Корнеева Н.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской обл.
Министерство образования и науки Мурманской области
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Рабочая программа
учебного предмета “Русский язык”
8 класс
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Корнеева Н.Ю.
Оленегорск – 2008
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного образования по предмету для образовательных учреждений с русским языком обучения. При составлении программы учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таких документах, как «Методическое письмо о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года», «Анализ результатов единого государственного экзамена в Мурманской области в 2008 году», методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе».
Обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского (родного) языка и приоритетные направления в его преподавании.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
-
деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
-
синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
-
формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
-
развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
-
сбалансированное развитие устной и письменной речи;
-
формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
-
усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе -формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
-
формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
-
формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью.
Цели и задачи учебной дисциплины
Главной его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
-
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
-
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
-
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
-
освоение компетенций — коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Язык — по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен:
знать/понимать
-
основные нормы русского литературного языка;
-
словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
-
грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
-
односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
-
признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
-
осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);
уметь
-
опознавать единицы синтаксиса;
-
проводить анализ словосочетаний предложений;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
В данной программе отражён как федеральный, так и НРК. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии ГОСа НРК:
-
культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
-
социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
-
информационно-методологическую (человек-информация).
Учебно — тематический план
Тема |
Количество часов | В том числе на: | ||||
уроки | развитие речи | контрольные работы (указать вид (тест, диктант, анализ текста и др.)) | ||||
сочинения (аудиторные; домашние) | изложения (подробные; сжатые; выборочные) | |||||
1. | Русский язык в современном мире. | 1 | 1 |
|
|
|
2. | Повторение изученного в 5-7-х классах |
8 |
5 | 2 (аудиторные) |
| 1 (диктант с грамматическим заданием) |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 6 | 6 |
|
|
|
4. | Простое предложение. | 3 | 2 | 1(домашнее) |
|
|
5. | Двусоставные предложения. | 8 | 6 | 2 (домашнее; аудиторное |
|
|
6. | Второстепенные члены предложения | 9 | 6 | 1 (домашнее) 2 (тренировка публичных выступлений) |
|
|
7. | Односоставные предложения
| 12 | 10 | 1(аудиторное) |
| 1 (диктант с грамматическим заданием) |
8. | Простое осложненное предложение | 12 | 9 |
| 2 (выборочное) | 1 (диктант с грамматическим заданием) |
9. | Предложения с обособленными членами | 20 | 15 | 2(аудиторное) |
| 1 (зачет), 2 (контрольный диктант) |
10. | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | 10 | 7 | 2(аудиторный диспут) |
| 1 (контрольный диктант) |
11. | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 8 | 6 | 1(диалог) |
| 1(итоговый тест) |
12. | Повторение и систематизация изученного | 5 | 4 |
| 1 (подробное) |
|
| ||||||
| Итого: | 102 | 77 | 14 | 3 | 8 |
Календарно – тематическое планирование
Дата | Тема урока | Педагогические средства | Дидактическая модель обучения | Вид деятельнос-ти учащихся | |
|
| Русский язык в современном мире. | рассказ, работа с книгой, беседа | объясни-тельно-иллюстра-тивная | индиви-дуальная, групповая |
2. |
| Повторение изученного в 5 — 7-х классах. Пунктуация и орфография. | тренинг, прохождение материала быстрым темпом | репродук-тивная | парная, групповая |
3. |
| Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | |||
4. |
| Знаки препинания в сложном предложении. | |||
5. |
| Буквы -н- — -нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | |||
6. |
| Повторение написания не с существительными, прилагательными, наречиями на –о(-е), глаголами и глагольными формами, числительными. | |||
7. |
| РР Сочинение в форме письма. | работа с памяткой, текстом | объясни-тельно-иллюстра-тивная, | индивиду-альная |
8. |
| РР Сочинение в форме письма. | |||
9. |
| Контрольный диктант. (По теме «Повторение в начале учебного года») | контроль | репродук-тивная | фронталь-ная проверка |
10. |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично поисковая | групповая |
11. |
| Текст как единица синтаксиса. | |||
12. |
| Предложение как единица синтаксиса. | |||
13. |
| Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | |||
14. |
| Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | |||
15. |
| Синтаксический разбор словосочетаний. | |||
16. |
| Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
17. |
| Интонация. Интонационные средства. | |||
18. |
| РР Описание памятника культуры. | работа с текстом | объяснительно-иллюстративная, | индивиду-альная |
19. |
| Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | работа с учебником | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая |
групповая |
20. |
| РР Сочинение – описание по картине И.Шевандровой «На террасе». | работа с памяткой и картиной | объяснительно-иллюстративная, | индивиду-альная |
21. |
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | работа с учебником | объяснительно-иллюстративная, | групповая |
22. |
| РР Сочинение на тему «Чудный собор» по материалам текста упр.101. | работа с текстом | объяснительно-иллюстративная, | индивиду-альная |
23. |
| Составное глагольное сказуемое. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
24. |
| Составное именное сказуемое. | |||
25. |
| Тире между подлежащим и сказуемым. | |||
26. |
| Тире между подлежащим и сказуемым. | |||
27. |
| Второстепенные члены предложения Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
28. |
| Определение. | |||
29. |
| Приложение. Знаки препинания при нем. | |||
30. |
| РР Знакомство с понятием «Риторика». Основные приемы ораторской речи. (упр.128, 131) | беседа, работа с учебником, тренировочные задания | репродук-тивная, творческая | индивиду-альная, групповая |
31. |
| РР Совершенствование навыков устной речи. Тренировка публичных выступлений.(упр.212) | |||
32. |
| Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
33. |
| Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. | |||
