МБОУ гимназия №10

«Вторая жизнь бумаги»

Урок–проект по технологии во 2 классе

Учитель высшей категории Жарикова Наталья Геннадиевна

Урок представляет собой этап исследования по проекту «Вторая жизнь бумаги». На первом этапе проекта выдвинута гипотеза о том, что не весь мусор бесполезен. Проводился сбор информации о бумаге и собирался в классе бумажный мусор

Тема: Вторая жизнь бумаги.

Цель: способствовать формированию навыков экологически грамотного поведения в быту;

расширению знаний детей о свойствах бумаги, о том, что бумага может менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания и пр.).

Задачи:

  • расширение представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и экономном расходовании;

  • отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

  • создание условий для формирования УУД:

регулятивных

  • формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • формирование умения планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • формирование умения следовать при выполнении работы инструкциям; руководствоваться правилами при выполнении работы;

  • формирование умения осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

познавательных

  • формирование умения понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

коммуникативных

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

личностных

  • формирование положительного отношения и интереса к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда.

Тип урока: урок-проект.

Тип проекта: краткосрочный, конструкторско-технологический

Оборудование: бумага для исследования (картон, газета, санитарная, для рисования, писчая), лоток с водой, бумажная масса, крахмал, краситель, лоточки с сеткой, ложечки, влажные салфетки

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверьте, все ли готово к уроку.

Подготовка рабочего места

Определение темы урока Постановка цели

— Отгадайте загадку и определите тему урока

На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать! (бумага)

— Где человек использует бумагу?

— Интересно, что

  • больше всего бумаги используется не для письма или книг, а для производства различной упаковки

  • каждый человек в нашей стране в год использует примерно 25 кг бумаги

  • 500 тысяч тонн бумажных отходов образуется только в Москве за один год.

  • Средняя семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось вырубить 6 деревьев.

Вспомните, какую гипотезу мы высказали на уроке окружающего мира.

Чем мы занимались всю прошедшую неделю?

Сколько собралось бумажного мусора? Какова же цель урока?

-При повторной переработке 1000кг бумаги сохраняется 17 деревьев.

Попробуем и мы поучаствовать в сохранении деревьев.

Слайд1

Высказывания детей

Не весь мусор бесполезен, у бумаги может быть вторая жизнь.

Научиться повторно

использовать бумагу

Мотивация

к учебной деятельности

— Предположите, как можно дать бумаге вторую жизнь.

— Производство бумаги очень сложный процесс, состоящий из многих этапов. Повторить его полностью в домашних условиях невозможно, но сделать кое-что можно.

Высказывания детей

Исследовательская работа

Чтобы самостоятельно переработать собранную бумагу, нам необходимо выяснить некоторые важные свойства бумаги.

Исследование вы будете проводить в группах. Вспомните правила работы в группе:

  • Внимательно слушай и понимай других.

  • Умей договариваться и уступать.

  • Разумно распределяй обязанности.

  • Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.

Группа 1 Исследование картона

    1. Возьмите в руки по кусочку бумаги и определите ее вид. Запишите. ________________________

    2. Запишите, какая она на ощупь. Воспользуйтесь словарем научных слов (рыхлая, плотная, грубая, гладкая, рельефная, мягкая) __________________________________

    3. Разорвите свой кусочек бумаги и внимательно рассмотрите место разрыва. Опишите, что видите ____________________________________________

    4. Опустите свои кусочки бумаги в воду. Понаблюдайте, что происходит с бумагой. Запишите ________________________________________________

Группа 2 Исследование газетной бумаги

Группа 3 Исследование бумаги для рисования

Группа 4 Исследование санитарной бумаги

Группа 5 Исследование тетрадной бумаги

Какие свойства оказались одинаковыми у любого вида бумаги? (состоит из волокон, впитывает воду, деформируется в воде)

Почему книги и тетради нужно беречь от воды?

Работа в группах по исследованию свойств бумаги.

Слайд 3

Отчет групп о выполненном исследовании

Практическая работа

— Как вы думаете, что нужно сделать с собранной бумагой, чтобы из нее изготовить новую (измельчить и залить водой)?

Выньте из парты лоточки с сеткой и мисочки с бумажной массой.

Посмотрите на инструкцию по самостоятельному изготовлению бумаги.

  1. Измельчить старую бумагу.

  2. Залить водой на несколько часов

  3. Добавить чайную ложку крахмала и по желанию чайную ложку красителя, хорошо размешать.

  4. Выложить на сетку ровным слоем

  5. Высушить

Пункты 1 и 2 я сделала накануне урока, т.к. для размокания бумаги до волокон необходимо несколько часов. В массе недостаточно воды, добавляйте ее понемногу. Бумажная масса должна напоминать, например, рисовую кашу.

Наш проект еще не закончен. Как мы сможем использовать полученную бумагу?

Слайд 5

Добавляют в бумажную массу воду, крахмал, выкладывают на лоточки с сеткой

Итог урока

Рефлексия

Если урок вам понравился, вы считаете его полезным и интересным, у вас все получилось — поднимите зеленый кружок. Если работа вам не понравилась, вы считаете ее ненужной, покажите красный кружок.

Лист исследования

      1. Возьмите в руки по кусочку бумаги и определите ее вид. Запишите название бумаги.

________________________________________________________________

      1. Запишите, какая она на ощупь. Воспользуйтесь словарем научных слов (рыхлая, плотная, грубая, гладкая, рельефная, мягкая)

___________________________________________________________________

      1. Разорвите свой кусочек бумаги и внимательно рассмотрите место разрыва. Опишите, что видите _________________________________________________________________

      1. Опустите свои кусочки бумаги в воду. Понаблюдайте, что происходит с бумагой. Запишите __________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here