
Душ — …(душа) маг — …(магма)
12 конкурс: «Расшифруй слова» ( слайд 14)
Мы все ждали весны, чувствовали её дыхание. И вот, наконец – то, она пришла, а вот какие слова помогли нам почувствовать весну? Расшифруйте эти слова:
-
команда: 2 команда:
-
Пеакль (капель) Нытапроли (проталины)
-
Чагр (грач) Снижкнепод (подснежник)
-
Сокласуь (сосулька) Чуйре (ручей)
-
Жулы ( лужи) Льреал (апрель)
13.Подведение итогов.
— Вот и закончилось наше состязание , в котором победила команда …………………..
— А закончить нашу игру я предлагаю песней «Чему учат в школе».
Организация на перемену.