Конспект урока по технологии
3 класс
Спилы дерева
Цели: познакомить со способами получения спилов; научить обрабатывать спилы и работать с ними; изготовить подсвечник; развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность и терпение.
Задачи:
Образовательные
-
-Познакомить с технологией изделия
-
-Закрепить навыки детей по работе с природным материалом
-
-Упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы
Воспитательные
Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для коллектива, культуру труда
Развивающие
Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи.
Литература. Учебник «Маленький мастер» 3 класс, Т.М.Геронимус., рабочая тетрадь «Маленький мастер» 3 класс, Т.М.Геронимус
Вид учебного труда: работа с природными материалами.
Объект труда: подсвечник.
Оборудование:
Для учителя: готовый подсвечник, спил дерева, свечка маленькая в пластмассовой подставке, сосновая шишка, шило, наждачная бумага, подрезная доска.
Для учащихся: спил дерева, сосновая шишка, зеленая гуашь, клей ПВА, свечка для торта в пластиковой подставочке, простой карандаш, кисточки для клея и краски, наждачная бумага.
Ход урока
-
Вступительная часть.
1. Приветствие.
2. Организация рабочего места.
3. Повторение правил безопасной работы с шилом.
-
Основная часть
План работы
-
Спилы. Инструменты для спилов.
-
Правила техники безопасности.
-
Анализ изделия. Последовательность изготовления.
-
Подготовка и сборка деталей.
Учитель. Посмотрите на подсвечник (с. 72 учебника).
Подставку для него сделали из толстой ветки. Ее аккуратно отпилили, она так и называется — спил (показывает).
На спиле есть кружочки. Это годичные кольца. Год пройдет — ветка станет толще, еще одно кольцо появится. Чем больше колец, тем старше дерево.
Потрогайте спилы. Какие они на ощупь.
Дети. Шершавые, неровные.
Учитель. Правильно, ведь спил отпилили пилой – специальным столярным инструментом с одной ручкой и большим количеством зубьев. Каждым зубом она «откусывает» древесину – пилит ее. Такая пила называется ножовкой. Пилы бывают разные, одни умеют распиливать заготовку вдоль, а другие поперек волокон (с.74,75 учебника).
Лобзик выпиливает разные узоры. Сравните зубья ножовки и лобзика (показывает). Маленькие зубья у лобзика и крупные у ножовки.
А как получают спилы? Нужно толстую ветку закрепить в специальном ящичке, который называется стусло (с. 75,76 учебника).
Затем отпиливают заготовку ножовкой.
Если потрогать свежий спил, то можно заметить, что он влажный. Поэтому спилы надо сначала высушить, а потом потереть о наждачную бумагу – отшлифовать.
Запомните правила безопасной работы с ножовкой:
-
Надежно зажать заготовку в стусло.
-
Крепко держать ножовку при работе.
-
Подавать ножовку, держа ее рукояткой вверх, зубьями к себе.
Рассмотрим подсвечник. Для основания взят спил дерева, в нем сделано отверстие, в которое вставлена свечка от торта с подставкой.
Подкрашенная зеленой гуашью шишка наклеена на спил, придавая композиции оригинальность и красоту.
Последовательность изготовления подсвечника:
-
Работаем с наждачной бумагой.
-
Проколем отверстие.
-
Покрасим шишку.
-
Соберем подсвечник.
-
Практическая работа.
Хорошо отшлифуем спил о наждачную бумагу. Потрем о наждачную бумагу дно шишки, чтобы оно стало плоским.
Примерим шишку и свечку к спилу, наколем место для пластмассовой подставки под свечку.
Примечание. Работу с шилом учащиеся выполняют в соответствии с правилами безопасности на столе учителя под его руководством на подрезной доске.
Гуашь смешайте с клеем ПВА, чтобы краска потом не пачкалась. Окрасим в зеленый цвет, оставим подсохнуть. Вымойте кисточку от краски.
Приклеим шишку на основание. Вставим свечку в подставку.
-
Итог урока.
Учитель. При помощи какого инструмента делают спилы?
Дети. Пилят ножовкой ветку 2 раза.
Учитель. Как обрабатывают спил?
Дети. Шлифуют о наждачную бумагу.
Учитель. Каким инструментом еще можно обработать спил?
Дети. Напильником.
Учитель. Как мы размечали место для подставки свечки?
Дети. На глаз.
