МОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Белкиной Татьяны Алексеевны

Тема: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Урок-практикум.

Цель: формирование умений: 1) определять место слов автора и прямой речи в предложении; 2) правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку; 3) составлять схемы предложений с прямой речью;

развивать логическое мышление; совершенствовать умение писать сочинение в жанре эссе; воспитывать уважение к старшим, родителям.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Для выполнения практических заданий используется текстовой материал рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Ход урока:

I.Реализация домашнего задания.

1.Фронтальный опрос-повторение.

  1. «Лови ошибку».

Правильны ли мои утверждения:

    • Прямая речь — дословно переданные чьи-либо слова от лица того, кому они принадлежат.

    • Слова автора могут стоять в предложении или перед

прямой речью, или после неё и только.

    • Если слова автора стоят после прямой речи, то перед ними ставится двоеточие.

    • Если слова автора стоят после прямой речи, то перед ними всегда ставится запятая и тире.

    • В предложениях с прямой речью всегда ставится тире и перед словами автора, и после них, если они стоят внутри прямой речи.

(Ученики должны либо согласиться, либо не согласиться с утверждением учителя. В последнем случае они должны дать правильное утверждение).

Какую цель ставите вы перед собой сегодня на уроке?

(Ученики говорят о том, что хотят научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, узнать что-то новое, проверить свои знания…)

II. Практическая часть.

  1. Работа с текстом. (Индивидуальные задания. Текст имеется у каждого ученика. Знаки препинания в нем не расставлены).

Текст

Кто-то тронул Настю сзади за руку. Это был старый вспыльчивый художник. «Что?- спросил он шёпотом, показывая

глазами на скомканную в её руке телеграмму. – Ничего неприятного?» «Нет, — ответила Настя. – это так…От одной знакомой…»

Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка. « Поздно! Маму я уже не увижу,» — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это милое слово — «мама».

1 группа – заполнить таблицу.

Слова автора

Прямая речь

Схема

Предложение с прямой речью

Автор

Глагол речи

2группа — переписать предложения первого абзаца, расставить знаки препинания.

3 группа — переписать предложения второго абзаца, расставить знаки препинания.

4 группа — выписать только прямую речь.

В это время два ученика работают на доске по карточкам.

— Переписать, поставить знаки препинания. (В карточках знаки не поставлены).

Карточка № 1.

Пожилая кассирша в очках выглянула в окошко. « Что с вами, гражданка?» — недовольно спросила она. « Ничего, — ответила Настя. — У меня мама…» Настя повернулась и быстро пошла к выходу. « Куда вы? — крикнула кассирша. — Сразу надо было сказать. Подождите минутку».

Карточка №2.

Учительница решилась и спросила одну из старух: «Одинокая, должно быть, была эта старушка?» «И, милая, — тотчас запела Матрена, — почитай что совсем одинокая. Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, далеко залетела. Так вот и померла без людей, без сродников».

После выполнения заданий проводится выборочная проверка.

3.Составить схемы предложений.

1группа (Ученики, получившие картонные квадраты.)

Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, неуверенным голосом прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая ваша дочь Настя».

2группа (Ученики, получившие картонные ромбы.)

« Не дождалась, — пробормотал Тихон. – Эх, горе её горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой».

4. Беседа.

-Как вы понимаете выражение « не будь пустельгой»?

-Чему учит этот рассказ?

-Кто из героев является носителем глубокой нравственности?

(Ученики вспоминают содержание рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», его героев, их поступки, дают им оценку).

5.Сочинение-миниатюра в жанре эссе «Что я вижу в слове «мама».

Перед работой над сочинением повторяются особенности сочинения в жанре эссе.

После выполнения работы 2-3 сочинения зачитываются в классе. ( По желанию учеников).

Первое сочинение.

Мама! Мама! Родное и милое с детства слово. Слово, всё состоящее из солнечных лучиков, по-доброму ласкающее, согревающее душу и в радостные дни, и в минуту горечи. Как часто мы произносим его. А всегда ли мы так же по-доброму относимся к той единственной, кто дала нам жизнь, просиживала часами у нашей постели, в любую минуту спешила нам на помощь, готовая отдать самое дорогое за своего ребёнка – жизнь. Нет, не всегда. Как часто мы бываем эгоистичны к нашим мамам, считая, что жертвенная материнская любовь предназначена ей природой. Забываем и о том, что жизнь человека коротка, что мамы наши не вечны. Только потеряв самое дорогое, начинаем осознавать, как часто были не правы к ней. Но бывает уже поздно, потерянного не вернуть. Как же жить потом с таким камнем в душе!? Об этом страшно подумать. Так почему же понимая это теоретически, мы продолжаем пользоваться материнской любовью, не жертвуя взамен почти ничем ради наших мам!? Почему?

Второе сочинение.

Что я вижу и слышу в слове «мама»? Интересный вопрос.