34. |
| Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |||
35. |
| РР Характеристика человека. | беседа | творческая | индивиду-альная
|
36. |
| Односоставные предложения Главный член односоставного предложения. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | индивиду-альная, групповая |
37. |
| Назывные предложения. | |||
38. |
| Определенно-личные предложения. | |||
39. |
| Определенно-личные предложения. | |||
40. |
| Неопределенно-личные предложения. | |||
41. |
| Безличные предложения. | |||
42. |
| Безличные предложения. | |||
43. |
| РР Рассуждение на тему «Слово делом крепи» (по упр.207) | беседа | творческая | индивиду-альная |
44. |
| Неполные предложения. | работа с учебником, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
45. |
| Синтаксический разбор односоставного предложения. | проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
46. |
| Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» | контроль | репродук-тивная | фронтальная |
47. |
| Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». | контроль | репродук-тивная | фронтальная проверка |
48. |
| Простое осложненное предложение Понятие об осложненном предложении. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
49. |
| Понятие об однородных членах. | |||
50. |
| Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | |||
51. |
| РР Написание изложения — сравнительной характеристики (по упр.238 – 242). |
организация совместной учебной деятельности | поисковая | групповая, индивиду-альная |
52. |
| РР Написание изложения — сравнительной характеристики (по упр.238 – 242). | |||
53. |
| Однородные и неоднородные определения. | работа с печатными тетрадями | объяснительно-иллюстра-тивная | групповая |
54. |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | работа с учебником, печатными тетрадями | объяснительно-иллюстра-тивная | групповая |
55. |
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | работа с учебником, печатными тетрадями | объяснительно-иллюстра-тивная | групповая |
56. |
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | проблемные задания | репродук-тивная | индивиду-альная |
57. |
| Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | практикум | репродук-тивная | групповая |
58. |
| Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами». | практикум | репродук-тивная | групповая |
59. |
| Контрольный диктант. | контроль | репродук-тивная | фронтальная проверка |
60. |
| Предложения с обособленными членами Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
61. |
| Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. | |||
62. |
| Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений. | |||
63. |
| Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. | |||
64. |
| Обособление согласованных приложений. | |||
65. |
| Обособление согласованных приложений. | практикум | репродук-тивная | групповая |
66. |
| Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. |
|
|
|
67. |
| Обобщение изученного по теме. | практикум, проблемные задания | репродук-тивная | групповая |
68. |
| РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди» (упр.281). | организация совместной учебной деятельности | поисковая | групповая, индивиду-альная |
69. |
| РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». | |||
70. |
| Контрольный диктант. | контроль | репродук-тивная | фронтальная проверка |
71. |
| Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. | работа с учебником, печатными тетрадями | объясни- тельно- иллюстра-тивная |
групповая |
72. |
| Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. | практикум | репродук-тивная | групповая |
73. |
| Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами». | практикум, проблемные задания | репродук-тивная | групповая |
74. |
| Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
75. |
| Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | |||
76. |
| Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | практикум | репродук-тивная | групповая |
77. |
| Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами. | практикум | репродук- тивная | групповая |
78. |
| Зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» | контроль | репродук-тивная | индивиду-альная |
79. |
| Контрольный диктант. | контроль | репродук-тивная | фронтальная проверка |
80. |
| Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями Обращение. Назначение обращения. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
81. |
| Обращение и знаки препинания при нем. | |||
82. |
| Вводные слова и знаки препинания при них. | |||
83. |
| Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | |||
84. |
| Вводные слова и предложения и знаки препинания при них. | |||
85. |
| Вставные конструкции. | |||
86. |
| РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386) | организация совместной учебной деятельности | поисковая | групповая, индивиду-альная |
87. |
| РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386) | |||
88. |
| Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
89. |
| Контрольный диктант. | контроль | фронтальная | индивиду-альная |
90. |
| Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
91. |
| Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. | работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания | объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | групповая |
92. |
| Предложения с косвенной речью. | |||
93. |
| Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | |||
94. |
| Цитаты и знаки препинания при цитировании. | проблемные задания | частично поисковая | индивидуальная, групповая |
95. |
| РР Диалог. Рассказ. | беседа | творческая | групповая |
96. |
| Итоговая тестовая работа. | контроль | репродук-тивная | фронтальная проверка |
97. |
| Анализ итогового теста. | работа над ошибками | поисковая | групповая |
98. |
| Повторение и систематизация изученного Синтаксис и морфология. | тренинг, прохождение материала быстрым темпом | репродуктивная | парная, групповая |
99. |
| Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. | |||
100. |
| РР Подробное изложение с элементами описания (по упр.443) | работа с текстом | поисковая | индивиду-альная |
101. |
| Синтаксис и орфография. | тренинг, прохождение материала быстрым темпом | репродук-тивная | групповая |
102. |
| Подведение итогов года. |
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
— учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
— учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
— учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы.
-
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено на основе Программы по русскому языку (авт. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).
-
Учебник Русский язык. 8 класс. Авт. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: «Просвещение», 2008.
-
Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. В 2-х частях. Авт. Г.Богданова. Изд-во «Генжер», 2007.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-
электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
-
репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
-
репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
-
материалы портала «Русское слово», сайта «Википедия», материалы ЦОР.