Учитель. Для елочки вы выбрали раскрытую шишку, созревшую и сухую. Если у нас свежая шишка, то ее нужно положить на батарею, она быстро раскроется. А если из раскрытой шишки надо сделать закрытую, то нужно положить шишку на ночь в банку с водой – она закроется.
Почему мы смешивали краску с клеем ПВА?
Дети. Чтобы краска не пачкалась.
Учитель. Молодцы. Хорошо усвоили технологию изготовления подсвечника, приемы работы со спилом, шишкой и другими материалами.
Приводите в порядок рабочее место. Урок окончен.
МБОУ Новотроицкая СОШ
Конкурс « Учитель года»
Открытый урок по технологии
3 класс (по учебнику Т.М.Геронимус
« Маленький мастер»)
Тема: Спилы дерева
Составил учитель технологии
2 квалификационная категория
Педагогический стаж 7,5 лет
Трубицын Андрей Николаевич
2012 год.
“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе — тот истинно велик!”
(Пьер Гренгор)
Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны – необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого- гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья, а делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11% здоровых детей.
В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч, посещающий урок, должны заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.
Памятка для самоанализа занятия
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
-
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
-
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
-
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.
До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие школьников.
Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний
Для этого прежде, чем идти на урок, составляется беседа с учителем перед уроком.
Общие критерии анализа урока
Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Основные пути повышения эффективности урока
-
постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
-
оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
-
стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
-
применение активизирующих методов и средств обучения;
-
организация самодеятельности учащихся;
-
единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
-
организация оперативной обратной связи;
-
формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
-
интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Структура урока
На сегодняшний день объем научной информации огромен, время обучения ограничено. И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных содержания и методов обучения.
Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).
Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.
Рациональную структуру урока обеспечивают
-
комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
-
выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
-
определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;
-
выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;
-
дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
-
создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся
Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Структура учебно-познавательной деятельности
-
осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
-
построение плана ее решения;
-
практическое решение задачи;
-
контроль над процессом решения задачи;
-
оценка результата в соответствии с эталоном;
-
определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний.
Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных” методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.
Уровни самоанализа урока
-
Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
-
Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
-
Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
-
Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Примерная памятка для самоанализа урока учителем
(по Поташнику М.М.)
-
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
-
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
-
Какие задачи решались на уроке;
-
образовательные,
-
воспитательные,
-
задачи развития?
-
Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
-
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
-
На каком содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
-
Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
-
Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
-
Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
-
Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
-
За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
-
За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
-
Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
-
Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.
-
Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Самоанализ урока учителем
(по Шамовой Т.И.)
-
Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
-
Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
-
Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
-
Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
-
Показать, как другие этапы работали на главный этап.
-
Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
-
Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Самоанализ урока.
(по Куриленко Т.М.)
-
Была ли достигнута цель урока?
-
Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
-
Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
-
Как использовалось время на уроке? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
-
Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
-
Какие были недостатки в ходе урока и почему?
-
Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
| ||
|
|
Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.
В классе 18 человек, на уроке присутствовало только 14. Класс по своему составу и возможностям — полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.
Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла:
-) двое обучающихся по программе специально-коррекционного обучения 7 вида.
-) учащиеся с недостаточной подготовкой к урокам, пропускающим большое количество уроков по состоянию здоровья, учащиеся с особенностями характера: медлительность, рассеянность внимания и т.д. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Тип урока: обобщающий урок с элементами интегрирования с курсом природоведения (урок обобщения и систематизации знаний).
Основная цель урока: обобщить материал по теме «Обыкновенные дроби» в рамках изученного материала.
Во время урока решались следующие задачи:
-
Образовательные:
повторение основных понятий по теме, формирование научного мировоззрения учащихся путем умения выделять главное и существенное при установлении причинно-следственных связей между основными понятиями и способами решения поставленных задач. Умение планировать, контролировать ход своих действий при решении задачи и умение последовательно излагать его в письменной форме.
-
Развивающие:
На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
-) развитие логического мышления и математической речи в ходе устных ответов и объяснений решения заданий.
-) продолжение работы над формированием вычислительных навыков.
-) расширение кругозора учащихся.
-) развитие сенсорной сферы через ориентацию во времени и умение воспринимать устную речь.
-) развитие эмоциональной сферы в ходе представления результатов самостоятельной деятельности.
3. Воспитательные задачи:
-) воспитание математической культуры.
-) умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.
-) умение рефлектировать.
-) стремление добиваться наилучших результатов.