А, правда, что? Радугу после дождя, как символ обновления в природе, пение птиц на заре, сказочные деревья, посеребрённые инеем, ясное небо, усыпанное звёздами, млечный путь, журчание ручейка, словом, всё то, что говорит о вечной жизни на земле, в том числе и о жизни человека. А кто даёт жизнь маленькому беспомощному человечку? Конечно, мама. Для неё мы всегда дети: и тогда, когда ходим в детский сад, и тогда, когда штудируем школьные науки, и тогда, когда сами становимся родителями. Они живут на земле, чтобы излучать материнское тепло, оберегать самое дорогое, что у них есть – своих сыновей и дочерей. Мне кажется, что это самая трудная и в то же время самая почётная доля. Вот если бы и мы относились к своим матерям так же, как и они к нам! (Я не беру в расчёт тех матерей-кукушек, которые бросают своих детей, ведь слово «мама» к ним не относится). Когда же наступит такое, когда!?

III. Обобщение.

-Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока?

(Ученики говорят о том, какие новые умения и навыки получили они на уроке).

Д/З: 1.Упражнеие 346 (выполняют все)

2. По выбору: 1) составить 5 предложений, чтобы слова

автора стояли внутри прямой речи;

2) выписать 5 предложений из рассказа

«Телеграмма», заменив диалог прямой

речью, составить схемы предложений.

( Отрывок — «Настя у скульптора Тимофеева).

Текст

Кто-то тронул Настю сзади за руку. Это был старый вспыльчивый художник. «Что?- спросил он шёпотом, показывая

глазами на скомканную в её руке телеграмму. – Ничего неприятного?» «Нет, — ответила Настя. – это так…От одной знакомой…»

Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка. « Поздно! Маму я уже не увижу,» — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это милое слово — «мама».

1 группа – заполнить таблицу.

Слова автора

Прямая речь

Схема

Предложение с прямой речью

Автор

Глагол речи

2группа — переписать предложения первого абзаца, расставить знаки препинания.

3 группа — переписать предложения второго абзаца, расставить знаки препинания.

4 группа — выписать только прямую речь.

Карточка № 1.

Пожилая кассирша в очках выглянула в окошко. « Что с вами, гражданка?» — недовольно спросила она. « Ничего, — ответила Настя. — У меня мама…» Настя повернулась и быстро пошла к выходу. « Куда вы? — крикнула кассирша. — Сразу надо было сказать. Подождите минутку».

Карточка №2.

Учительница решилась и спросила одну из старух: «Одинокая, должно быть, была эта старушка?» «И, милая, — тотчас запела Матрена, — почитай что совсем одинокая. Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, далеко залетела. Так вот и померла без людей, без сродников».

Составить схемы предложений.

1группа (Ученики, получившие картонные квадраты.)

Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, неуверенным голосом прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая ваша дочь Настя».

2группа (Ученики, получившие картонные ромбы.)

« Не дождалась, — пробормотал Тихон. – Эх, горе её горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой».

Составить схемы предложений.

1группа (Ученики, получившие картонные квадраты.)

Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, неуверенным голосом прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая ваша дочь Настя».

2группа (Ученики, получившие картонные ромбы.)

« Не дождалась, — пробормотал Тихон. – Эх, горе её горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой».

Составить схемы предложений.

1группа (Ученики, получившие картонные квадраты.)

Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, неуверенным голосом прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая ваша дочь Настя».

2группа (Ученики, получившие картонные ромбы.)

« Не дождалась, — пробормотал Тихон. – Эх, горе её горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой».

Что я вижу в слове «мама»?

Первое сочинение.

Мама! Мама! Родное и милое с детства слово. Слово, всё состоящее из солнечных лучиков, по-доброму ласкающее, согревающее душу и в радостные дни, и в минуту горечи. Как часто мы произносим его. А всегда ли мы так же по-доброму относимся к той единственной, кто дала нам жизнь, просиживала часами у нашей постели, в любую минуту спешила нам на помощь, готовая отдать самое дорогое за своего ребёнка – жизнь. Нет, не всегда. Как часто мы бываем эгоистичны к нашим мамам, считая, что жертвенная материнская любовь предназначена ей природой. Забываем и о том, что жизнь человека коротка, что мамы наши не вечны. Только потеряв самое дорогое, начинаем осознавать, как часто были не правы к ней. Но бывает уже поздно, потерянного не вернуть. Как же жить потом с таким камнем в душе!? Об этом страшно подумать. Так почему же понимая это теоретически, мы продолжаем пользоваться материнской любовью, не жертвуя взамен почти ничем ради наших мам!? Почему?

Второе сочинение.

Что я вижу и слышу в слове «мама»? Интересный вопрос.

А, правда, что? Радугу после дождя, как символ обновления в природе, пение птиц на заре, сказочные деревья, посеребрённые инеем, ясное небо, усыпанное звёздами, млечный путь, журчание ручейка, словом, всё то, что говорит о вечной жизни на земле, в том числе и о жизни человека. А кто даёт жизнь маленькому беспомощному человечку? Конечно, мама. Для неё мы всегда дети: и тогда, когда ходим в детский сад, и тогда, когда штудируем школьные науки, и тогда, когда сами становимся родителями. Они живут на земле, чтобы излучать материнское тепло, оберегать самое дорогое, что у них есть – своих сыновей и дочерей. Мне кажется, что это самая трудная и в то же время самая почётная доля. Вот если бы и мы относились к своим матерям так же, как и они к нам! (Я не беру в расчёт тех матерей-кукушек, которые бросают своих детей, ведь слово «мама» к ним не относится). Когда же наступит такое, когда!?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here