1001 идея интересного занятия с детьми

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДОРОГО ЯИЧКО ВО ХРИСТОВ ДЕНЬ»

Мороз Анатолий Иосифович, МБОУ Солнечная СОШ №1, учитель технологии, ХМАО-Югра, Сургутский район

Предмет (направленность): технология.

Возраст детей: 7 класс.

Место проведения: класс.

Задачи урока:

  • краткие сведения о христианском празднике Пасха;

  • помочь учащимся освоить технологию точения фасонных поверхностей на примере деревянного яйца и подставки к нему и декорировать их декупажем;

  • создать условия для получения практических навыков в работе на токарном станке по дереву и освоения техники декупажа ;

  • закрепить знания и умения в точении деталей сложной формы;

  • развить творчество и фантазию при освоении техники декупажа.;

  • создать условия для воспитания у школьников чувства гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.

Оборудование:

  • учебные мастерские,

  • станки и приспособления для выполнения токарных работ,

  • заготовки, резцы, угольники, линейки, штангенциркули,

  • чертежи и образцы изделий,

  • поделки детей,

  • примеры декупажа, рисунки-образцы,

  • ПК для демонстрации презентации.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Изложение нового материала:

а) «Краткие сведения о христианском празднике Пасха».

б) Виды яиц-сувениров.

4. Повторение техники безопасности и приемов точения фасонных поверхностей:

а) знакомство с чертежами и разработка технологической документации,

б) подготовка станка и заготовки к работе,

в) Практическая работа по изготовлению сувенирного яйца и подставки.

5. Выполнение декупажа.

6. Подведение итогов занятия.

Ход урока

На этом занятии мы с вами в преддверии Светлого Христова Воскресения, когда всю Светлую Пасхальную неделю, звонят колокола и христиане готовятся к празднику, тоже приобщимся к истокам народных традиций. Урок наш сегодня не обычен еще и тем, что мы не только закрепим знания, необходимые для работы на токарном станке и будем развивать умения в обработке древесины при изготовлении деревянных яиц и подставок, но и познакомимся с одним из видов декорирования пасхальных яиц.

Тема сегодняшнего занятия: “Дорого яичко во Христов день”, поэтому сегодня мы будем изготавливать и украшать декупажем пасхальные яйца. Издавна принято дарить друг другу пасхальные яйца, причем не только натуральные, но и яйца-сувениры из разнообразных материалов. Считается, что они обладают необычайной способностью вызывать изменения к лучшему, делать людей чище, добрее, мудрее, сильнее, а домашний очаг избавлять от накопившейся негативной энергии и т.д.

Символом зарождения жизни на Земле, ее плодородия у многих народов мира с незапамятных времен является яйцо. Так, среди предметов быта, обнаруженных археологами на раскопках в Египте, найдены остатки раскрашенных яиц. Ученые установили их возраст — более четырех тысяч лет (2000 год до н.э.). Уже в глубокой древности люди верили, что украшенная яичная скорлупа способна уберечь человека от сглаза, злых духов, болезней, стихийных бедствий и других напастей.

Этот обычай связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 гг. н.э.). В день, когда он родился, одна из кур, принадлежавших его матери, снесла яйцо, помеченное красными точками. Это предзнаменование было истолковано как знак богов, предвещающих маленькому императору счастливое будущее. С 224 года у римлян стало традицией посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.

Позже христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

Яйцо — символ древний. В христианстве оно напоминает об одном из главных догматов нашей веры, изображая гроб, в котором содержится зародыш будущей жизни, и тем самым символизируя воскрешение Христа. Выражает всесветную радость Христова Воскресения и красный цвет, цвет пролитой на Голгофе крови. Красные пасхальные яйца так и назывались — «крашанки», а украшенные узорами — «писанками». Расписывали их и многочисленными Евангельскими сюжетами. Как память о пасхальной радости, освященные яйца хранились в течение года в святом углу.

Яйцом-сувениром может быть: 

Стеклянное яйцо — оно символизирует чистоту души, искренность, сочувствие, сострадание и смирение, а также духовное просветление. Это яйцо может быть также и хрустальным.

Костяное яйцо — символизирует здоровье, избавление от различных хворей и недугов, психологическую помощь в исцелении души.

Деревянное яйцо — символизирует уверенность в своих силах, духовное совершенствование, миролюбие, достаток, душевный покой.

Каменное яйцо — символизирует силу в борьбе с обидой, гневом, раздражительностью и агрессивностью, а также восстанавливает душевное равновесие и физические силы. 

Вы можете выбрать соответствующий сувенир, зная, каких качеств не хватает вашему близкому родственнику, другу, коллеге, и подарить такое яйцо ему на Пасху. Верят, что оно поможет ему обрести их.

Практическую часть нашего занятия мы с вами построим следующим образом: на прошлом занятии мы с вами разработали варианты изготовления деревянного яйца и составили технологическую карту на изготовление. Теперь вспомним правила техники безопасности при работе на токарном станке и особенности работы при точении фасонных поверхностей. Блиц-опрос учащихся по технике безопасности и приемам точения фасонных поверхностей. (Вопросы по ТБ: приемы работы со стамесками, хватка стамесок, расположение их на подручнике, приемы перемещения в процессе точения. В чем нужно убедиться перед началом работы? Какой должна быть заготовка? Что нужно проверить перед включением станка? Что запрещается во время работы на станке? Какие требования к работающему на станке?) Обратить внимание, при выполнении фасонного точения на точность выполнения и приемы работы резцом: фасонные поверхности выполняются реером и плоским резцом за счет изменения величины глубины резания, режущая кромка инструмента должна совершать движения по кривой.

Далее следует практическая работа учащихся по точению деревянных яиц и подставок. Школьники выполняют черновую обточку фасонных поверхностей, ведут чистовую обработку, шлифовку и отрезание.

Следующий этап нашей работы это знакомство с декупажем.

Учащиеся выполняют работу по созданию своих сувениров к Светлому Христову Воскресению. Итак, подведем итоги проведенного занятия, вы сегодня познакомились с одной из самых древних и красивых традиций, предоставляющая широкие возможности для творчества и полета фантазии. Пасхальные сувениры весьма разнообразны — от обычных яиц, крашенных в луковой шелухе, до чудес техники и ювелирного искусства, также узнали о христианском празднике Пасха. И самое главное, что мы с вами своими руками создали эти замечательные сувениры.

Вывод: Изготовление и декупаж пасхальных яиц — это занятие и для взрослых, и для детей. Ребенок должен дорожить тем, что он сделал, и дарить вместе с яйцом, созданным своими руками, любовь и все то, что мы подразумеваем и чувствуем к людям в Пасху.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Уткин П.И., Коралева Н.С Народные художественные промыслы. – М., 1992.

  2. Плешанова И.И., Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного русского музея. – Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1985.

  3. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.

  4. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here