Под цель и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:
-) методы организации учебно – познавательной деятельности: словесный, наглядный практический, частично – поисковый.
-) методы предъявления учебных требований.
-) методы стимулирования и мотивации.
-) методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
Формы обучения: игровая, коллективная (фронтальная), индивидуальная.
С учетом выше изложенного были избраны следующие технологии:
-) информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима, Visual—basic, программа работы со звуком.
-) технология уровневой дифференциации достигнута за счет предложенных дополнительных заданий
-)здоровьесберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала: первые 4 мин. — 60%, 5-30мин. — 80%, остальное время – неболее 40% информации). Для проведения физкультминутки подобраны упражнения на улучшение кровообращения головного мозга, формирование осанки и общеукрепляющие упражнения.
Цели урока достигнуты и …….
.
При проведении занятия мною был использованы следующие технологии:
Целью данной кружковой работы является знакомство учащихся с основами игры в шахматы (правила игры, беговые свойства каждой фигуры – правила перемещения фигур по шахматной доске), формирования интереса к данной игре, обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системы умений и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни.
Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
-
образовательная — расширение кругозора, пополнение знаний учащихся, активизация мыслительной деятельности школьников, развивает умение ориентироваться на плоскости, формирует умение логически мыслить, тренирует память, внимание и наблюдательность.
-
воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
-
эстетическая – играя, учащийся попадает в мир превращений обыкновенной доски и фигур в изящные по красоте отдельные ходы, шахматные комбинации доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить необычные выходы в различных ситуациях приносит эстетическое наслаждение и обогащает детскую фантазию.
Самоанализ урока
окружающего мира в 3 классе
по теме «Вода. Свойства воды».
Анализ цели урока.
Тема урока соответствует программе по технологии в 3 классе.
Цели урока -1) образовательная
2) развивающая:
3) воспитательная:
обоснованы темой урока.
Форма урока: комбинированный с использованием практической работы учащихся исследовательского характера.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
На первом этапе в процессе повторения для активизации познавательной деятельности проведен фронтальный опрос учащихся по вопросам, тестирование, подводящее к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
На втором этапе сообщена тема урока, проведена небольшая лекция по теме. Для установления свойств воды учащимися проведена практическая работа исследовательского характера, сделаны самостоятельные выводы с записью в тетрадь.
Закрепление было проведено в виде ролевой игры по сравнению свойств воды и воздуха.
В заключительной части урока был подведен итог, подчеркнута важность применения свойств воды для здоровья человека.
Считаю, что цели я достиг, так как дети усвоили виды получения спилов , научились применять . Мотивация деятельности учащихся была высокой, работа детей была направлена на конечный результат и оценена по достоинству.
Анализ структуры и организации урока.
Этапы урока имели логическую последовательность, изучение материала происходило от простого к сложному, от наблюдений к умозаключениям.
Время было распределено целесообразно.
Рабочее место ученика было организовано рационально: Процессу мышления учащихся способствуют наглядные демонстрационные пособия, компьютерная поддержка на всех этапах урока. Присутствовала научная организация труда учащихся и учителя.
. Но в то же время четкая цель настроила учащихся на рабочий лад.
План урока выполнен полностью.
Анализ содержания урока.
Урок был построен последовательно, материал изложен доступно, логично, научно. Содержание урока связано с потребностями ученика, с жизнью и здоровьем. Развивались познавательные интересы детей, происходила активная учебная деятельность.
Анализ методики проведения урока.
Выбранная форма урока – комбинированный с использованием практической работы учащихся исследовательского характера – соответствует возрастным особенностям детей. Выбранные методы и приемы способствовали мотивации учебной деятельности. Наглядный метод, практический применялись на этапах урока и давали положительный результат.
Формирование понятий о свойствах воды опиралось на исследование результатов опытов.
Применялась здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного: суть ее в том, чтобы ученик во время урока больше двигался, получал на уроке только положительные эмоции и удовлетворение от процесса познания и трудовой деятельности, целесообразно проведение физминутки, применение конторок Базарного.
Анализ работы учащихся на уроке.
Урок прошел в положительной эмоциональной обстановке и рабочей атмосфере. Общаться с детьми было легко, дети были благоприятно настроены, понимали меня. В конце урока дети анализируют свою работу, выделяют в ней наиболее значимые моменты своего труда. Это создает ценность урока. Вся практическая работа выполнена на отлично.
В целом мне понравилось общение с этим классом, и результатом я довольна.